Альянс в поддержку института подписки на газеты и журналы обсудил проблему государственной помощи печатной прессе

13 марта 2017 года в пресс-центре ИД «Комсомольская Правда» состоялось расширенное заседание Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы, посвященное вопросам государственной помощи печатной прессе. В заседании приняли участие представители Министерства связи и массовых коммуникаций, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, ФГУП «Почта России», крупнейших общественных организаций отрасли и издательских домов. 

Заседание открыл Генеральный директор ИД «Комсомольская Правда» В.Н.Сунгоркин. Он поприветствовал участников заседания и поблагодарил Ассоциацию распространителей печатной продукции (АРПП) за большую работу по консолидации отрасли печатной прессы для решения отраслевых проблем. А также поделился важной новостью. На протяжении долгого времени ИД «Комсомольская правда» обсуждал возможность продажи двух изданий – «Экспресс газеты» и журнала «Телепрограмма». В феврале 2017 года было официально объявлено о том, что издания продаются. Но буквально за час до начала заседания Альянса руководители издательского дома приняли решение отказаться от продажи. Это решение связано с новым пониманием перспектив развития печатной прессы в России. Несмотря на все усилия издательского дома по развитию бизнеса в интернете, увеличить его долю в доходах более чем до 10% не удается. В.Н.Сунгоркин пожелал успешной работы всем участникам заседания и заверил их в том, что ИД «Комсомольская Правда» готов оказывать поддержку при организации отраслевых мероприятий. 

Председатель АРПП А.В.Оськин прокомментировал официальные результаты подписной кампании на первое полугодие 2017 года. Подписные тиражи сократились на 11,1%, оборот рынка подписки снизился на 9%. Результаты свидетельствуют о существенной разнице в подходах к организации подписки в различных регионах России. В Республике Тыва тиражи выросли на 57% (относительно подписной кампании на первое полугодие 2016 года), в Чеченской Республике - на 55%, в Республике Ингушетия – на 37%. В Амурской и Свердловской областях тиражи остались неизменными. А в Камчатском крае, напротив, упали на 37,3%. Аналогичная «чересполосица результатов» наблюдается и в других регионах страны. Объяснить это экономическими причинами невозможно. Кризис подписки связан с тем, что подписные цены выше розничных. Для сравнения, в США государство и издатели делают все от них зависящее, чтобы подписываться было выгоднее, чем покупать в розницу. К примеру, стоимость одного экземпляра журнала Cosmopolitanв по подписке в 12 раз меньше розничной цены. А в России из-за роста подписных цен в 2014 году подписные тиражи сократились более чем на 40%. Рынку подписки необходимы государственные субсидии. Но поручения Президента Российской Федерации В.В.Путина по проработке вопроса о возвращении субсидий вот уже два года остаются невыполненными. Между тем, по данным экспертов медиарынка, явка на выборы в Государственную Думу РФ четко коррелируется с плотностью подписки на прессу (количеству подписчиков на тысячу населения). Такую же корреляцию можно проследить и между плотностью подписки и количеством голосов, набранных на выборах партией «Единая Россия».

Заместитель начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Г.Н.Кудий поддержал решение ИД «Комсомольская Правда» не продавать печатные издания. По его словам, это решение соответствует выводам международных экспертов, прозвучавшим в октябре 2016 года на 61 Международном конгрессе Distripress. Ни одному из зарубежных издательских домов при переходе в цифровой формат не удалось добиться сохранения доходности на уровне выше 60%. 

Председатель Координационного совета Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы В.В.Керов объявил участникам заседания о том, что до 24 марта 2017 года принимаются заявки на включение в список изданий, рекомендуемых Экспертным советом по региональным печатным СМИ при Министерстве связи и массовым коммуникаций РФ и имеющих право на льготный почтовый тариф на прием и доставку подписки. Издателям, уже включавшимся в аналогичный список для подписной кампании на второе полугодие 2017 года, достаточно прислать информацию (карточку издания в формате Excel) о своем издании. Другим издателям будет необходимо представить полный комплект документов, включая заявку, заверенную подписью и печатью, карточку издания и оригинал выпускаемой газеты или журнала. 

Начальник отдела периодической печати Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (ФАПМК) С.А.Дзюбинская рассказала о порядке получения грантов для социально значимых СМИ. Грантовый бюджет на 2017 год составляет 355 миллионов рублей. 300 миллионов из них предназначены для поддержки региональной прессы, 55 миллионов – для поддержки прессы федеральной. По действующему законодательству, на государственную грантовую поддержку могут рассчитывать издания, публикующие на своих страницах не менее 60% оригинального контента (исключая рекламу, телепрограмму и перепечатки). Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2016 № 199 Н предписывает заключать контракты в электронной форме, с электронными подписями. В связи с этим, очень важно правильно оформить на сайте заявку на подключение к электронной системе подачи грантовых заявок. Важной проблемой грантовой программы ФАПМК в 2017 году является необходимость казначейского сопровождения средств, получаемых издателями в рамках договоров с федеральным агентством. В 2016 году по просьбе Президента РФ В.В.Путина грантовые средства ФАПМК были освобождены от необходимости такого сопровождения, что увеличивало оперативность их перевода на счета издателей. Но решение о таком освобождении в 2017 году не принято. Кроме того, приказ Министерства юстиции № 887 от 6 сентября 2016 года предписывает предоставлять 5 различных справок, включая справку об отсутствии у издателя муниципальных субсидий, взятых на те же цели, что и запрашиваемый грант федерального агентства. По словам представителя ФАПМК, в 2016 году агентство профинансировало 114 заявок от издателей. При этом, средняя сумма гранта составила 500 тысяч рублей. 

Заместитель начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфииФАПМК Г.Н.Кудий указал на важность правильного оформления требуемой документации и корректного соотношения запрашиваемых сумм и объема предлагаемых к выполнению работ. 

Главный редактор журнала «Юный техник» А.А.Фин поднял вопрос о потерях издателей из-за введения «эконалога»– налога на утилизацию непроданного тиража. В новых условиях уже становится выгоднее производить не газеты и журналы, а картонные коробки и бумажные этикетки.

Руководитель Департамента по развитию подписных сервисов и дополнительных услуг «Почты России» М.А.Казаков рассказал о сотрудничестве почтового оператора и Московского культурного форума, планирующего в конце марта 2017 года организовать благотворительную подписку силами звезд эстрады. М.А.Казаков обратил внимание участников заседания на то, что ФГУП «Почта России» для продвижения подписки активно работает с социальными сетями. В частности, он рассказал о сотрудничестве с порталом Lenta.ru для организации подписки на форуме «Я – гражданин».

Генеральный директор якутского ИД «Ситим» М.Н.Христофорова поставила вопрос о необходимости переноса весенней «Декады подписки» в Якутии на более ранний срок. Кроме того, она призвала издателей выступить в апреле 2017 года на форуме ОНФ «Правда и справедливость» в защиту интересов издателей, недовольных высокими почтовыми тарифами. По словам издателя, из-за роста почтовых тарифов тираж издательского дома «Ситим» снизился во время подписной кампании на первое полугодие 2017 года на 25%, а его доходы сократились на 12%. Рынку подписки необходимы субсидии и освобождение от различных дополнительных отягощений, одним из которых является необходимость уплаты налога за утилизацию непроданных тиражей. М.Н.Христофорова предложила создать рабочую группу для определения отношения отрасли к новому налогу. А также организовать круглый стол в Государственной Думе РФ, посвященный актуальным проблемам рынка распространения печатной прессы. 

Редактор газеты «Призыв» (город Домодедово) Н.В.Шарова подняла вопрос о том, что многие издания лишены возможности участвовать в грантовых программах ФАПМК из-за специфики их официального статуса. В частности, газета «Призыв» зарегистрирована как Государственное бюджетное учреждение (ГБУ), что лишает ее возможности подать заявку на грант. Представители ФАПМК предложили издателям самостоятельно решать, что им важнее: муниципальное или государственное финансирование первоочередных хозяйственных нужд или возможность подачи заявок на грантовое финансирование.   

Руководитель Службы по связям с общественностью «Межрегионального агентства подписки» В.А.Дворянов указал на важность определения вектора работы по продвижению подписки. Если речь идет об удержании уже имеющихся подписчиков, наиболее эффективной формы работы с ними может быть реклама подписки на страницах изданий. Если необходимо привлечь новых подписчиков, нужно более активно задействовать другие информационные каналы. Несколько лет назад «Почта России» активно рекламировала подписку на телевидении и радио, а также организовывала акции продвижения в аэропортах и железнодорожных вокзалах. Многие издатели также активно применяют «пакетную» подписку (подписку на несколько изданий сразу). Такой формат подписки похож на американский опыт издания печатной прессы. В США крупные газетные бренды предлагают подписчикам продукт, состоящий из различных тематических выпусков (посвященных деловой, общественно-политической, спортивной и иной информации), к которым часто в виде бонуса прилагается какой-нибудь глянцевый журнал.      

Генеральный директор Медиагруппы «Журналист»  Л.В.Петрова пригласила всех участников заседания вынести самые важные из обсуждаемых в его рамках проблем на организуемый 12-13 апреля в Москве Форум качественной прессы. А А.В.Оськин предложил сделать поднятые на заседании вопросы частью повестки дня Международной конференции АРПП в Сербии, которая пройдет с 3 по 7 апреля 2017 года. 

Подводя итоги заседания, А.В.Оськин отметил, что бумажная пресса и печатные книги будет жить вечно. Это подтверждается, в том числе, и исследованиями врачей, доказывающими, что чтение бумажной прессы улучшает зрение и продлевает жизнь. А.В.Оськин поблагодарил ИД «Комсомольская Правда» за предоставленную для заседания площадку и предложил более активно использовать возможности крупных издательских домов для консолидации представителей отрасли печатной прессы и системы ее распространения.

Пресс-служба АРПП  

Фотоотчет о мероприятии можно помотреть по ссылке