Андрей Туманов: Печатные СМИ лишаются базы, особенно когда начинаются не очень умные реформы

Журнал "Новости СМИ" в номере от 13 марта 2017 г. опубликовал интервью с Андреем Тумановым, генеральным директором и главным редактором газеты "Ваши 6 соток", под заголовком «Журналистская жизнь странна и непостоянна». 

* * * 

В современной журналистике довольно много проблем и нерешенных вопросов, которые требуют пристального изучения. Сегодня мы вместе с Андреем ТУМАНОВЫМ, генеральным директором и главным редактором газеты «Ваши 6 соток», решили пройтись по пораженным участкам нашей медиаяблони, чтобы избежать ее гибели.

- У вас за плечами достаточно богатый опыт работы на радио, телевидении, в печати и политическом поприще. Поэтому мне довольно любопытно узнать ваше мнение о современном состоянии журналистики.

- В современной России журналистика умерла как искусство, как профессиональная работа. Остались единицы, которые могут писать о том, что они сами хотят, что у них «в душе накипело».

В газетах, журналах, радио и телевидении не журналисты уже командуют – там либо бизнес процветает, либо, что бывает чаще, они являются политическими игрушками. За исключением, конечно, телевидения. Телевидение – больше, чем игрушка, это политический инструмент.

За всю историю советских и современных российских СМИ все дела в области журналистики сегодня находятся на низшей точке – непрофессионализм порой зашкаливает, особенно на телевидении, в котором, в отличие от радио и прессы, деньги до сих пор крутятся. Поэтому оно привлекательно для непрофессионалов. А непрофессионалы в своем деле, как правило, с хорошими локтями, могут пробиться туда, где можно заработать.

Самое непростительное – это когда допускают кучу фактических и орфографических ошибок. Но все же по сравнению с радио, телевидением и интернетом некоторые печатные издания, несмотря на большие убытки, проблемы и моральные страдания пытаются оставаться неким ориентиром, даже заповедником, в котором еще можно встретить редких, но красивых животных.

- А расскажите о газете «Ваши 6 соток». Вы сами пытаетесь быть этим «ориентиром»? И расскажите вкратце про садово-огороднический рынок.

- В свое время я установил для себя планку, чтобы газета «Ваши 6 соток» была научно-популярным изданием, в котором не должно быть ошибок в области агрономии.

Наш редакторский коллектив старается, чтобы «Ваши 6 соток» оставалась газетой с оригинальными материалами. У нас много внештатных авторов, которые пишут нам интересные статьи. А в самой редакции работает два опытнейших редактора, выпускника «Тимирязевки» (Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева – прим. ред.), которые знают свое дело.

Но все равно очень сложно вести конкурентную борьбу с газетами-кальками, с таким же объемом, таким же форматом, такой же периодичностью, как у нас. В подобных изданиях работает один человек, который просто «шарит» по интернету.

И такая катастрофа наблюдается не только в нашей сфере. Все, начиная с крупных информагентств и заканчивая самым «дешевым» сайтом, занимаются грубым копипастом. При советской власти, когда я был еще молодым корреспондентом, такое необдуманное копирование означало профнепригодность, это было позором для человека, для журналиста. А теперь быть копипастом стало нормой.

На рынке садово-огороднических товаров очень много жуликов. Часто я слышал от своих коллег, что писать про сад и огород – это не журналистская работа, что-то несерьезное. Лет 12 наше издание боролось с так называемой «вьющейся земляникой». Компании, которые занимались продажей растений или розеток, делали гигантские обороты – они рассылали сотни тысяч посылок по всей стране. А издания на своих страницах рекламировали эти компании, зная, что вьющейся земляники в природе не существует.

Я пытался через прокуратуру и МВД, доходил даже до министра внутренних дел, решить этот вопрос, но там мне сказали, что вопросами «каких-то семян» они не занимаются.

Я обращался к журналистскому сообществу и говорил: «Вы же понимаете, что это мошенничество. Вы же потом получаете письма от своих читателей. Как вы им в глаза смотрите?». Мне говорили, что это бизнес и я сам дурак, что не получил прибыль и не пошел на сделку со своей совестью. Поэтому как я могу уважать коллег, которые заведомо обманывают людей, своих читателей?

- А что вы думаете про медиасообщество в целом?

- Когда я был первым заместителем председателя комитета по информполитике, информтехнологиям и связи Госдумы и еще задолго до этого, всегда говорил медиасообществу: «Ребята, посмотрите, какую помойку вы из себя представляете».

Я в принципе всегда защищал журналистов, когда на них были нападки. Но посмотрите, что сейчас происходит. Журналисты крайне не дружны. Они не защищают друг друга. Когда рушится какая-нибудь газета или журнал, кто-нибудь поставил свечку или предложил помощь?

В свое время был журнал «Столица». Когда он закрывался, один я выступил с предложением помощь изданию. А все просто смеялись и говорили: «Зачем им помогать?». Я отвечал: «Затем, что завтра вас закроют, завтра за вами придут».

- Где и как распространяется ваша газета?

- Наша газета распространяется везде: и в розницу, и по подписке.

Мы работаем со всеми подписными агентствами. Своих распространительских структур не пытались создавать, как это делали крупные издания. Должна быть специализация – не должен повар ходить и продавать свои пирожки.

Сейчас рынок этот достаточно обвален. Причем последние 10 лет он обвалился капитально. Все ждали, когда же мы достигнем дна. И даже добравшись до дна, пытаемся провалиться еще ниже.

Распространители крайне неохотно платят. Иные вообще не платят, потому что проверить, допустим, возврат продукции невозможно. Раньше я собирал возврат, а сейчас ни продукцию назад не отдадут, ни денег не заплатят.

Печатные СМИ лишаются базы. Особенно когда начинаются не очень умные реформы. Например, нескончаемая история с заменой газетных киосков. В мэрии я об этом публично говорил: «Зачем вы это делаете? Это же рынок с постоянным циклом, как доменная печь, которую нельзя остановить. Вы потом ее не восстановите». Честно говоря, с ужасом смотришь на киоски, которые кое-где все-таки поставили, и видишь, что никто не подходит к ним, поскольку стоят полупустые.

Где-то два года назад Почте России отменили дотацию на подписку. По этому поводу я ругался с А.В. Улюкаевым и А.Г. Силуановым. Они объясняли мне, что у меня негосударственное мышление, не понимаю оборотов и что будут дотироваться хорошие и нужные стране издания персонально. Я им объяснял, что эту проблему с персональным дотированием еще М.Н. Полторанин решал и считал, что надо поддерживать рынок прессы в целом, а не отдельных лизоблюдов.

- Мне бы хотелось поговорить еще об одной проблеме – проблеме чтения…

- Люди массово перестают читать. Основной процент читателей – люди старшего поколения (старше 50 лет). Молодежь, хотя пристрастилась к гаджетам, но ничего там не читает.

Один молодой депутат мне однажды сказал: «Бумажные книги – это прошлый век. Я все их выкинул. У меня есть планшет, в котором хранится практически вся мировая литература». Я спросил его: «И что же ты читал из своего планшета?» – «Ну, «Му-му» Пушкина или кого там, кому памятник поставили… Чехова».

Это очень большая проблема – потеря печатного слова, печатной буквы. Она нам еще отзовется. Очень многие развитые страны, которые начали раньше нас уходить в электронный мир, возвращаются оттуда. Например, в Японии в школах запрещено пользоваться гаджетами. У японцев газета Asahi Shimbun выходит миллионными тиражами. А у нас, извините, «Ваши 6 соток» уже перебила тиражи «Известий», «Правды» и «Красной звезды», вместе взятых.

К сожалению, наш рынок СМИ руководим из одного центра, где чувствуют политическую выгоду только от телевидения. Все остальное уже фактически списали как расходный материал. Пусть оно там тихо-тихо умирает… А это неправильно – невозможно построить гражданское общество без свободной прессы. Но я уверен, что про это все-таки вспомнят и вернутся к этому.

Среди губернаторов у меня много знакомых. Один из них мне как-то сказал, что в глубинках практически вся молодежь проходит через тюрьму. Не сесть там практически невозможно. Остается либо уезжать и бежать оттуда, либо идти по этому пути.

А все это начинается в том числе с книг. Потому что человек, который читает, уже не «гопник», у него уже что-то там в голове есть.

Посмотрите, что творится, – сейчас люди на улице матерятся в голос. И никто замечания не делает. Я периодически делаю замечания. Люди за 30 лет сразу начинали извиняться. Если они извиняются, значит, еще не все потеряно.

У многих разъехалось понятие культуры. Они меньше читают книг, меньше говорят в нормальном обществе. Когда я преподавал в МГУ, своим студентам всегда говорил: «Выкиньте из своей компании людей, которые ругаются матом, у которых интересы совершенно другие («шопинг», косметика, похудание и т.д.). Вы будете развиваться, если будете собирать вокруг себя правильную компанию».

В нашей стране есть тенденция откатываться от какой-то полнейшей вольницы беззакония к патриархальности. Если вспомним 90-е гг., половина изданий, продававшихся в переходах, была с большим преобладанием порнографических картинок и материалов. И ведь никто этот рынок, эту порнографию не уничтожал – сам читатель наелся всем этим и начал ценить хорошие аналитические издания. Поэтому и здесь, наверное, мы рано или поздно, как только люди начнут нормально жить, откатимся к некой патриархальности. А те же журналисты начнут нормально зарабатывать и хорошо работать. Потому что, безусловно, какая-то школа и задел есть – есть прекрасные журналисты, которые еще помнят Анатолия Аграновского, Анатолия Рубинова, Геннадия Бочарова.

Источник: журнал "Новости СМИ" №6 (455), 2017 г.