Проблемы в индустрии печатных средств массовой информации появились в РФ в 2014 году, когда Минфин отказался от выделения субсидий «Почте России» на доставку подписки. Якобы это было сделано с целью экономии бюджетных средств. В свою очередь, это вынудило оператора почтовой сети с 2015 года частично повысить цены на услуги почтовой связи. В результате для потребителя подписка на любимую газету стала дороже, чем ее приобретение в розницу. По последним данным, если сравнивать итоги этой зимы с минувшей, подписка рухнула на 11% в тиражах по стране и на 9% по обороту в рублях. Даже скидки, предоставленные «Почтой России» федеральным и региональным изданиям, не смогли сдержать существенный рост цен на подписку. Для наглядности: известный глянцевый журнал, издающийся в США, по подписке в 12 раз дешевле розницы. Подобная же ситуация в Китае, в Японии и везде, где у прессы есть поддержка властей.
В отдельных регионах России число подписчиков на то или иное издание не сократилось, а, напротив, стремительно возросло. Тут рекордсменом стала Чечня: подписка в регионе за год увеличилась на 55%. Иначе складывается ситуация в соседней Ингушетии — там подписка упала на 47%. Причина здесь кроется в отношении к проблеме и в заинтересованности региональных властей. Однако без решительных мер федерального правительства по оздоровлению отрасли регионам по отдельности точно не справится.
Если говорить о розничной торговле печатной продукцией, то тут свои проблемы, которые также привели к увеличению цен на печатную продукцию. А как иначе, если расходы на производство постоянно растут — в частности, на бумагу. В итоге с 2014 по 2016 год средний ценник на газеты и журналы подскочил аж на 27%.
Призывы разобраться в сложившийся ситуации сыплются в адрес президента, премьера, Минфина, а воз, как говорится, и ныне там. Ранее главные редакторы ведущих российских печатных изданий вручили президенту письмо с предложением вернуть субсидии на доставку подписки в размере 6 млрд рублей в год. Владимир Путин предложение поддержал. На деле правительство ничего не сделало. Год назад представители рынка напомнили, что поручение президента по-прежнему не выполнено. Путин возмутился, но ничего не изменилось.
«То, что сейчас происходит, — это чиновничий саботаж поручения президента, — прокомментировал ситуацию для «МК» Александр Оськин, председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции. — Необходимо вернуть субсидии. С их возвращением ситуация резко улучшится, и это надо делать немедленно, в том числе чтобы спасти явку на президентские выборы. Ведь в России есть такая закономерность: чем хуже подписка в регионах, тем меньше избирателей приходит на выборы. Может, это совпадение и случайно, но оно наблюдается по всей стране. Лишаясь газет и журналов, люди теряют доступ к единому информационному пространству, а властям наплевать».
При этом стоит отметить, что печатную прессу читает самая активная часть населения, которая может влиять не только на результаты выборов, но и на общее положение дел в стране.
Людмила Александрова
Источник: Московский комсомолец