Участники форума рассказали, что за последние три года рынок печатных СМИ столкнулся с рядом острых проблем, среди которых рост тарифов почтовой доставки, удорожание полиграфических материалов, снижение покупательской способности граждан, запрет на рекламу отдельных видов товаров, конкуренция со стороны интернет-СМИ и многие другие. По словам экспертов, в таких условиях высокую значимость приобретает любая государственная поддержка печатных СМИ. В числе основных мер господдержки периодических печатных изданий – гранты Роспечати, финансовая поддержка на региональном уровне, госзакупки на освещение деятельности органов власти, а также премии и конкурсы органов власти и общественных организаций.
Выступая на Медиафоруме ОНФ, секретарь Союза журналистов России, член общественного совета Фонда ОНФ «Правда и справедливость» Татьяна Метелкина напомнила, что еще в 2015 г. по инициативе активистов Общероссийского народного фронта в Госдуме сумма грантов для СМИ, реализующих социально значимые проекты для населения, была увеличена почти в три раза по сравнению с 2014 г. – с 100 до 280 млн руб. Такое решение было принято после того, как региональные журналисты на первом медиафоруме ОНФ в 2014 г. подняли перед президентом РФ, лидером Общероссийского народного фронта Владимиром Путиным вопрос о выживании региональной прессы в условиях резкого роста тарифов на доставку газет «Почтой России». В 2016 г. благодаря усилиям депутатов – активистов ОНФ запланированное в бюджете финансирование поддержки региональных СМИ на 2017 г. также было увеличено с 56 до почти 300 млн руб.
В настоящее время активистами ОНФ в Госдуму внесен законопроект, предусматривающий закрепление в законе «О СМИ» понятия «региональное СМИ», напомнила руководитель Центра правовой поддержки журналистов и координатор законодательных инициатив ОНФ в Госдуме Наталья Костенко. Она ожидает, что его принятие не только даст возможность направлять всю сумму грантов «Роспечати» региональным печатным изданиям, но и позволит в перспективе в целом выстроить эффективный механизм поддержки региональных СМИ, создать более точную адресную систему господдержки изданий.
Также в ходе Медиафорума ОНФ было отмечено, что сейчас нужно следить за тем, чтобы уже существующие механизмы господдержки работали без сбоев. Так, в прошлом году к главе государства обратились региональные журналисты СМИ, освещающих социально значимые темы, с просьбой отменить казначейское сопровождение контрактов на получение поддержки Роспечати. Тогда вопрос разрешился в пользу журналистов, и в 2016 г. казначейское сопровождение контрактов на получение субсидий было отменено, что значительно упростило работу редакций. Однако в 2017 г. проблема возникла снова – Минфин России, несмотря на позицию президента России, ввел казначейское сопровождение для данной категории контрактов, и, несмотря на вмешательство Минкомсвязи, ситуация пока не изменилась.
Давать сбои начала и система скидок «Почты России» для социально значимых СМИ, созданная после критики ОНФ для стимулирования роста тиражей газет, упавших после резкого увеличения тарифов ФГУП в 2014 г. Ранее в Минкомсвязи определили критерии социально значимых СМИ. Таковыми могут считаться газеты и журналы, если они существуют на медиарынке не менее пяти лет и не нарушают законы о СМИ. В случае включения в список социально значимых средства массовой информации могут получать скидки во время подписной кампании ФГУП «Почта России».
Однако на площадке медиафорума журналисты пожаловались, что на практике скидки получают только те издания, которые подписывают читателей в почтовых отделениях. В то время как те, кто делает это в своих редакциях (не рассчитывая на качественную работу почтовиков), не получают положенной льготы.
Участники медиафорума также отметили, что наиболее популярным типом поддержки сегодня также является заключение контрактов на предоставление субсидий. Однако на практике, по данным Совета по правам человека при президенте РФ, в 2015 г. около 73% бюджетных средств субъектов РФ было направлено на поддержку СМИ, учреждаемых государственными органами или имеющих госучастие, 17,6% – на поддержку СМИ без государственного участия, 8,6% – на поддержку СМИ, учреждаемых органами местного самоуправления.
«Применяемая в последние годы система финансирования региональных и местных печатных СМИ из бюджетов субъектов и муниципальных образований преследует по сути единственную цель: сохранить в том или ином регионе страны наиболее значимые государственные и негосударственные издания, – заявила руководитель Центра правовой поддержки журналистов ОНФ, координатор законодательных инициатив ОНФ в Госдуме Наталья Костенко. – Нередки случаи, когда власти, желая поддержать конкретное СМИ, составляют технические задания таким образом, что никто, кроме нужной газеты, участвовать в тендере не может: прописывается определенный тираж, периодичность, цветность, способ распространения и так далее».
Эксперты также отметили, что еще одним реальным способом финансовой поддержки печатных СМИ являются премии и конкурсы органов власти и общественных организаций. Так, например, каждый год Фонд ОНФ «Правда и справедливость» проводит конкурс журналистских работ. Лауреаты конкурса приглашаются на ставший уже традиционным медиафорум ОНФ, который проходит в Санкт-Петербурге.
«Развитие мер господдержки для печатных СМИ позволит журналистам эффективно выполнять свои функции, главная из которых – информирование жителей всех регионов России. При этом важно, чтобы проводимая политика господдержки была ориентирована не только на многотиражные и крупные СМИ, но и учитывала интересы всех газет и журналов. Органы власти должны понять, что их задача не просто раздать деньги, а создать систему поддержки и развития всех СМИ с целью наиболее полного и всеобъемлющего информирования граждан конкретной территории», – подчеркнула Наталья Костенко.
В этом смысле, проводя конкурсы на информирование, органы власти могли закладывать в контракты, например, обязательство для традиционных СМИ распространять свою информацию в Интернете и соцсетях. Это не дорого, но стимулировало бы СМИ развиваться и в этом направлении, постепенно адаптируясь к работе с интернет-аудиторией. Но заниматься самостоятельно этим у печатных СМИ и даже у ТВ-компаний стимулов и средств сегодня нет.
Не менее эффективным способом поддержки СМИ в столь сложный период, но не требующим серьезных затрат могли бы стать приемы депутатов Госдумы или региональных чиновников (министров и даже губернаторов) на базе местных СМИ.
«Я начала практиковать это. В прошлую субботу провела прием граждан на базе районной газеты Успенского района Краснодарского края «Рассвет», куда пришли около 40 человек. Мы договорились разместить советы по типовым проблемам в этом СМИ для того, чтобы односельчане не попали в аналогичные ситуации. Я уверена, после того как проблемы граждан найдут решение, рейтинг любой газеты в глазах читателей и соответственно ее тираж будут расти. Обязательно сделаю это своей депутатской практикой и призываю коллег поступить также», – заявила Костенко.
Источник: Общероссийский народный фронт
Похожие материалы: Владимир Путин на медиафоруме в Санкт-Петербурге ответил на вопросы журналистов