Инновации и прорывные технологии на конференции АРПП в Сербии

3 апреля с.г. в г. Аранджеловац (Сербия) открылась XXXII медиаконференция АРПП «Рынок печатных и электронных СМИ России. Тенденции и прогнозы».

В ней принимают участие свыше 40 человек, в том числе издатели, дистрибуторы, представители ФГУП «Почта России», топ-менеджеры медийных организаций, эксперты рынка из Барнаула, Казани, Краснодара, Москвы, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Смоленска, Уфы, Хабаровска, Челябинска, Якутска, а также из Сербии, Белоруссии и с Украины. 

Открывая первое пленарное заседание, председатель правления АРПП А.В. Оськин отметил, что конференция проходит в сложный для индустрии печатных СМИ период, одной из отличительных особенностей которого является снижение доступа населения к традиционным газетам и журналам. 

Созданию предпосылок для информационной изоляции, из-за которой жители России теряют доступ к качественной прессе, способствуют практически повсеместное сокращение численности киосков, существенное снижение подписных тиражей из-за отмены государственных субсидий на их доставку, резкое удорожание стоимости производства изданий и связанный с этим рост цен на периодику, значительное падение покупательной способности россиян. 

Председатель правления АРПП призвал участников конференции сконцентрировать внимание на анализе проблем, мешающих развитию отрасли, высказать предложения, направленные на преодоление трудностей, повышение эффективности издательского и распространительского бизнесов. 

На конференции был представлен доклад президента АРПП Д.В. Мартынова «Рынок печатных и электронных СМИ России 2017: проблемы, перспективы, антикризисные решения». Со ссылкой на АКАР в докладе приводятся сведения, согласно которым в России за последние 5 лет читательская аудитория прессы сократилась на 11%. При этом сокращение произошло главным образом за счёт граждан с низким и средним уровнем доходов, тогда как численность читающих периодику россиян с высоким уровнем дохода наоборот возросла.

Несмотря на указанную тенденцию, совокупная аудитория бумажных и цифровых версий изданий ежегодно растёт в среднем на 30-40%. У наиболее продвинутых, таких как «Комсомольская правда», «Российская газета», «Коммерсантъ» и некоторых других за счёт запуска собственных сайтов аудитория увеличилась более чем на 70%. 

В докладе была дана характеристика основных трендов на рынке печатных СМИ:

- объём выручки от журналов и газет в ближайшей перспективе продолжит сокращаться; 

- падение выручки от рекламы и одновременный рост дохода от читателей (платная цифровая подписка, рост цен на прессу и т.д.); 

- ведущие медиа во всех странах мира следуют концепции «5 экранов», согласно которой контент должен распространяться на ноутбуке, смартфоне, телевизоре с выходом в интернет, мультимедийном устройстве и на страницах прессы.

- возрастёт конкуренция печатных СМИ с интернетом; 

- расширится поиск новых ниш для выпуска новых издательских проектов;

- концентрация бизнеса остаётся ключевым трендом медиарынка. Она способствует укреплению позиций лидирующих изданий и ведёт к закрытию изданий с нестабильной позицией на рынке. В дистрибуторской области концентрация выражается в сокращении количества оптовиков. 

В докладе подробно рассматриваются динамика тиражей печатных СМИ в России по тематическим группам, изменения на розничном и подписном рынках распространения периодики. Особое внимание уделено данным, отражающим обеспеченность населения киосками прессы в контексте выполнения Постановлений Правительства РФ от 09.04.2016 №291 и от 06.09.2016 №885. Представлен анализ распределения регионов в зависимости от плотности подписных тиражей. 

Специальный раздел доклада посвящён вопросам добросовестной конкуренции. Делается ссылка на выступление В.В. Путина на заседании коллегии Федеральной антимонопольной службы, где глава государства указал на значение здоровой конкуренции и свободного предпринимательства и подчеркнул, что «монополизм» во всех его проявлениях сковывает частную инициативу. С учётом этого, говорится в докладе, необходимо добиваться того, чтобы российский розничный и подписной рынки распространения периодической печати заработали на принципах добросовестной конкуренции. 

Докладчик особо подчеркнул значение инноваций и новых технологий в поддержке развития медиарынка России.

С докладом «Интеграция логистики или как заработать на своих компетенциях» выступил генеральный директор АО «АРПИ «Сибирь», член правления НП «АРПП» С.Д. Гаврилов (г. Новосибирск), который рассказал о диверсификации бизнеса своего логистического предприятия. 

В 2013-2014 гг. с рынка ушло много мелких игроков из-за роста издержек (ГСМ, «Платон», лизинг авто), выросли затраты на перевозки. За период 2013-2017 гг. рост затрат на автоперевозки увеличился на 26%, на железнодорожные – от 38% до 66% (по Дальнему Востоку). Работая на рынке всего 2 года, предприятие получило 300 клиентов (не пресса). Рост  тоннажа в 3 раза. Рост количества грузов – в 4 раза. Это стало возможно из-за создания отдела продаж, добавления сервисов и создания уникальной информационной базы. 

«В настоящий момент пресса составляет лишь 20% наших грузов», - отметил С.Д.Гаврилов. Уже есть положительные примеры интеграции, например, с коллегами из Екатеринбурга и Челябинска. Призываем к дальнейшей интеграции, расширению географии присутствия, т.к. увеличение тоннажа привлекаемого транспорта приводит к значительному уменьшению себестоимости перевозки прессы. Догружая существующий транспорт, мы получаем дополнительный доход, но для этого нужно партнерское ценообразование и активные продажи. Грузы на рынке есть и их нужно возить.

В своём видеообращении к участникам конференции член Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, депутат В.Е.Деньгин сделал акцент на тенденциях и существующих на рынке печатных СМИ проблемах, решить многие из которых, по его мнению, возможно путем активного взаимодействия участников отрасли и профильных государственных ведомств. 

Несмотря на стремительные темпы развития интернета и цифровых технологий, традиционные печатные СМИ, заметил В.Е. Деньгин, не потеряли своей актуальности: многие россияне по-прежнему хотят начинать своё утро с чтения газет. Однако тенденции последних лет, вызванные закрытием киосков прессы и проблемами в системе подписки, лишают их этой возможности. 

Нет конструктивного диалога и в самой отрасли. Задача Комитета на сегодняшний день: объединить для решения насущных проблем всех участников рынка печатных СМИ, урегулировать существующие между ними разногласия, добиться предоставления отрасли государственной поддержки для достижения главной цели — удовлетворения информационных потребностей граждан. По словам В.Е. Деньгина, малому бизнесу, занятому в системе распространения периодической печати, должно быть оказано содействие, в том числе в форме налоговых льгот. Если у большинства игроков рынка нет достаточного количества денег, значит нужно протянуть им руку и сказать: государство рядом.

В.Е.Деньгин заявил о своей готовности вместе с АРПП внести в действующее законодательство РФ ряд поправок, способных существенно облегчить жизнь бизнеса. Он выразил уверенность, что данная инициатива найдёт поддержку у депутатов разных фракций, так как все политические партии сотрудничают с печатными СМИ в работе с электоратом, а значит, заинтересованы в качественной и бесперебойной доставке газет и журналов. 

В эпоху развития цифровых носителей государство должно поддерживать печать. «Я уверен, что ещё не одно поколение россиян будет жить с бумажной прессой»,  — подчеркнул В.Е.Деньгин.  

О тенденциях и новых инициативах на рынке подписки на примере своего предприятия рассказал В.А. Дворянов, руководитель службы по связям с общественностью ООО «Межрегиональное агентство подписки», г. Москва. В целях стимулирования продаж и налаживания непосредственной работы с подписчиками в МАП взяли на вооружение систему мультиканальности организации подписных сервисов, включающих традиционную каталожную подписку, онлайн-подписку и подписку на электронные версии печатных изданий.

Особенность работы МАП заключается в том, что продолжая поддерживать на высоком уровне сервисы, связанные с печатными каталогами, агентство активно развивает первый на российском рынке полнофункциональный онлайн-портал Vipishi.ru. С его помощью подписчик получает существенные преимущества, дающие возможность подписаться  на более 3000 печатных изданий не выходя из дома в любой регион из любого региона, оформить подписку на электронные издания, используя различные варианты оплаты. Помимо рекламно-маркетинговых акций привлечению подписчиков способствуют бонусы, подарки, бесплатное включение в онлайн каталог и т.д. 

У МАП накоплен значительный опыт продвижения подписных тиражей газет и журналов. В портфеле агентства – акции для подписчиков печатного и интернет-каталога, акции для почтальонов, рекламные рассылки по базе подписчиков, реклама в каталогах и на сайте Vipishi.ru, размещение рекламной информации в почтовых отделениях, выпуск мини-каталогов, баннерная реклама, акции, направленные на снижение подписной цены издания и т.д. 

В.А. Дворянов привёл примеры того, как МАП постоянно разрабатывает и применяет инновационные способы работы с подписчиками, новые формы взаимодействия с издателями,  расширяет круг партнёров сотрудничества на подписном рынке.  В подтверждение этих слов докладчик рассказал о деталях и преимуществах для подписчиков реализации совместной со Сбербанком России федеральной программы лояльности клиентов этого крупнейшего отечественного финансового учреждения, сообщил об организации PR-мероприятий с участием представителей Русской православной церкви, политиков и чиновников.

Опытом работы ИД «Бурда» в условиях кризиса поделился К.В. Макурин, заместитель генерального директора ООО «Бурда Дистрибьюшен Сервисиз». В начале своего выступления он отметил, что по итогам продаж 2016 года общий оборот периодической печатной продукции составил 82 % от объемов 2015 года. Объём журнальной продукции сократился на 10%, патворков на 39%, прочей продукции, в том числе книг, упал  на 14%.

По словам докладчика, в настоящее время на рынке прессы преобладают следующие тенденции:

- сокращение  численности розничных объектов по продаже периодики;

- увеличение количества супермаркетов и точек продаж с открытым доступом; 

- сокращение киосков в метро Москвы и Санкт-Петербурга – нет стеллажей с прессой; 

- запрет на продажу табачных изделий в киосках привёл к сокращению покупательского трафика, а также сокращению числа киосков в регионах; 

- сохранение в 2017 и 2018 г.г. тенденции сокращения количества киосков в городах проведения в 2018 году чемпионата мира по футболу.

В столь непростой обстановке, подчеркнул К.В. Макурин, компания активизировала взаимодействие с партнёрами, численность которых за период с 2012 по 2016 год увеличилась почти в 4 раза.  В результате такой политики количество новых издательских проектов выпущенных на рынок с 2008 по 2017 год возросло в 5 раз. 

Серьёзное увеличение объёмов печатной продукции потребовало создания современного складского комплекса Сейлс-Бурда общей площадью 8 000 кв. м, недалеко от Москвы.   Кроме того, на складском комплексе установлена современная сортировочная линия германского производства, которая позволяет обрабатывать возвраты печатной продукции поэкземплярно. 

Подводя итоги пленарного заседания первого дня работы конференции, Оськин А.В. отметил, что главной тенденцией на современном рынке является появление новых «ростков» в области инноваций и прорывных технологий. К ним можно отнести деверсификацию логистических услуг в АО «АРПИ Сибирь», налаживание сотрудничества между ООО «Межрегиональное агентство подписки» в области подписки на издания и предоставления издателям возможности адресной работы с подписчиками Vipishi.ru. Интересным опытом поделился и К.В. Макурин в области оптимизации складского комплекса, работы с новыми издательскими проектами и улучшения обработки возвратов поэкземплярно с помощью линии TWI. «Все эти новации достойны изучения и внедрения на рынке прессы России», - подчеркнул А.В. Оськин.

В завершении первого дня работы конференции состоялось заседание круглого стола по теме - «Проблемы и перспективы сотрудничества издателей и дистрибуторов в современных условиях».

Конференция продолжает свою работу. 

Фотоотчет о пленарном заседании первого дня работы конференции можно посмотреть по ссылке

Пресс-служба АРПП