Что делать, чтобы преодолеть кризис в медиаотрасли

Конференция АРПП в Сербии продолжает свою работу. С докладом «Актуальные проблемы розничного распространения прессы в России и за рубежом» выступил пресс-секретарь НП «АРПП» К.П. Акопян.

Характеризуя ситуацию на рынках распространения периодики, он отметил, что количество точек продаж газетно-журнальной продукции во всем мире сокращается. В 2016 году в США и Канаде, т.е. в странах с традиционно высокой долей подписки, количество розничных точек продаж сократилось на 10% и на 4% соответственно. В странах с высоким уровнем розничной реализации прессы, таких как Великобритания и Испания, сокращение также отмечалось, но всего лишь от 1% до 5%. При этом на 1 торговую точку по продаже периодики приходится от 1000 до 2000 человек.

В России периодику в 2016 году можно было приобрести в 36 150 торговых объектах, что на 11% меньше чем их было в 2015 году.  На 17% по сравнению с 2015 годом сократилась численность специализированных киосков/павильонов и магазинов прессы, которых в 2016 году на территории России насчитывалось порядка 23 100 единиц. Таким образом 1 киоск/павильон прессы приходится на 5880 жителей населённых пунктов страны. 

К.П. Акопян дал развёрнутый анализ выполнения Постановлений Правительства РФ от 09.04.2016 №291 и от 06.09.2016 №885, которыми установлены нормативы минимального количества киосков и павильонов прессы на территории страны, за исключением районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий. Он сообщил, что требованиям этих постановлений соответствуют  только 36 регионов России, перечислил лучшие и худшие по данным показателям  субъекты Федерации.

Докладчик дополнил информацию о  выполнении правительственных постановлений комментариями относительно состояния системы распространения периодики в контексте положений приказа №197 Минкомсвязи России от 31 июля 2013 года «Об утверждении рекомендаций по поддержке и развитию системы розничного распространения периодических печатных изданий и иной печатной продукции в субъектах Российской Федерации». 

К.П. Акопян подробно рассмотрел ситуацию на московском рынке прессы. Напомнил, что в процессе реформирования столичной киосковой розницы  система по распространению печатной продукции была монополизирована государственной городской структурой, а прежние владельцы киосков были лишены права своей собственности.  В результате этих преобразований тиражи газет в 2016 г., по данным издателей, упали на 50%, журналов — на 30%. Подчеркнул, что крайне опасно перенести этот опыт на другие регионы.

Завершая выступление, К.П. Акопян рассказал об опыте организации продаж, подходе к формированию ассортимента, видам предоставляемых услуг в киосках прессы Польши и Белоруссии. 

На конференции выступил Д.А.Усанов, руководитель департамента розничных товаров ФГУП «Почта России». Он остановился на вопросах  организации продаж прессы в почтовых отделениях, представил программу развития данного направления деятельности Почты России. 

 Генеральный директор ИД Bauer Media Group А.А. Иванов обратился к участникам конференции с видеобращением, в котором призвал издателей и распространителей прессы в нынешнее сложное время сплотить усилия для совместной работы над преодолением негативных тенденций в отрасли. 

По его словам, сегодня на российском рынке СМИ читателям предлагается очень много однотипных журналов, что способствует размыванию потребительского спроса. Высказал мнение, что в том случае если редакции пойдут по пути сокращения числа изданий «сомнительного качества», а дистрибуторы начнут более ответственно подходить к вопросу ценообразования, кризисных явлений на рынке удастся избежать. 

Секрет успеха печатного издания сегодня заключается в активной работе, направленной на удовлетворение требовательного читательского спроса. Нужно прислушиваться к аудитории, научиться делать максимально востребованный продукт. Можно сколько угодно вкладывать деньги в неудачные издания, но они так и останутся неудачными. 

Рассуждая о будущем бумажных СМИ, А.А. Иванов выразил уверенность в перспективности печати как носителя информации. Он привёл в пример опыт компании Bauer Media Group на западных рынках, указав, что только в США еженедельный тираж журнала, аналогичного российскому проекту «Тайны звезд», составляет 600-700 тыс. экз. И это при том, что проникновение интернета там гораздо глубже, чем в России. «Интернет и пресса развиваются параллельно. Во всяком случае,  на сегодняшний момент для журналов, развлекательных изданий и глянца интернет никакой угрозы не представляет», — сделал вывод А.А.Иванов.

Об опыте работы на рынке прессы рассказал  О.В.Кононов, управляющий ГК «Толока»  (г. Минск). Он подробно остановился на выпускаемых издательских проектах, их формате, периодичности, ценах. Проанализировал доходы издателя от розницы, подписки, рекламы, интернета. Привёл сведения о расходах на полиграфию и редакционные нужды.

Докладчик уделил внимание  продвижению на рынок новых изданий, прокомментировал данные об их продажах, назвал процент списания, прибыльность, сроки запуска. 

 Об особенностях распространения прессы в Республике Башкортостан рассказала заместитель генерального директора ГУП РБ «Издательский Дом  «Республика Башкортостан», Г. З. Ермохина (г. Уфа). Она сделала акцент на том, что Башкортостан – многонациональный регион. Существование национальной прессы – один из важнейших способов проявления уважения государства к каждому этносу, эффективный инструмент обеспечения межнационального согласия, повышения толерантности общества. 

К сожалению, в настоящее время не выработаны принципы финансовой поддержки национальной прессы на федеральном уровне. Сейчас они получают поддержку лишь из регионального бюджета. Вместе с тем, национальные издания имеют низкие экономические возможности. Из 89 изданий, выходящих в Республике, лишь одна газета экономически самостоятельна. Принимая во внимание большую общественную нагрузку, которую несут национальные СМИ, их культурную, консолидирующую и воспитательную функции, государство должно поддерживать печатные издания, выходящие на языках народов РФ.

Г.З. Ермохина подчеркнула, что повышение тарифов на доставку периодики вследствие отмены субсидий из федерального бюджета больнее всего ударило по изданиям, выходящим на не русском языке. Они не имеют достаточных рекламных поступлений, позволяющих удерживать подписную цену на приемлемом для потребителя уровне. Все предпринимаемые издательским домом шаги по снижению расходов «съедаются» ежегодными повышениями тарифов почтовым ведомством. 

В интересах сохранения периодики на национальных языках необходимо пересмотреть решение об отмене субсидий. Г.З. Ермохина предложила направить совместное письмо НП «АРПП» и ФГУП «Почта России» в адрес Правительства РФ с просьбой возобновления субсидий на доставку подписных тиражей.

Г.З. Ермохина рассказала о сотрудничестве с почтой в вопросе  организации розничных продаж прессы через почтовые отделения. При этом заметила, что для динамичного развития данного направления дистрибуции требуется внедрение системы контроля качества оказываемых почтой услуг. В связи с этим Г.З. Ермохина предложила реализовать совместный проект Издательского дома «Республика Башкортостан» и ФГУП «Почта России», нацеленный на решение данной задачи.

 С докладом «Маркетинговые инструменты в распространении прессы в отделениях почтовой связи» выступил  руководитель службы по связям с общественностью ООО «Межрегиональное агентство подписки» В.А.Дворянов. По данным ФГУП «Почта России», отметил он, отделения связи посещает порядка 6 миллионов посетителей, которые, в принципе, являются возможными покупателями прессы. Таким образом сеть отделений почтовой связи обладает огромным розничным потенциалом в силу географии охвата и присутствия практически во всех населенных пунктах.

Сегодня МАП работает в 28 регионах, на территории которых находится более 8 тысяч почтовых точек продаж печатной прессы. Технологии МАП позволяют реализовывать необходимый контроль всех процессов из центрального офиса, что позволяет обходиться без создания региональных офисов, удешевляя процесс работы.  

Для привлечения внимания посетителей почтовых отделений МАП устанавливает в них дополнительное торговое оборудование, предназначенное для выкладки высокотиражных изданий, поставляемых дистрибутором. Помогает сотрудникам отделений в организации их работы, направляя им в помощь мерчендайзеров, проводит обучение руководителей отделов розничных продаж региональных УФПС организации правильной выкладки печатной продукции и корректному формированию повторных заказов на основе анализа продаж.

В целом докладчик положительно оценил деятельность по организации розничных продаж  прессы в отделениях связи. Вместе с тем, требуется исправить следующие недостатки и проблемы: 

- пассивность операторов в работе с посетителями ОПС;

- высокий процент возвратов;

- низкая мотивация персонала ОПС к увеличению объёмов продаж;

- недостаток торгового оборудования;

- низкий уровень продаж в одном ОПС, делающий нерентабельным вложения в продвижение.

По мнению издателей, работающих с агентством, заметил В.А. Дворянов, решением этих проблем могли бы стать: 

- проведение дистрибуторами акций совместно с издателями;

- мотивирующие мероприятия дистрибуторов и издателей  для персонала УФПС;

- поставки торгового оборудования для ОПС;

- размещение в ОПС рекламно-информационных материалов.

В этот день состоялись заседания круглых столов «Как выстроить эффективную работу с филиалом по розничной реализации газетно-журнальной продукции» и «Перспективы рынка дистрибуции прессы в ритейле».

Конференция продолжает свою работу.  

Пресс-служба АРПП

Фотоотчет о пленарном заседании 2-го дня можно посмотреть по ссылке.