Председатель правления АРПП А.В. Оськин рассказал о текущем положении дел в отрасли издания и распространения СМИ в России, в частности, о тех мерах, которые предпринимают отечественные отраслевые организации для поддержки индустрии медиа. Только за прошлый год, по его словам, совместными усилиями удалось отклонить пять вредных законодательных инициатив, которые могли негативно повлиять на рынок, испытывающий сегодня ряд трудностей как с точки зрения бизнеса, так и с точки зрения взаимоотношений с властью.
А.В. Авдонин, президент Союза издателей «НАИ», рассказал о деятельности НАИ, других отраслевых издательский организаций.
Президент Ассоциации Медиа Сербии, главный редактор ИА FoNet, Зоран Секулич (Zoran Sekulić) проинформировал о состоянии медиарынка рынка республики Сербия.
Участники Ассоциации Медиа Сербии охватывают 80% рынка печатных и электронных СМИ Сербии. Сербия – это маленькая страна с чрезвычайно большим количеством медиа, а именно с 1500 официально зарегистрированных СМИ с при населении страны 7,5 млн. человек. Ассоциация Медиа Сербии является самой большой отраслевой организацией медиа в стране. В Сербии работают три журналистских объединения и три ассоциации медиа, включая организации, объединяющие электронные СМИ и местную прессу.
Ассоциация Медиа Сербии сотрудничает с правительством в изменении регулирования СМИ, в том числе разработке и корректировке законов. Около пяти лет назад Сербия при непосредственном участии Ассоциации Медиа внедрила новую государственную медиастратегию, которая легла в основу нескольких законов, касающихся отрасли СМИ, в том числе государственного участия в капитале медиакомпаний. В Сербии было 72 компании с государственным участием. В 2015 году начался процесс их приватизации, 36 медиа было продано, 34 – нет. Из 34-х 20 не начали процесс ввиду отрицательного капитала. Остальные 14 должны быть закрыты, включая государственное информационное агентство TANJUG.
В Сербии выходят 12 ежедневных газет, 9 из которых в Белграде, 2 – в городе Нови-Сад и еще одна – в городе Ниш, расположенном к югу от столицы. Все они находятся в большом кризисе. Совокупные продажи тиражей этих изданий не привышают 450000 экземпляров, в то время как три года назад эта цифра достигала – 750000 экземпляров, т.е. падение составило более 30%. Розничная цена одного экземпляра ежедневных газет варьируется от 0,15 до 0,30 евро.
Зоран Секулич (Zoran Sekulić) сообщил, что распространители прессы не входят в ряды Ассоциации, а также не имеют своей профильной общественной организации. В Сербии издатели могут быть одновременно и дистрибуторами своей продукции.
Также Зоран Секулич рассказал о проблемах в области телерадиовещания, в частности, об участии иностранного капитала в управлении кабельными сетями, а также о ситуации с частными вещательными компаниями и падением качества медиаконтента в стране.
Рекламные бюджеты также имеют тенденцию к падению во всех сегментах рынка. Объём рекламного рынка Сербии составляет 160 млн евро в год, включая телевидение. Доля рекламы в печатных СМИ – 19% (газеты и журналы). На рекламу на ТВ приходится порядка 60%.
Исполнительный директор Ассоциации Медиа Сербии Далила Любичич (Dalila Ljubičić) рассказала про предприятие Moj Kiosk, которое имеет крупнейшую сеть киосков и павильонов прессы в стране. Данная компания является единственным игроком на рынке, который предоставляет информацию по продажам периодики на точках продаж день в день. Moj Kiosk тесно сотрудничает с Ассоциацией и является её афилированным членом.
Большой проблемой для сербских издателей является оптимизация ассортимента газет и журналов на точках продаж – когда следует отгружать больше тиражей в случае высокого спроса на торговых точках, а когда сокращать объемы в случае низких продаж.
Что касается ассортиментной политики в киосках прессы, то в Сербии нет законодательных ограничений на доли прессы и сопутствующих товаров на торговых точках. Сети, реализующие прессу, не имеют налоговых или других привилегий в зависимости от объёма ассортимента периодики.
В Сербии периодика представлена и в сетях ритейла: в супер- и гипермаркетах, а также в других магазинах различного формата. Поставщиком прессы туда яляется компания Beokolp, занимающая 70% рынка в этом сегменте. Розничные продажи газет и журналов в почтовых отделениях не реализуются.
По итогам состоявшегося обмена мнениями А.В. Оськин пригласил сербских коллег прибыть с визитом в Москву и предложил подписать двухсторонний договор о сотрудничестве и информационном обмене. Предложение было принято. Сербская сторона выразила готовность приступить к подготовке и реализации этого предложения.
Во встрече с сербской стороны также принимал участие Емил Холцер (Emil Holcer) из саморегулируемой организации Saveta za štampu. С российской стороны принял участие пресс-секретарь АРПП К.П. Акопян.
Пресс-служба АРПП