Константин Акопян: Актуальные проблемы розничного распространения прессы в России и за рубежом

На конференции АРПП в Сербии с докладом выступил К.П.Акопян, пресс-секретарь НП «АРПП». Публикуем тезисы и презентацию доклада.

Рынок распространения прессы в России и за рубежом (слайд 2) 

Рынок печатной прессы в России, да и во всем мире, сейчас переживает не лучшие времена. Тем не менее, печатные СМИ продолжают оставаться важной частью медиамикса, а глобальные тенденции говорят о некоторой стабилизации  рынка печатных СМИ в мире.

Количество точек продаж прессы во всем мире сокращается. В 2016 году количество розничных точек продаж в США сократилось на 10%, в Канаде – на 4%. Это страны с традиционной высокой долей подписки, поэтому уровень обеспеченности в них розничными точками продаж не столь важен, как для стран, традиционно высокой долей розницы. К таким странам относится Англия, Великобритания, Испания. В этих странах доля розничных точек продаж сократилась менее значительно от 1% до 5%. Уровень обеспеченности розничными точками населения в них составляет  от 1000 до 2000 человек на 1 торговую точку.

В России уровень обеспеченности торговыми точками прессы составляет 3600 жителей на 1 торгую точку, что серьезно ограничивает возможности доступа населения к каналам приобретения информации. Количество объектов по распространению периодической печатной продукции сократилось на 11%.*

*Примечание: в расчетах не учитываются почтовые отделения, но расчеты проведены с включением объектов по прессе в Крыму.

Структура розничного рынка распространения прессы в России (слайд 3)

АРПП ежегодно проводит мониторинг объектов распространения периодической печатной продукции путем сбора данных от профильных региональных Комитетов СМИ или Департаментов СМИ субъектов РФ, а также на основе данных дистрибьюторов рынка.

По итогаммониторинга  2016 года на территории России работало36 тыс. 150 торговых объектов по распространению прессы. Количество  торговых точек сократилось на 11% по отношению к прошлому году.

На слайде хорошо видны основные тренды:

- количество киосков ежегодно сокращается

- количество точек в ритейле растет, но не компенсирует потерь основного сегмента (киосков и павильонов прессы)

- общее количество объектов с прессой сокращается.

Киоски и павильоны прессы в России (слайд 4)

По итогам последнего мониторинга всего в на территории в 2016 году работало 23 тыс.100 киосков и павильонов. В них был представлен ассортимент печатной продукции в киосках в объеме более 1000 газет, журналов, книг и других информносителей.

В 2016 году зафиксировано самое большое сокращение объектов в сегменте киоски/павильоны, магазины прессы – минус 5100 объектов (это минус 17% всех киосков и павильонов прессы, работавших в 2015 году).

Постановление Правительства РФ №291(слайд 5)

Учитывая важность вопроса распространения периодической печати, Правительство РФ приняло   Постановление  от 9 апреля 2016 г. № 291  «Об утверждении Правил установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и методики расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью     торговых     объектов». 

В постановлении впервые узаконены правила определения нижних пределов площадей торговых объектов и количества павильонов и киосков прессы в населённых пунктах по всей стране, за исключением районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий.

В рамках расчётной методики утвержден базовый показатель минимальной обеспеченности населения торговыми павильонами и киосками по продаже печатной продукции, который составляет 1,7 торговых объектов на 10 тыс.человек или 1 киоск/павильон прессы на 5880 жителей муниципального образования.

Данное Постановление  носит обязательный характер исполнения, т.е. количество нестационарных объектов прессы – киосков и павильонов прессы не должно быть меньше минимального норматива.

Выполнение Постановления Правительства РФ №291 (слайд 6)

АРПП сделала расчеты нормативов минимальной обеспеченности населения нестационарными объектами прессы по всем субъектам РФ, за исключением северных территорий.

Согласно произведенным расчетам и данным мониторинга объектов по распространению прессы, проведенного в 2016 году, данное постановление выполняется в 34 регионах РФ. Лучшие 15  регионов РФ  представлены на слайде:

  • Воронежская область
  • Липецкая область
  • Московская область
  • Тульская область
  • Ярославская область
  • Калининградская область
  • Республика Марий Эл
  • Пермский край
  • Самарская область
  • Свердловская область
  • Челябинская область
  • Алтайский край
  • Иркутская область
  • Кемеровская область
  • Новосибирская область 

Среди них Воронежская область, Липецкая область. Согласно рейтингу руководителей субъектов РФ по отношению к прессы, который также ежегодно рассчитывает АРПП, главы этих регионов возглавили данный рейтинг в 2016 году.

Выполнение Постановления Правительства РФ №291 (слайд 7)

На слайде представлены регионы-аутсайдеры по обеспеченности населения объектами прессы:

  • Кабардино-Балкарская Республика
  • Краснодарский край
  • Москва
  • Республика Башкортостан
  • Республика Дагестан
  • Республика Ингушетия
  • Республика Татарстан
  • Саратовская область
  • Ставропольский край
  • Чеченская Республика

В список 10 регионов-аутсайдеров по итогам 2016 года вошла и Москва, где в настоящее время приводится реформирование киосковой розницы.

Реформа киосковой розницы в Москве (слайд 8) 

На московском рынке в августе 2015 г. Правительство Москвы приступило к реформированию киосковой розницы города. Было создано казенное предприятие «Мосгорпечать», а для получения своих же мест под киоски, распространители прессы стали вынуждены принимать участие в конкурсах на право осуществления торговой деятельности. Таким образом, бизнес лишился частной собственности, а сама деятельность по киосковому распространению печатной продукции в столице была монополизирована государством. Теперь все киоски прессы принадлежат городу Москве. Издатели, как и распространители, несут катастрофические убытки. По данным издательств, тиражи газет в 2016 г. в Москве упали на 50%, журналов — на 30%.

Итоги 2016 года. В конкурсах на право осуществления торговой деятельности, проведённых казённым предприятием «Мосгорпечать», на сегодняшний день разыграно 1700 киосков специализации «Печать», 1589 из них установлено, предпринимателям передано 1250 полностью готовых к работе торговых объектов. Планируется до конца года установит в Москве 2095 киосков. Отказ от киосков печати составил 7%. 

В этом отношении показательны рейтинг регионов РФ (территорий), который ежегодно рассчитывает АРПП. Рейтинг отражает обеспеченность населения объектами по распространению прессы. Так, в 2014 году москва по уровню обеспеченности занимала 46 позицию,   в 2015 году – опустилась на 48 позицию, а в 2016 году – ее рейтинг свалился до 63 позиции среди 85 регионов. Т.о. Москва попала в ТОП-25 худших регионов страны по обеспеченности населения объектами по распространению печатной продукцией.

Приказ Минкомсвязи №197 (слайд 9)

Кроме Постановления Правительства №291, обязательного к выполнению, на территории РФ применяется Приказ №197 Минкомсвязи России от 31 июля 2013 года «Об утверждении рекомендаций по поддержке и развитию системы розничного распространения периодических печатных изданий и иной печатной продукции в субъектах Российской Федерации». 

Данный Приказ устанавливает  рекомендуемые нормативы, которые обеспечивают шаговый уровень доступности объектов прессы для населения и соответствуют мировому уровню обеспеченности населения объектами прессы.

На слайде приведены нормативы количества киосков прессы. Для городов-миллиоников показатель должен составлять: 1 киоск прессы на 1500 жителей, в крупных городов РФ – 1 киоск на 2500 жителей, для городов и населенных пунктов  с численностью населения менее 50 тыс. – 1 киоск на 4000 жителей.

Регионы РФ с наиболее высоким  уровнем обеспеченности киосками (слайд 10)

В 2016 году АРПП подготовила обновленный Рейтинг регионов по обеспеченности киосками прессы . Рейтинг традиционно включает в себя 85 регионов РФ и оценивает доступность объектов по распространению периодической печатной продукции для населения. Оценка учитывает количество специализированных объектов печати (киосков и павильонов прессы) на территории субъекта РФ.

Согласно данным рейтинг территорий 2016,  показатель обеспеченности населения объектами прессы в среднем по России составляет 1 киоск/павильон прессы на 6325 жителей. Для сравнения в прошлом году данный показатель составлял 1 киоск прессы на 5240 жителей, в 2014 году -  1 киоск на 4770 жителей. 

Среди всех федеральных округов РФ лучший показатель обеспеченности имеет Уральский ФО, где на 1 киоск прессы приходятся 4862 жителя региона. Второе место занимает Сибирский ФО, где данный показатель равен 5328 жителям на 1 киоск прессы. На третьем месте находится Дальневосточный ФО с показателем 5882 жителей на 1 киоск прессы.

Хуже всего торговыми объектами с газетами и журналами обеспечены россияне в Северо-Кавказском и Приволжском  федеральных округах: там наблюдается существенная нехватка киосков прессы (10756 и 7 267 жителя на 1 киоск прессы  соответственно).

Что касается обеспеченности киосками по распространению периодической печати субъектов Российской Федерации, то лидерами являются те же области, что и в прошлом году - Калининградская и Челябинская, чьи показатели обеспеченности находятся на уровне: один киоск прессы на 2 523  и 3 079 жителей соответственно. 

В десятку регионов, жители которых наилучшим образом оказались обеспечены специализированными объектами прессы, вошли также Республика Марий Эл, Пермский Край, Липецкая, Воронежская, Иркутская, Смоленская, Тульская и Ярославская области. Их показатель варьируется от 2 523 до 4281 человек на 1 киоск.

Регионы РФ с наиболее низким  уровнем обеспеченности киосками (слайд 11)

Наихудшая ситуация по обеспеченности киосками прессы сложилась в Республике Ингушетия,  Чеченской Республике, Республике Адыгея, Республике Алтай, Кабардино-Балкарской Республике, Курской, Курганской и Саратовской областях, Еврейском АО, Карачаево-Черкесской Республике. В этих субъектах РФ 1 киоск прессы приходиться  более чем на 10 000 человек.

Приказ Минкомсвязи №197.  Ассортимент (слайд 12)

Приказом  №197 регулируется и ассортимент торговой точки. 60% ассортимента должно приходиться на печатню продукцию, 40% - это дополнительный ассортимент. Торговая точка по распространению печатной продукции может оказывать рекламные услуги и другие платные услуги при наличии кассового терминала.

Польша: Ruch, новые киоски (слайд 13)

Сегодня Польша является одним из лидеров среди европейских стран по обеспеченности населения точками реализации печатной продукции. Пресса присутствует в 57,5 тыс. торговых точек.

На слайде представлен ассортимент киосков прессы одной из ведущих киосковых сетей Польши – компании «Рух». Компания модернизируют свои объекты и насыщает их дополнительным ассортиментом и услугами.  Можно видеть, что ассортимент достаточно широк, в него включены и табак, и прохладительные напитки, на боковых витринах представлена бытовая химия, в части киосках – безрецептурные лекарственные препараты. Также значительно широк и перечень оказываемых киоском услуг: от подписки до выдачи интернет-заказов.

Белоруссия: Белсоюзпечать, киоски (слайд 14)

АРПП в этом году организовала бизнес-тур по изучению белорусского опыта распространения прессы. В рамках бизнес-тура участники знакомились с опытом розничной сети «Белсоюзпечати», которая  насчитывает 351 торговый объект в г. Минске, в т.ч. 26 магазинов, 41 павильон и 283 киоска прессы. Все объекты установлены в местах с наибольшей проходимостью.

В связи с изменением покупательских потребностей минчан компания произвела модернизацию торговой сети и заменила киоски на современные павильоны площадью 24 и 27 кв. м, которые органично вписываются в общую архитектуру города. Это позволило обеспечить экономическую эффективность деятельности предприятия, усилить конкурентоспособность, расширить ассортимент печатной продукции, увеличить площадь выкладки, открыть свободный доступ к продукции, расширить спектр предоставляемых услуг. Для привлечения покупателей в каждом павильоне устанавливается кофе-машина, а также имеется доступ к сети Wi-Fi. Таким образом, жители города могут не только купить свежий номер любимой газеты или журнала, но и выпить кофе, перекусить. Среди дополнительных услуг, предоставляемых в объектах по реализации периодики, есть возможность оформить подписку на издание, а также получить в любом объекте заказанный в интернет-магазине предприятия товар. 

Представитель компании отметил, что такой ассортимент позволяет  иметь месячный товарооборот объекта в пределах от 4 до 5 млн. белорусских рублей, при доле печатной продукции в ассортименте торговой точки в  35%. Особо хотел отметить тот факт, что в Минске торговые объекты, более 25% товарооборота которых занимает печатная пресса, освобождены от ограничений на свой ассортимент.

Земельные участки для установки объектов по реализации прессы «Белсоюзпечати» предоставляются без аукциона сроком на 20 лет. 

Что нужно распространителям (слайд 15)

  • Долгосрочные договора аренды – на 5 лет и более. 
  • Льготные арендные ставки, исходя из реальных возможностей бизнеса
  • Ассортимент без ограничений.Периодическая продукция  - 50% от ассортимента.