— Леонид Леонидович, печатной периодике по многим причинам сегодня выживать непросто. Как вы оцениваете положение дел в газетно-журнальной отрасли? И что, на ваш взгляд, должно сегодня поменяться в законодательной базе РФ для облегчения положения печати и системы ее распространения?
— Одной из ключевых проблем сегодня является падение прибыльности медиабизнеса. Особенно остро это ощущают на себе печатные издания. В целом темпы падения объема розничных продаж выше тех, которые наблюдаются в Европе и США.
Падение тиражей и сокращение подписки во многом связано с высокой стоимостью типографской бумаги, — и газетной, и офсетной, — и ее постоянным ростом. Этот рост превышает инфляцию и ведет к росту расходов издателей, что впоследствии ложится на плечи читателей. Доходы от рекламы в бумаге зачастую просто «съедаются» печатью самих журналов, из-за чего издатели вынуждены закрывать бумажные версии, так как считают такой бизнес, не приносящий прибыли, бессмысленным.
Подорожание бумаги за последние годы составило несколько десятков процентов на фоне увеличения объемов ее производства. С учетом того, что для многих изданий расходы на бумагу составляют более половины существующих издержек, можно ожидать сохранения этой неутешительной тенденции к закрытию печатных версий СМИ.
Сегодня по-прежнему остро стоит вопрос о мерах государственного регулирования цен на бумагу, особенно это касается деятельности перекупщиков и оптовиков. ФАС и прокуратура должны продолжать работу и своевременно реагировать на скачки цен.
Особого внимание заслуживает тот факт, что глава государства ранее уже поручал проработать вопрос целесообразности установления экспортной таможенной пошлины на отдельные виды целлюлозы и бумажной продукции с целью обеспечения потребности внутреннего рынка. Различные органы исполнительной власти вносили такие предложения, однако эта идея так и не была реализована. Возможно, стоит вернуться к этой теме для того, чтобы повлиять на ситуацию, когда из-за разницы в курсах валют отечественным предприятиям выгоднее продавать бумагу за рубеж.
Одной из причин сокращения объемов реализации тиражей также является сокращающееся количество киосков в России. Сегодня в стране их осталось всего 23 тысячи, тогда как пять лет назад их было почти вдвое больше — 42 тысячи. По оценкам экспертов, в нашей стране уже несколько лет подряд система киосковых продаж теряет по 10 торговых точек в день.
Уверен, власть вместе с экспертным сообществом может выработать подходящую модель, которая бы способствовала развитию этого привычного для наших граждан канала получения информации. Экономическая поддержка киосков нужна, вопрос в том, чтобы сделать её эффективной и приемлемой в регионах с различной степенью экономического развития. Сегодня недостаточно предоставить только площадку под киоск — торговля должна приносить прибыль.
В то же время в средней полосе России есть успешные регионы, где благодаря поддержке руководства региона или города много киосков, и они востребованы, там продаётся пресса. А в соседних субъектах проблема отсутствия достаточного количества киосков носит ярко выраженный характер. Нужно продолжать привлекать к этой проблеме внимание руководства страны.
— Эксперты уже не раз говорили о необходимости государственной поддержки печатных СМИ. Какие меры поддержки можно было бы осуществить в ближайшее время?
— Поддержка наших СМИ, особенно в регионах — важная тема сегодня. На протяжении нескольких лет ежегодно из бюджета на эти цели тратится около 300 млн рублей. Выделяемые средства затем распределяются через целевые гранты Роспечати, вследствие чего значительное число независимых региональных изданий получают безвозмездно до миллиона рублей. При этом сумма оперативно доходит до адресата, так как не требует казначейского оформления.
Общероссийский народный фронт каждый год добивается выдачи грантов журналистам. Поддержка региональной прессы осуществляется и региональными властями. С одной стороны, это правильно, поскольку региональные власти ближе к региональной прессе и лучше понимают кому нужна поддержка и в каком размере и в какие сроки.
С другой стороны, регионы пользуются финансированием прессы как рычагом для оказания влияния на редакционную политику. Многие региональные СМИ в этой ситуации стали обслуживать интересы губернаторов и лишились возможности бороться со злоупотреблениями представителей власти.
Еще одна проблема заключается в том, что механизмов финансирования региональной прессы столько же, сколько регионов. Единой формы взаимодействия нет. Это позволяет учитывать специфику каждого регионального рынка СМИ. В то же время случается, что при смене губернатора новый механизм финансирования разрабатывается в течение долгого времени и медиа фактически пытаются выжить в этот период, работая без всякой поддержки. Выходом из этого положения могло бы стать привлечение общественных отраслевых организаций, таких как Союз журналистов России, к распределению региональных медийных бюджетов.
Очевидно, что сегодня необходимо рассматривать разноформатную поддержку нашей печати: налоговые льготы и субсидии, дотации, целевые программы и т.д.
— До 2014 года доставка подписных тиражей, осуществляемая «Почтой России», субсидировалась государством. После отмены субсидий, стоимость подписного экземпляра для подписчиков возросла, что привело к падению объемов подписки по всей стране. На ваш взгляд, традиционная подписка на газеты и журналы сегодня, в век развития Интернета, еще актуальна для России? И что можно предпринять на уровне государства для поддержки этого института?
— Поддержка печати и развитие отрасли являются важным моментом в укреплении единого информационного пространства для развития культуры и духовности населения. Именно эта задача ставится в Доктрине информационной безопасности, которую своим указом в начале декабря прошлого года утвердил Президент РФ. С учетом огромной территории России газеты, доставляемые даже в удаленные населенные пункты, в том числе служат выполнению этой цели и участвуют в формировании единого информационного поля в нашей стране.
Именно поэтому сегодня особенно остро стоит вопрос о том, чтобы тарифы на доставку подписных тиражей «Почтой России» не превышали возможности издателей, которые вынуждены перекладывать расходы на плечи потребителей, а те, в свою очередь, отказываться от подписки из-за ее дороговизны.
К сожалению, прекращение в 2014 году выдачи субсидий «Почте России» на доставку подписных тиражей привело к тому, что почтовые тарифы выросли в несколько раз, а объемы подписки, наоборот, упали.
В то же время на прошедшем в Санкт-Петербурге IV Медиафоруме ОНФ Владимир Путин выразил мнение, что субсидии в целом на почту нужного эффекта не дают. По мнению главы государства, нужно субсидировать не почту, а издательства. То есть субсидии должны быть ориентированы на ту категорию подписчиков, которые находятся в наиболее сложном положении. Речь может идти, например, об отдаленных населенных пунктах и школах в этих районах, и об отдельных категориях граждан — инвалидах, ветеранах. Думаю, что принятие таких мер в дальнейшем целесообразно и мы должны вместе с отраслью подумать об их реализации.
— Недавно Ассоциация распространителей печатной продукции представила рейтинг регионов по уровню подписки. Согласно ему, высокая явка на выборы в Госдуму была напрямую связана с высоким же уровнем подписки среди населения. И наоборот: где пресса для населения малодоступна, там и явка была ниже. Как Вы считаете: повлияет ли параметр доступности прессы на подготовку к президентским выборам?
— Наличие подписки на те или иные ежедневные газеты или журналы в определённой мере свидетельствует о наличии интереса человека к общественно-политической жизни. Люди, читающие прессу, как правило, более социально активны.
Кроме того, газеты по-прежнему являются одними из основных агитационных площадок для кандидатов в депутаты разных уровней законодательной власти. Во многом по этим причинам явка на выборы в Госдуму коррелируется с уровнем подписки среди населения.
Что же касается грядущих президентских выборов, то в повышении явки, я уверен, свою роль сыграет интернетизация страны, которая сегодня осуществляется в том числе за счет программы устранения цифрового неравенства. Проведение даже в небольшие населённые пункты, удалённые сёла услуг универсальной связи и волоконно-оптических каналов для частных пользователей, развитие полноценных информационно-коммуникационных сетей будет способствовать формированию единого информационного пространства, позволит нашим гражданам быть в курсе информационной повестки в стране.
— В последние годы на рынке только и говорят, что о грядущей смерти газет из-за развития Интернета. Вы согласны с этими утверждениями? Что ждет печатные СМИ?
— Этот вопрос вы задаете не первый год. Как и прежде, считаю, что печатные СМИ будут и дальше существовать, особенно на региональном уровне, где, например, районная газета является зачастую единственным авторитетным источником информации и фактически не имеет конкурентов.
В то же время будущее традиционных отечественных СМИ — в использовании новых моделей продаж их контента в Интернете. Статистика это подтверждает. По данным TNS Россия, ежегодно до 5% аудитории печатных СМИ перемещается из «бумаги» в сферу digital.
На фоне падения рекламных доходов печатных СМИ онлайн-реклама сохраняет неплохие показатели. Причиной этому в том числе является таргетированная реклама, которая позволяет рекламодателям «выхватывать» по ряду принципов своих потенциальных покупателей из общего потока потребителей.
Развитие интернет-СМИ сегодня привело к тому, что в некоторых регионах наблюдается настоящий бум таких каналов информации. Например, в Пензенской области, от которой я избран в Государственную Думу, отдельные эксперты заявляют о «переизбытке» СМИ, которых там более 300, в том числе электронных, которые все активнее появляются. В Новосибирской области официально действует и вовсе более 800 СМИ, значительную долю из которых занимают цифровые медиа.
Такой рост конкуренции за читателя неизменно будет способствовать улучшению качества новостей как в электронных, так и в печатных СМИ, внедрению новых технологий в общении с читателем.
Источник: PlanetaSMI.RU