Продавец газет Людмила Сташкова: Чтобы пресс-стенды не падали на людей, мы обкладываем их кирпичами

В прошлом году москвичи столкнулись с неожиданной проблемой - на улицах столицы стали стремительно пропадать киоски «Печать». Бесследно. Как в детективе. По дороге в метро люди привыкли покупать любимую газету, и вдруг стало негде. В столичном Департаменте СМИ и рекламы поспешили народ успокоить, объяснив, что на месте старых киосков обязательно появятся новые, и что будет их даже больше, чем раньше. На данный момент поменяли 1500 (из 2095 запланированных).

Кроме этого, в Москве продолжают устанавливать пресс-стенды (в основном, в тех местах, где невозможно поставить киоск). Это металлические складные конструкции, напоминающие рекламные щиты. Они пришли на смену так называемым «ручникам», продавцам, торгующим газетой с рук. Особенно много их было в подуличных переходах метро. Продавцы ставили пару раскладушек и торговали с них газетами и журналами. Некоторые сооружали торговое место из пустых картонных коробок. Кто-то ставил столы.

Но теперь в Москве «ручникам» помахали ручкой, окончательно утвердив, как должны выглядеть киоски и пресс-стенды. А выглядеть они должны - красиво и презентабельно.

ПОКУПАТЕЛИ ОБОЖАЮТ СПЛЕТНИ

Возле станции метро «Смоленская» Арбатско-Покровской линии проблем с газетами не было никогда. Здесь работает киоск «Печать» и прямо возле входа установлен пресс-стенд. Продавец Людмила Сташкова стоит рядом с ним каждый день с шести утра до шести вечера. Вот уже 13 лет.

- А зимой как же? - спросил я. - Тоже весь день на улице?

- Ну, а куда деваться? - улыбается женщина. - Конечно. Потеплее оденешься - и ничего. Привыкла. И в киоск не хочу. Они там работают без выходных, а у меня пятидневка. Да и летом в киоске духота несусветная.

В октябре прошлого года организацию, в которой работает Людмила Сташкова, также обязали обновить все пресс-стенды. И это было сделано. Но новый - не значит хороший. Конструкция в первые же дни зарекомендовала себя с отрицательной стороны.

- Самый главный минус в том, что они попросту падают! - восклицает продавец. - От ветра. Недавно как шмякнулся, чуть не задел человека. Приходится класть на них кирпичи. Старый стенд был гораздо устойчивей, да и места на витрине было больше.

Оказывается, ставить большой зонт рядом с пресс-стендом тоже запретили (чтобы не портить общего вида), но продавцы все равно это делают.

- И дело даже не во мне, - говорит Людмила. - Я закаленная. Под дождем добрая часть газет промокнет и придет в негодность. А сейчас, весной, погода меняется каждый день.

По словам продавца, покупатели, кроме ежедневных газет, берут кроссворды и кулинарные рецепты. Женщины раскупают журналы про звезд шоу-бизнеса.

- Причем любят покупать именно в тот день, когда журнал вышел, - рассказывает Сташкова. - Видимо, не терпится узнать про новые сплетни.

ПОПРОСИЛИ ОБНОВИТЬ СТЕНДЫ

В Департаменте СМИ и рекламы сейчас рассматривают разные варианты дальнейших действий. А всего их пока три. Первый: можно оставить все как есть и установить в Москве оставшиеся пресс-стенды (всего их должно быть 474, больше половины уже на месте). Второй: остановить этот процесс и модернизировать их (сделать хотя бы так, чтобы стенды не падали от ветра). И третий: вообще отказаться от них и заменить на мини-киоски. С таким предложением выступил недавно председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) Александр Оськин.

- Пресс-стенды, на мой взгляд, это отголоски прошлого, - рассказал он «КП». - Мобильные мини-киоски могли бы быть условно 1,5 на 2 метра площадью. Их можно было бы ставить рядом с метро, где всегда большой пассажиропоток. Пресс-стенды той модели, которую мы имеем сейчас, нетехнологичны. Они не позволяют защищать прессу от дождя, снега и непогоды. Более того, они не позволяют обеспечить соответствующий уровень продаж, и, видимо, поэтому некоторые предприятия отказались от эксплуатации пресс-стендов и вернули их обратно в «Мосгорпечать».

Все свои предложения АРПП направила в Департамент СМИ и рекламы, но какое решение они примут, пока неизвестно. «КП» также отправила официальный запрос - ответ опубликуем.

ТРИ ВОПРОСА О ГАЗЕТНЫХ КИОСКАХ

- В Москве продолжают менять киоски «Печать». На какой стадии сейчас находится этот процесс?

- Что касается общего количества, всего задумано поставить немногим более 2000 объектов, - рассказал председатель правления АРПП Александр Оськин. - 1500 уже стоят. 1200 полностью готовы к эксплуатации и оформлены. Ситуация меняется каждую неделю. Думаю, вся конкурсная процедура закончится в конце мая.

- Где-то на месте старых павильонов появляются новые, но долгое время не могут открыться. Почему так происходит?

- Да, действительно, таких объектов на территории Москвы около сотни. Связано это со многими причинами, в том числе и с тем, что у предпринимателей возникают претензии к технической стороне киоска. И они просят их устранить. Кроме того, все эти киоски должны быть застрахованы на случай какого-то акта вандализма или поломки. С другой стороны, завод-изготовитель заинтересован в запуске объектов как можно быстрее. Департамент СМИ обращался к нам с предложением ускорить процесс запуска киосков, и мы с этим согласны. Если там есть не очень сильные недоделки, их вполне можно устранять в процессе работы.

- Когда торговля газетами вернется в переходы метро?

- Увы, но московское метро из самого читающего в мире превратилось в самое нечитающее. Нет прессы, нет журналов, нет книг - ни в подуличных переходах, ни непосредственно у входа на платформу. Мы считаем, что это неправильно. Но все равно эту проблему должны хотя бы отчасти решить пресс-стенды. По крайней мере, пока метро не начнет снова продавать газеты. Мы на это очень надеемся. Например, в питерском метро (я имею в виду на поверхностях в вестибюлях) пресса представлена очень хорошо. И мы неоднократно призывали руководство московского метрополитена брать пример с Санкт-Петербурга.

Павел КЛОКОВ

Источник: Комсомольская правда