Пресса в ритейле имеет будущее, но нуждается в господдержке

На конференции АРПП в Сербии прошло обсуждение вопросов распространения периодической печатной продукции в розницу и по подписке на региональных рынках средств массой информации.

Генеральный директор ООО «Мир новостей Медиа», президент Союза издателей «НАИ» А.В. Авдонин выступил с докладом «Печатная продукция в ритейле: состояние, проблемы и перспективы». В последние годы, по словам докладчика, продолжался рост численности сетевых магазинов.  За 2015 и 2016 годы количество гипермаркетов в России увеличилось более чем на 20%, супермаркетов – более чем на 25%, минимаркетов – более чем на 15%. Однако печатная периодическая продукция присутствует только в каждом пятом магазине продуктовых сетей FMCG. 

Ритейл для издателей пока остается вторым каналом по значимости. В настоящее время 64% всего объёма периодики продаётся в киосках и павильонах прессы и лишь 28% в сетевых магазинах самообслуживания. При этом продажи прессы в ритейле формируют в рублёвом выражении до 42% выручки издателей за счёт реализации розничных тиражей.

По данным А.В. Авдонина, структура рынка прессы в ритейле по формату магазинов выглядит следующим образом: 15% - гипермаркеты, 39% объектов с прессой – это супермаркеты, 21% - это формат «магазин у дома», 26% - это дискаунтеры, 9%  - остальные форматы.

При работе с сетями издатели и дистрибуторы прессы сталкиваются с такими проблемами:

- максимальные сроки оплаты за товар дистрибьютору  (до 120 дней); 

- взимание платы за изменение ассортимента; 

- сокращение количества  SKU; 

- размещение оборудования с прессой в местах с низкой проходимостью; 

- нелояльное отношение к печатной продукции как «неперспективной». 

В диалоге с владельцами сетей, подчеркнул докладчик, необходимо чтобы издатели и распространители совместными усилиями  старались сформировать у ритейлеров образ прессы, как выгодного  для продажи товара, т.к.: 

- пресса – сильная товарная категория в ритейле, поскольку имеет высокие показатели чистой прибыли, гарантированную маржу и высокую оборачиваемость, отсутствие товарных рисков (непроданная продукция возвращается издателю). 

- большинство ассортиментных позиций периодики (Космополитен, Elle и т.п.) имеют сильный бренд. Наличие в ассортименте сильных брендов в ассортиментной матрице обеспечивает ритейлеру более высокую лояльность покупателей;

- пресса - это категория с активными инновациями, а большинство ритейлеров находятся в постоянном поиске инноваций для ассортимента своих сетей, чтобы удерживать покупателей; 

- ритейлеру выгодна эффективная логистика от распространителей.

В целях создания благоприятных условия для реализации периодической печатной продукции в сетевых магазинах самообслуживания, по мнению А.В. Авдонина, надо: 

- добиваться применение к прессе условий по оплатам за проданный тираж аналогичных категории продовольственных товаров;

- изменить финансовую нагрузку: снизить бонусы до 5%;

- проводить скоординированные мероприятия ритейлера, издателя и распространителя по увеличению продаж прессы на основании зарубежного опыта. 

Генеральный директор ИД «Аргументы и Факты» Р.Ю. Новиков в своём видеовыступлении большое внимание уделил вопросу выхода издательского рынка из кризиса, поразившего после 2014 г. практически все сектора экономики страны. Рецепт выживания для издателей, по его мнению,  один — много работать и чётко понимать, для какого читателя ты работаешь. С учётом этого ИД «Аргументы и Факты» взял курс на увеличение производительности труда. Если издатели научатся делать в три раза больше при тех же трудозатратах, никакой кризис им не грозит, — уверен Р.Ю. Новиков.

Рассуждая о ситуации на рынке распространения, он отметил, что пресса перестаёт быть прибыльным товаром для розничных киосковых сетей. Указал на то, что в некоторых странах Европы киосковые структуры, работающие исключительно с печатными СМИ, со временем исчезли с рынка, хотя розничные продажи газет и журналов при этом не сократились. Всё более очевидно, что происходит перераспределение тиражей по другим каналам реализации, в первую очередь за счёт роста ритейла.  Так, в Германии, практически вся розничная реализация печатных СМИ сегодня осуществляются не в специализированных торговых точках, а в магазинах широкого ассортимента.

В негативном плане оценил Р.Ю. Новиков ситуацию на подписном рынке. Сегодня, отметил он, стоимость подписки на газету «Аргументы и Факты» значительно превышает её розничную цену. В целях сохранения института подписки, подчеркнул Р.Ю. Новиков,  государство обязано вмешаться в процесс и начать субсидировать доставку подписных тиражей до подписчиков. 

С докладом «Об особенностях  подписной кампании в Якутии в условиях кризиса» выступил заместитель генерального директора ООО «Медиагруппа «Ситим» В.Н. Степанов (г. Якутск). На основе анализа последних пяти подписных кампаний в Республике он констатировал, что положение с подпиской на периодические издания ухудшается на фоне кризисных явлений происходящих по всей стране. Одна их причин этого – удорожание подписки. Так, за последние пять лет подписная цена районной газеты за счёт  повышения тарифов  «Почты России» выросла на 49%.

В.Н. Степанов привёл примеры того как районные газеты ищут способы выживания в этих условиях. Они отказываются от дорожающих услуг «Почты России», печатают газету на приобретённых администрацией поселений принтерах, обучают жителей печатать газету, макет пересылается по интернету, нанятые почтальоны разносят издание по домам.

Докладчик прокомментировал структуру реализуемой в Якутске в розницу прессы, отметив, что среди газет преобладают республиканские издания, а среди журналов -   центральные. Подчеркнул, что продажи газетной продукции снизилась по сравнению с 2015 г., хотя  при этом наблюдается небольшой рост продаж журналов.

В заключение своего выступления В.Н.Степанов предложил обратиться в Правительство РФ с просьбой объявить на 5 лет мораторий на рост тарифов Почты России для сохранения подписки в регионах.

О работе редакции еженедельника «Студия НН» рассказала директор ООО «Студия» Н. Б. Медведева (г. Н. Новгород). Она изложила различные аспекты доходов издания от рекламы и распространения по подписке и рознице. Отметила, что очень активно наблюдается рост рубричной рекламы в издании. Она решительно выступила против публикации рекламы, вредной для населения по тем или иным параметрам.  

С докладом «Работа с периодической печатной продукцией  и сопутствующим товаром: практические инструменты в условиях низкой покупательской способности» выступила управляющая ООО «Росчерк» Т.В. Зеленкевич (г. Минск). Она ознакомила участников конференции с  технологией работы своего предприятия в современных условиях, рассказала об особенностях созданного в компании собственного программного продукта, который позволяет оптимизировать ассортимент объектов прессы. 

Преподаватель факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, издатель сайта Themedia.center А.А. Амзин, в своём видеовыступлении представил три возможных, по его мнению, сценария развития традиционных бумажных СМИ. 

Первый из них — «Консервация», — подразумевает как можно более длительное сохранение издания в том виде, в котором оно существует сегодня. Второй сценарий, названный экспертом как «PC+бумага», включает плавный переход печатного СМИ в цифровую среду, запуск и развитие интернет-сайта с дальнейшим переходом на него, как на основную платформу. Третий возможный путь — полная «Эвакуация», то есть резкий переход издания с бумаги в диджитал, с вложением всех имеющихся у редакции средств в поиск новой аудитории и развитие цифровых каналов распространения (социальных сетей, мессенджеров, агрегаторов и т.п.). 

По словам А.А. Амзина, в настоящее время большинство крупных российских издателей колеблется между сценариями «PC+бумага» и «Эвакуацией». При этом, несмотря на то, что большинство печатных изданий уже имеют свои сайты, в развитии своих цифровых платформ они отстают от других медиаканалов в среднем на два-три года.

В глобальном понимании будущего, печатные СМИ, безусловно, не умрут, так же как не умер театр, — делает вывод А.А. Амзин. Однако, под влиянием современных цифровых технологий, они трансформируются. Нужно прекратить спорить о возможной смерти печатных СМИ, подчеркнул в заключение своего доклада А.А. Амзин.

Завершило рабочую часть конференции заседание круглого стола на тему «Особенности региональных рынков прессы».

На конференции состоялось обсуждение итоговых резолюций. Участники конференции внесли поправки и дополнения в проекты документов. Резолюция XXXII медиаконференции АРПП о задачах и основных направлениях улучшения розничных продаж прессы в стране и Резолюция XXXII медиаконференции АРПП о задачах по сохранению в стране института подписки на прессу были единогласно утверждены. 

Участники конференции тепло поздравили управляющего ГК «Толока» О. В. Кононова с его днём рождения и подарили ему праздничный торт. 

 

Андрей Авдонин, ИД "Мир Новостей", Союз издателей "НАИ"

 


Владимир Степанов, Медиагруппа "СИТИМ"

 


Наталья Медведева, ООО "Студия"

 


Татьяна Зеленкевич, ООО "Росчерк", г. Минск

Пресс-служба АРПП