Киоски в Сербии и киоски в России — это небо и земля

Находясь в Сербии, мы, естественно, изучали местные объекты прессы, причем беседовали как с киоскерами, так и с топ-менеджерами. Так вот, скажу прямо, что разница между ними и нами просто огромная. Это как в том анекдоте, когда на вопрос "как далеко наша электроника отстала от японской?" японец ответил: "Навсегда".

Компания Moj Kiosk имеет 1100 объектов и дала в прошлом году чистой прибыли более 5 млн евро при обороте 300 млн евро в год. Этот результат объясняется просто — в Сербии киоскам прессы разрешается торговать всем, чем они хотят. Но кроме запретных товаров, естественно. Структура доходности — феноменальная. Торговля табаком дает 60% оборота. Крепкий алкоголь продается в маленьких емкостях, здесь его покупают мало, в основном в супермаркетах. Их оборот в компании Moj Kiosk — 2%. Пресса (в деньгах) дает 15% в обороте, хотя и представлена более 700 наименованиями. Низкая доля в обороте объясняется тем, что пресса здесь очень дешевая 0,15-0,30 евро за экземпляр. 

Но меня потрясли не эти цифры, а IT-технологии. Компания несколько лет назад приобрела программный продукт, благодаря которому кассовые аппараты всех 1100 объектов были подключены к единому порталу, на котором все продажи, включая прессу, отражаются в течение 24 часов после отбивки чека. Даже в Германии я такого массового порядка не знаю. Сербы пошли дальше в этом вопросе. Добавлю, что в России таких примеров нет вообще. 

Как я понимаю, в Республике Сербия нормальное законодательство в отношении розницы и свобода торговли. В нашей стране, к несчастью, нет ни того, ни другого. 

Источник: страница Александра Оськина в Facebook