Резолюция XXXII медиаконференции АРПП о задачах и основных направлениях улучшения розничных продаж прессы в стране

Мы, участники XXXII медиаконференции АРПП «Рынок печатных и электронных СМИ России. Тенденции и прогнозы», выражаем серьёзную озабоченность по поводу нарастающих негативных тенденций в отечественной индустрии производства и реализации печатных средств массовой информации. Возникшие в этой области ещё в докризисные времена проблемы до сих пор не получили решения. Более того, ситуация в некоторых случаях усугубилась, игроки медийного рынка столкнулись с дополнительными трудностями.

Усиливает беспокойство тот факт, что конкретные поручения президента РФ В.В. Путина властным структурам об осуществления мер по поддержке отрасли, повышению доступности периодической печатной продукции для населения в результате пассивности всех без исключения ветвей исполнительной власти до сих пор не выполнены. 

Вместе с тем, за последние два года в очередной раз возросли производственные расходы. Особенно остро это сказалось на стоимости бумаги, как для печати газет, так и глянцевых журналов. Российские цены на печатную прессу с 2014 года по 2016 год выросли почти на треть (на 27%).

В результате запрета рекламы в прессе алкогольной, табачной продукции и биологически активных добавок издатели потеряли  20-25% рекламных доходов. Из-за резкого сокращения иностранных инвестиций в 2016 году рынок практически не пополнился новыми изданиями. Значительно сократилось количество запусков новых коллекционных журналов (патворков). 

Запрет продажи в киосках формата «Печать» табачных изделий вызвал уменьшение до 20-30% продажи периодики, т.к. табачные изделия, будучи трафикообразующим  товаром, обеспечивали устойчивый рост импульсного спроса. Ограничения, накладываемые местными администрациями на ассортимент сопутствующих товаров, разрешённых к реализации в киосках прессы, по-прежнему снижают финансовые результаты  дистрибуторов.

В 2016 году розничные тиражи сократились на 17% или на 7% уменьшился рынок розницы в денежном выражении. В целом рынок потерял 1,8 млрд. экземпляров и сократился на 6% в деньгах. Самоликвидируются или переходят исключительно в цифровой формат не только региональные, но и  издания федерального масштаба. 

Продолжается процесс ликвидации розничных киосковых сетей прессы. В 2014 году 1 киоск прессы приходился на 4770 жителей, в 2015 году  - на 5240 жителей, а в 2016 уже на 6325 жителей. Таким образом, показатель обеспеченности населения объектами прессы сегодня в среднем по России меньше минимального норматива, установленного Постановлениями Правительством РФ от 09.04.2016 №291 и от 06.09.2016 №885. В целом по стране требованиям этих постановлений отвечает лишь 40% территорий субъектов Федерации. При этом не редки случаи, когда местные власти вместо  поддержки владельцев киосков прессы сокращают парк таких объектов,  доводя их численность до минимального норматива. 

На ошибочность подобных действий обратили внимание журналисты «Аргументов недели», которые совместно с экспертами АРПП провели исследование, показавшее корреляцию количества киосков прессы в регионах с результатами выборов в Госдуму. По мнению экспертов, доступность прессы, прежде всего социально-политических изданий, оказывает влияние, как на явку избирателей, так и на их окончательный выбор. Например, «Единая Россия» на последних выборах в Госдуму получила большое количество голосов в тех регионах, где действует разветвлённая сеть киосков, предоставляющих возможность доступа к аналитической информации в печатной периодике.

По нашему убеждению, крайне важно, особенно в преддверии президентских выборов, безотлагательно принять эффективные меры по оздоровлению ситуации на рынке прессы в интересах сохранения в стране единого информационного пространства. В этих целях представляется целесообразным осуществить следующие меры.

1. Продолжить консолидированную работу издателей, распространителей, общественных организаций отрасли по внесению поправок в законодательство РФ по регулированию поддержки  медиаотрасли.

2. Обратиться к Правительству РФ с просьбой предусмотреть в бюджете выделение субсидий на финансовую поддержку периодических печатных изданий, выходящих на языках народов Российской Федерации.   

3. Одобрить работу НП «АРПП» по подготовке рейтингов субъектов РФ по количеству киосков прессы на душу населения и об отношении руководителей субъектов РФ к распространения прессы. Продолжить данную практику в 2017 году.

4. Добиваться прекращения в регионах РФ практики ликвидации киосковых сетей прессы. Оказывать содействие выполнению Постановлений Правительства РФ от 09.04.2016 №291 и от 06.09.2016 №885, утвердивших обязательные минимальные требования к обеспеченности населения объектами по продаже периодики. 

Одновременно вести работу по расширению системы распространения газетно-журнальной продукции согласно положениям приказа Минкомсвязи от 31.07.2013 № 197 «Об утверждении рекомендаций по поддержке и развитию системы розничного распространения периодических печатных изданий и иной печатной продукции в субъектах Российской Федерации».

5. Проводить активную работу по пропаганде создания и запуска на российском рынке новых издательских продуктов, оказывать им поддержку во всех распространительских структурах путем предоставления льготных условий при вхождении в торговую сеть.

6. Добиваться расширения ассортимента продаваемых в киосках формата «Печать» товаров и услуг при условии, что их будет не менее 50% от оборота, за счёт табачных изделий, снэковой продукции в фабричной упаковке, горячих безалкогольных напитков, безрецептурных медицинских средств и другой продукции, входящей в категорию «импульсной покупки»  и улучшающей экономику киосков прессы.

7. Активно содействовать продвижению прессы в сетях магазинов самообслуживания.  Добиваться внесения в ФЗ от 28 декабря 2009 года № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» поправок с целью снижения бонусной нагрузки со стороны ритейла на издателей и дистрибуторов.

8. В целях повышения качества обслуживания в системе розничной реализации периодики организовать при поддержке Минпромторга России и Роспечати Всероссийский конкурс «Лучшая киосковая сеть по распространению печатной продукции на территории Российской Федерации». Победители в этом соревновании получат дополнительные положительные баллы при проведении муниципальными органами власти конкурсов на право осуществления торговой деятельности в киосках специализации «Печать». 

9. Активно взаимодействовать с Комитетом Государственной Думы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи, отраслевыми общественными организациями в части совершенствования законодательства РФ по вопросам поддержки развития киосковых сетей прессы и поддержки печатной продукции в сетях FMCG.

апрель 2017 года