Резолюция XXXII медиаконференции АРПП о задачах по сохранению в стране института подписки на прессу

Мы, участники XXXII медиаконференции АРПП «Рынок печатных и электронных СМИ России. Тенденции и прогнозы», считаем необходимым привлечь внимание властных структур, медийной общественности к крайне тяжёлой ситуации, сложившейся в подписном секторе дистрибуции прессы и грозящей полным разрушением института подписки на газеты и журналы. 

Уровень подписки в России в последние годы неуклонно сокращается. Причём на некоторые группы изданий, например, на ежедневные газеты, сокращается радикально. В стране по подписке распространяется не более 30% газет и журналов, в то время как в Японии и Китае около 90%, в США более 80%. Аналогичная ситуация наблюдается и в других странах. 

До настоящего времени Россия остаётся единственной страной в мире, где стоимость подписного издания выше, чем его цена в рознице, а налоги на подписку почти в два раза выше, чем налоги в розничном распространении.

Дополнительный импульс процессу падения объёмов подписки придала  отмена в 2014 году государственного субсидирования этого направления распространения газет и журналов, в результате чего существенно возросли почтовые тарифы на обработку и доставку подписных тиражей, что привело к их значительному сокращению. 

Лишённая государственных субсидий «Почта России» сначала снизила с 25% до 15%  скидку на специальный тариф для городских и районных изданий (во время кампании на второе полугодие 2016 года), а затем полностью её отменила при организации  подписной кампании на первое полугодие 2017 года.  

В результате удорожания подписки её объёмы в 2015 году уменьшились на 20%.  В 2016 году сокращение подписных тиражей замедлилось: в первом полугодии они упали на  5,4%, а во втором —  на 5,2%. Однако эта тенденция не имела продолжения, о чём свидетельствуют итоги подписной кампании на первое полугодие 2017 года, зафиксировавшие снижение тиражей на 11,1%. 

Осуществляемый в настоящее время пересмотр правил функционирования института подписки, противоречит задаче формирования  равных условий для всех игроков рынка подписки, способствует созданию преференций для федерального почтового оператора за счёт заведомо более выгодных, чем для других подписных агентств, скидок с почтового тарифа на приём и доставку подписки. 

Большая угроза сохранению основанного на принципах здоровой конкуренции рынка подписки содержится в законопроекте № 1071574-6 «О внесении изменений в ФЗ «О почтовой связи», в котором подписные издания относятся к почтовым отправлениям. По оценкам участников конференции, принятие закона в данной редакции ведёт к монополизации рынка подписки ФГУП «Почта России» с существенным ростом для издателей стоимости участия в подписных кампаниях, что неизбежно отразится на росте подписных цен и может окончательно разрушить национальный институт подписки.  

  Участники конференции убеждены, что институт подписки нуждается в государственной поддержке с помощью прямых субсидий, косвенных налоговых и иных льгот. В целях сохранения и развития института подписки необходима консолидация деятельности всего медийного сообщества при активном участии государства. 

В этом контексте участники конференции считают важным: 

- направить в Правительство РФ совместное письмо от НП «АРПП», ФГУП «Почта России» и издательских домов с просьбой вернуть практику субсидирования услуг ФГУП «Почта России» по доставке подписных тиражей периодической печати;

- обратиться в Федеральную антимонопольную службу РФ с просьбой проверить на соответствие антимонопольному законодательству сложившуюся практику оказания ФГУП «Почта России» логистических услуг на рынке подписки; 

- в целях обеспечения прозрачности формирования тарифов на доставку подписки и обеспечения прав издателей на свободный выбор перевозчика подписных тиражей выделить стоимость каждого из четырёх основных этапов доставки в виде отдельных тарифных ставок за доставку «до региона», «до газетно-журнальных узлов»,  «до отделений почтовой связи», «до подписчиков»;

- ввести мораторий на повышение подписных тарифов сроком на 5 лет для северных и дальневосточных регионов РФ;

- ввести государственное регулирование почтовых тарифов на приём и доставку подписки, с запретом повышать тарифы выше официального процента инфляции на рынке услуг;

- продолжить усилия по устранению нарушений принципов здоровой конкуренции и антимонопольного законодательства на рынке подписки со стороны всех его участников;  

- установить официальные сроки доставки печатной продукции подписчикам через ФГУП «Почта России» с введением штрафных санкций в пользу подписчиков, издателей и подписных агентств в случае их невыполнения;

- сократить до 2-х недель сроки рассмотрения претензий подписчиков, направляемых подписными агентствами в Управления федеральной почтовой связи.

апрель 2017 г.