“Издателям надо работать с читателем — это аксиома!” – в этом убеждён Геннадий Кудий, заместитель начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ.
Спикер выделил следующие проблемы современной печатной индустрии:
- сокращение киосков в шаговой доступности из-за больших налогов
- отмена субсидий Почты России
- стремительный рост цен на газетную бумагу и создание экологического сбора
“В Америке почта получает финансы от государства, поэтому издания по подписке стоят в 10 раз меньше, чем в розницу. Нужно добиться такого подхода в России. Тогда подписка действительно станет важным и нужным элемнтом. Но те законы, которые нужно было продвинуть, застряли”, – отметил Кудий.
Марек Бекерман, консультант ООН, ЕС, Совета Европы, ОБСЕ и Офиса по международному сотрудничеству Великобритании, поделился формулой фейковых новостей: a spoof story (смешная новость) + a scoop (свежая развивающаяся новость) = fake news (фейковые новости)
Господин Бекерман уточнил, что фейковые новости — это и есть фейк, поскольку такие существовали всегда как «неправдивые новости». Однако с развитием информационных технологий появились подвиды фейковых новостей, которые создают две большие проблемы: угроза бинаризма в журналистике (только правда или неправда) и ухудшения редакторского процесса (диджитал давит скоростью, дешевизной, обилием визуальных материалов).
Рената Шредер, директор Европейской федерации журналистов, добавила, что фейки — это не главная проблема: “Важнее, что теряется доверие читателей и журналистам, которые производят новости, также снижается качественная журналистика”.
Госпожа Шредер добавила, что сейчас нужны новости оцененные, анализированные, «дистиллированные» и переданные в той форме, в которой их можно понять. Для этого нужны настоящие профессионалы, которым нужно платить.
Роман Бергер, член Совета Союза журналистов Швейцарии, поддержал госпожу Шредер и сказал, что продолжается сильное сокращение иностранных корреспондентов, которые сегодня необходимы в освещении военных конфликтов: “Самый дешёвый способ написать о войне и конфликтах — описать через интернет, но это прямая противоположность качественной журналистики. И выбрасывание журналистов на местность — не выход, так как потом получаются плохие репортажи просто из-за того, что корреспондент недостаточно знает языка и культуры региона”.
Господин Брегер считатет, что новости и информация — разные вещи, и их необходимо различать, и добавил, что «информация — это такие новости, которые помогают людям чувствовать себя гражданами».
Во второй сессии издатели и распространители поделились опытом работы и успешными кейсами.
Юрий Таранцов, генеральный директор ИД «Свободная пресса» (Воронеж), о работе в регионе: “Давайте перестанем говорить, что наша отрасль умирает. Мы найдём способ и выживем. Все мы живые люди! Интерес к чтению у людей не угасает”. На вопрос о том, какая наценка у ИД «Свободная пресса» в киосках, господин Таранцов ответил: “У меня лично нет киосков. Но наценка около 65%”.
Александр Оськин, председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции, сказал: “Подписка упала на 46% после отмены субсидий из госбюджета с 2014 года. В России подписка обречена, потому что уже стала дороже розницы. И это не вина Почты России, это её беда. Нужно вернуть дотации на подписку печатных изданий. Нужно «кидать камни» в Минфин!”.
Господин Оськин считает, что киоски — это единственная удобная форма доставки тиражей до населения, но чиновники этого не понимают и постоянно сокращают их количество. Получается, что розница вместе с информационной безопасностью государства уничтожается самим же государством.
Только критика и двойной контроль на местах позволят отрабатывать подписные тиражи. В этом убеждён Михаил Казаков, руководитель департамента подписки ФГУП «Почта России». Но при этом: “Падение подписных тиражей в этом году: -11%”.
Казаков подчеркнул, что «Почта России» не собирается закрывать свои филиалы «как это делает Сбербанк», и останется в городах и сельской местности. Продолжают развивать акцию «Дерево Добра», которая даёт возможность подарить малообеспеченным людям подписку на любимые печатные издания: “Это попытка удовлетворить спрос для тех, кто лишился поддержки государства, а также информировать о том, что на почте всё ещё можно подписаться на издания (некоторые об этом забывают)”.
Печатные СМИ по-прежнему доминируют на информационном рынке России, считаетАлександр Орешкин, вице-президент Национальной ассоциации издателей. Однако печатные тиражи уменьшаются, сокращается персонал и издания начинают умирать: “Мы предлагаем смотреть на это оптимистически и делать юридические шаги”.
Третья сессия – продолжение разговора о будущем современной прессы.
“Каждый должен иметь видение, концепцию, основные принципы своего своего издания в виртуальном пространстве. Если у вас такого нет — до свидания!”, – так о переходе в диджитал сказал Юрий Пургин, генеральный директор ИД «Алтапресс» (Барнаул), и посоветовал донести это до всех сотрудников: “Ваши идеи должны стать идеями ваших подчинённых, а для этого надо людей вдохновить!”
Дальше — разрабатываем карту перехода с принта на диджитал. А только потом начинаем любить это дело! Потому что лучшая агитация — это знания и понимание медиапотребления. Конечно, нужно преодолевать сопротивление коллектива, потому что переход в интернет никогда не бывает лёгким. Сделаейте это лёгким и красивым экспериментом, а не «вселенским ЧП». Обязательно демонстрируйте первые результаты (докажите, что все жертвы всех ваших журналистов не зря).
Все эти советы применимы как минимум для пяти кейсов:
- «Всё хорошо, прекрасная маркиза»: газета устарела и сайт не посещают
- «Не бери мои игрушки»: две отдельные группы сайта и газеты
- «Горе от ума»: хорошее качественное издание, но слабый сайт с низкой посещаемостью
- «Хочу, но не знаю»: газета архаична, ищут человека-супергероя, который решит все проблемы
- «Когда звёзды против»: газета и сайт существуют отдельно, но редакция всё ещё сопротивляется
Юрия Пургина поддержал Сергей Мешавкин, эксперт проекта «Золотой фонд прессы» и руководитель медиагруппы «Феномен» (Санкт-Петербург), и показал, как читают газеты в России по возрастам:
Это означает, что газеты, которые считают своей аудиторией только пенсионеров и поэтому не создают электронные версии, скоро просто умрут. Сегодня «digital-first» — создавать электронные ресурсы нужно всем издателям.
Ещё господин Мешавкин показал, как дизайн помогает привлечь читателя к печатной и digital-версии газеты: “Проиллюстрировать можно всегда и всегда чем-то документальным”.
Правда, случается много досадных ошибок. Главное — правильно подать содержание и разработать для этого простые и понятные принципы, которые нужно соблюдать.
Но где взять профессионалов для таких качественных изменений? ЖУРНАЛИСТ подумал о вас и подготовил образовательную программу «Журналист.Знания», где можно найти все необходимые тренинги в одном месте.
Камилла Нигматуллина, доцент кафедры периодической печати СПБГУ и редактор рубрики «Образование» в ЖУРНАЛИСТЕ, сказала:
Наше решение — это 1-3 дня для обучения, которые удобны именно вам. Тренинги подготовлены для медиаменеджеров, редакторов, дизанеров, иллюстраторов, PR-специалистов и рекламистов. Это пакетные предложения от известных, хороших медиаэкспертов.
Что вы получаете по окончании тренингов (кроме бумажек)? Всего ничего — знание рынка, стратегическое мышление, практические навыки и, конечно, профессиональное признание. Подробно о хабе для профессионалов можно посмотреть здесь.
На Деловом форуме региональные издатели показали примеры своих социальных проектов. И здесь:
Мы превращаемся в клоуна-затейника, который пытается привлечь молодую аудиторию.
Так начала презентацию проектов Вера Южанская, главный редактор газеты «Наше время» (Ростов-на-Дону), и показала проекты своей редакции. Один их них — «Кошки-крошки спешат на помощь», который создали для социализации людей с особенностями развития.
Наталья Ермакова, главный редактор газеты «Октябрьские вести» (ХМАО-Югра, пгт Октябрьское), поделилась секретом привлечения к принт-версии в своём регионе:
Сделали рубрику «Тормоз перестройки или Что мешает нам жить комфортно», которую ведёт глава района. Вопросы читатели размещают в наших социальных сетях, а ответ публикуем только в печатной версии.
Госпожа Ермакова сказала, что журналистов, которые хотят писать о людях (даже бесплатно) — много. Эти авторы потом становятся экспертами газетами, хорошими репортерами. И ещё, в «Октябрьских вестях» никто не ходит на работу — все на удалённом доступе.
Светлана Писаренко, главный редактор газеты «Власть Советов» (Краснодарский край, ст. Выселки) изменила отношение к работе и редакции:
Теперь делаем газету вместе с читателем.
Госпожа Писаренко убеждена, что интерактив в работе издания необходим. В этом помогут проекты, сделанные для простых людей. Например, газета ведёт рубрику «Футбол», которая выходит в каждом номере. Причём анонсы, таблицы, материалы для публикации готовит тренер местной футбольной команды. В итоге приобрели новую аудиторию болельщиков и прислушалась к своим читателям, которые жаловались на недостаточное освещение темы спорта.
Региональная и местная пресса недооценены в наше время.
Такой тезис выдвинул Сергей Рыбаков, председатель оргкомитета «Золотого фонда прессы», заместитель председателя комитета Совета федерального собрания РФ по науке, образованию и культуре. В разъездах по регионам он убедился, что сегмент региональной прессы будет существовать всегда, потому что здесь люди черпают информацию, которая касается только их:
Происходит чёткая трансформация местной прессы: от газеты и текста на бумаге к явлению культуры. Они не просто рассказывают, а увлекают людей сделать что-то.
Господин Рыбаков уверен, что главная проблема — это не деньги. Проблема — это общая апатия и ощущение, что «кто-то должен нам всё сделать и устроить».
Первый день Делового форума ЖУРНАЛИСТА закончился!
В конце наградили лучших в медиаотрасли по мнению экспертов «Золотого фонда прессы».
В конце дня состоялось награждение победителей конкурсов проекта “Золотой фонд прессы” (zolfondpress.ru): Главный редактор года, Голос Парламента, Золотой Лотос, Хрустальная матрешка, Маленький принц, Лучший дизайн СМИ, Лучшее корпоративное издание, Лучший автор журнала «Журналист».
Полный список победителей - смотрите на сайте
Источник: Infox.ru
Оригинальный заголовок: Завершился первый день Делового форума Журналиста
Похожие материалы: Деловой форум Журналиста-2017: трансформация традиционного в мультимедийное