3D-журналистика: анекдоты из жизни Венедиктова, восстание машин и тренды новых медиа

13 и 14 апреля в Москве прошел медиафорум «3D-журналистика». 3D — в буквальном смысле. Для заочных участников была организована онлайн-трансляция в режиме виртуальной реальности, хотя и со сбоями. Эксперты форума прошлись по проблемам современной мировой журналистики и попытались представить будущее. На встрече побывали корреспонденты «Реального времени».

Школа юного журналиста

Содержательно форум разделился на две главы — ширпотребные лекции для начинающих журналистов и экспертное обсуждение проблем отрасли медиакоммуникаций. Хедлайнерами массовой части, прошедшей в первый день, стали генеральный продюсер канала «Матч ТВ» Тина Канделаки и главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов.

Аудитория преимущественно состояла из студентов и начинающих журналистов 90-х годов рождения. Контент вполне соответствовал: Тина Канделаки ограничилась рассказом о начале своей карьеры, добавив лишь несколько деталей к содержанию статьи о себе из «Википедии». Затем записала селфи-видео с залом под заголовком «Ситуейшен из денджерос… они идут нам на смену!». «Всех вас отметить не смогу, но трафик жду», — подытожила Канделаки свое выступление.

Выступление Алексея Венедиктова свелось к анекдотам из жизни журналиста, которые приключились с ним во время интервью с президентами — Дмитрием Медведевым и Биллом Клинтоном. Уходя, Венедиктов едва не увлек за собой весь полуторатысячный зрительный зал: от желающих сделать селфи и пообщаться с ним не было отбоя. Однако «Реальному времени» удалось задать несколько вопросов радиожурналисту.

Журналистов заменят роботы

Остальные спикеры были менее медийны и более содержательны. Главред «Афиши Daily» Екатерина Дементьева рассказала юным корреспондентам как попасть в редакцию и удержаться в ней. Спецкор «Коммерсанта» Илья Барабанов поразмышлял о работе в горячих точках — как журналисту добыть материал, сохранив жизнь и статус некомбатанта.

Любопытным оказалось выступление основателя сервиса Pressfeed Константина Бочарского. Медиаменеджер попытался заглянуть в будущее и представить редакцию завтра. По мнению Бочарского, журналистам следует ждать автоматизации творчества. Уже сейчас искусственный интеллект генерирует новостные материалы с количественными показателями. Например, может рассказать о погоде, котировках акций или спортивных событиях. И делает это в сотни раз быстрее человека, а текст его отличить от «человеческого» практически невозможно. Скоро, по мнению эксперта, автоматизация зайдет еще дальше. «Если для вашей работы можно написать должностную инструкцию, скоро вас заменят роботы», — напутствовал собравшихся Константин Бочарский.

В погоне за аудиторией

Второй день форума достался экспертам, половина из которых представляли зарубежные медиа. Рассуждали об изменении медиапотребления в связи с переходом всего и вся «на цифру». Марина Лучина, руководитель сектора исследований прессы Mediascope (бывшая компания TNS, в 2016 году в связи с изменением законодательства 80% акций российского представительства компании получило ООО «ВЦИОМ-МЕДИА») рассказала о настоящем и перспективах печатных СМИ. Газеты и журналы переживают уже третьи похороны: сначала им предрекали кончину с появлением радио, затем — телевидения, сейчас — интернета. Тем не менее на задворки истории рекламы эти медиа не спешат. Печатная периодика создает более доверительные отношения со своей аудиторией. Кроме того, качество контакта пользователя с рекламным сообщением намного выше: во-первых, по данным Mediascope, прессу принято читать вдумчиво; во-вторых, рекламное сообщение не ограничено временем показа и может увлечь зрителя надолго.

Изменяется и структура потребления телевидения: аудитория крупных федеральных каналов мигрирует в нишевые. «Несколько лет назад доля аудитории трех крупных каналов была значительно выше специализированных. Сейчас нишевые каналы вместе взятые с легкостью дадут фору «большой тройке», — отметила Лучина.

По мере роста сегмента интернет-аудитории, меняются способы получения дохода средствами массовой информации и средства доставки контента. По мнению креативного директора ИД Look At Media Марии Гельман, медиа переживают третью волну преобразований. Традиционные каналы коммуникации — пресса, радио и телевидение — мигрировали в интернет. Несколько лет назад потребление контента в интернете переместилось с сайтов в социальные сети, вынудив медиа изобретать новые форматы рекламы. Вызов сегодняшнего дня — миграция пользователей из соцсетей в мессенджеры. Как следствие, редакции вынуждены находить способы доставки рекламы и туда, фактически, в личное пространство читателя.

Один из рецептов — так называемая нативная реклама. То есть интересный для аудитории спецпроект редакции в сотрудничестве с каким-либо брендом. «Сейчас каждый первый бриф: «Ребята, главное чтобы было нативно», — рассказала о работе с рекламодателями Мария Гельман.

Родился в последние несколько лет и новый подход к созданию контента. От работы на конкретный канал коммуникации — к мультиканальной дистрибуции. Проще говоря, вместо изготовления телевизионного сюжета или газетной статьи журналисты производят универсальный продукт, который можно разместить на видеохостинге, продвигать в соцсетях и мессенджерах, дать пользователю возможность прочитать, посмотреть и прослушать материал.

В заключение доклада Гельман привела интересную статистику. Сегодня в мире производится больше информации, чем человечество в состоянии воспринять. Эксперты полагают, что к 2020 году количество информации превысит пределы восприятия на 500%. Тем жестче будет конкуренция за внимание аудитории.

Географический барьер пал

Заключительным докладчиком на форуме стал Майк Рэгсдейл. Он 10 лет назад создал блог для маленького городка во Флориде с населением в 12 тысяч человек. К 2017 году гиперлокальный бренд 30A превратился в компанию с годовым оборотом $2,2 миллиона. 30А включает медийные и немедийные активы. Аккаунт бренда в Facebook насчитывает 615 тысяч подписчиков, под этим наименованием вещает несколько радиостанций и онлайн-телекомпания. 30А владеет лицензиями на алкогольные напитки и продукты питания, занимается ритейлом и благотворительностью.

Особого внимания участников форума удостоилась идея производства футболок из переработанных пластиковых бутылок. В одной из них выступал и сам Рэгсдейл. По окончании выступления к нему выстроилась целая очередь из желающих потрогать материал, из которого футболка сделана.

Итогом форума можно считать несколько простых идей. Во-первых, отрасль масс-медиа меняется с ускорением. Технологии будущего становятся вчерашним днем быстрее, чем издатели успевают к ним приспособиться. Во-вторых, аудитория меняет предпочтительные каналы коммуникации, вынуждая медиа искать к себе подход. И наконец, благодаря интернет-технологиям, география больше не играет большой роли для развития медиакомпаний. Как показал пример Майка Рэгсдейла, привлечь большую аудиторию можно и в маленький город.

Михаил Широков

Источник: Реальное время

Похожие материалы: Профессионалы с опытом работы в CNN, AP, NYT, WSJ будут здесь