Метрополитен — основной канал розничных продаж прессы. Реализация печати в метро Санкт-Петербурга восстановлена

Издатели и распространители прессы Северной столицы восстановили работу после четырехдневного простоя киосков, расположенных на территории метро Санкт-Петербурга.

Напомним, 3 апреля с.г., после взрыва на станции метро «Сенная площадь», метрополитен, в целях обеспечения безопасности, прекратил работу всех торговых точек, расположенных на его территории. Среди прочих оказались и киоски сети распространения печати «Метропресс». В зоне метрополитена (в вестибюлях, подуличных пешеходных переходах, привестибюльной территории) была приостановлена работа 181 торговых объектов сети — павильонов под брендом «Первая полоса» и киосков. Продолжали работать только 84 торговых объекта компании, расположенных на территории города (24 павильона и 60 киосков). По словам генерального директора ЗАО «Комсомольская Правда в Санкт-Петербурге» Анны Упрямцевой-Алексинской, столь масштабное закрытие торговых точек внутри метрополитена на четыре с половиной дня создало беспрецедентную ситуацию на рынке распространения прессы и серьезно отразилось на тиражах печатных изданий.

«В этой ситуации на предприятии был введен особый режим работы. Так как у нас не было никакой информации, мы каждый день продолжали надеяться на снятие запрета на торговлю», — рассказал PlanetaSMI.RU генеральный директор «Метропресс» Сергей Маркелов. По его словам, основной задачей в нестандартной ситуации было правильно перераспределить поступающие от издательских домов тиражи на работающие торговые объекты и спрогнозировать их на последующие дни с минимальными потерями на возврате. «Основной проблемой для предприятия были тревожные ожидания персонала. Это, прежде всего, касается продавцов, которые были лишены возможности осуществлять трудовую деятельность», — рассказал нашей редакции Маркелов.

Понимая всю сложность ситуации, издатели оперативно перераспределили поставки по другим каналам: городским киоскам и ритейлу. Однако потерь все равно избежать не удалось. Торговля на территории метро была возобновлена только 8 апреля, и за дни простоя издатели, по данным «Метропресса», потеряли в тиражах 230 тыс. экз. Что не удивительно: по оценке Анны Упрямцевой-Алексинской, на продажи на территории метрополитена приходится, в зависимости от издания, от 40% до 60% розничных тиражей. Больше всего пострадали, конечно же, ежедневные и еженедельные СМИ — их потери оцениваются «Метропрессом» в 65 тыс. экз. и 80 тыс. экз. соответственно.

На данный момент, по словам руководителя «Метропресса», работа на предприятии полностью восстановлена, и все процессы осуществляются в штатном режиме.

«Сегодня мы с большой настороженностью наблюдаем за процессом реформирования системы розничных продаж прессы в Москве. И если вдруг ситуация на рынке Санкт-Петербурга начнет развиваться по аналогичному сценарию, есть риск, что уличные газетные киоски перестанут быть регулярным и отлаженным каналом сбыта печатной прессы, что пагубным образом скажется на тиражах печатных СМИ», — рассуждает Анна Упрямцева-Алексинская. — «И в этой ситуации торговля на территории метро пока остается наиболее надежной и предсказуемой для издателей, тем более что сеть “Метропресс” отличает высокое качество работы».

«Положительные отзывы о работе нашей компании — это, прежде всего, результат наших долгосрочных, взаимовыгодных отношений. Я смело могу назвать их партнерскими, поскольку они строятся на доверии и уважении. Более половины всех розничных тиражей городских периодических печатных изданий реализуется через нашу сеть», — указывает Сергей Маркелов.

К слову, для издателей Москвы продажи прессы на территории метрополитена также являются одним из главных каналов распространения тиражей. Однако в российской столице торговля прессой в метро испытывает серьезные проблемы уже несколько лет подряд. Был даже период когда газетных киосков здесь вообще не было. Сейчас же, по данным Ассоциации распространителей печатной продукции, на более чем 240 станциях московского метрополитена работает всего 20 торговых точек с прессой. Рассуждая о восстребованности газетных киосков у пассажиров метро, Сергей Маркелов добавляет: «Основные продажи тиражей периодики реализуются через объекты, расположенные на территории метрополитена. Прежде всего, потому что это удобно с точки зрения расположения и скорости обслуживания — порядка двух секунд в часы пик. По сути, пассажир не останавливается и не теряет драгоценного времени. График работы объектов максимально приближен к времени открытия и закрытия метро. Ну, и ассортимент — это оптимальный список импульсных товаров, которые необходимы здесь и сейчас по оптимальной цене. Для пассажиров удобен и комфортен процесс чтения периодики в момент его передвижения. Возможно, для многих это именно то время, которое люди могут себе позволить для ознакомления с текущими новостями».

По словам Анны Упрямцевой-Алексинской, в день взрыва в питерском метро и в первые дни после него со стороны читателей наблюдался повышенный ажиотаж: люди стремились получить больше информации, поэтому спрос на периодику резко вырос. «Несмотря на закрытие торговли внутри петербургского метрополитена, нам с коллегами удалось максимально перераспределить ежедневный тираж “КП в Санкт-Петербурге” и минимизировать потери. Это оказалось возможным благодаря оперативной работе всех участников рынка распространения города», — рассказала она. Парируя тезис PlanetaSMI.RU о том, что жители крупных мегаполисов уже давно привыкли получать оперативную информацию в Сети, Анна Упрямцева-Алексинская отметила: «Да, Интернет дает людям возможность быстро получить ответ на свой запрос. Однако качественная журналистика, официальная позиция властей, мнения авторитетных экспертов по-прежнему являются фундаментом и отличительной особенностью работы традиционных, в том числе печатных СМИ. Узнав в Сети ответ на вопрос “что?”, человек всегда покупает газету, чтобы узнать “почему?” и “что будет дальше?”, он хочет прочитать только самое важное и самое главное, не затрачивая время на поиск информации в Сети. Тем более ежедневный режим выпуска газеты не сильно уступает Интернету по оперативности. Мы высоко ценим доверие наших читателей. И хотя некоторые лидеры мнений уже не первый год пытаются похоронить прессу, она по-прежнему жива, интересна и востребована людьми именно благодаря высокому качеству печатной журналистики».

«Доверие к печатной прессе по-прежнему высокое», — соглашается с ней Сергей Маркелов. Большое количество людей старшего поколения в привычном режиме приобретает газеты и журналы, являясь постоянными покупателями газетных киосков. По словам эксперта, труднее всего сегодня приходится ежедневным изданиям, которые проигрывают Интернету в скорости предоставления информации. «Еженедельники же будут издаваться и пользоваться спросом у читателей еще очень долго, так как предоставляют уникальную возможность глубокого анализа проблемных вопросов. Главное, чтобы качество журналистики оставалось на высоком уровне и не уходило в сторону сплетен и кривотолков», — резюмирует глава «Метропресса».

Евгения Трушина

PlanetaSMI.RU