«Проблемы российского рынка подписки: взгляд из издательского сообщества» — Александр Орешкин, Союз издателей «НАИ»

Издатели постоянно возмущаются ростом почтовых тарифов, оперещающим темпы инфляции. Об этом обстоятельстве раказывали многие участники  Международного делового форума "Качественная пресса и перспективы ее развития", прошедшего в Москве 12-13 апреля 2017 года. В качестве вице-президента "Национальной ассоциации издателей" я также принял участие в этом форуме и представил свой доклад, посвященный этой проблеме. Предлагаю его Вашему вниманию.    

Печатные СМИ по-прежнему доминируют на информационном рынке России. Если аудитория электронных СМИ в России не превышает 10 миллионов человек, то печатную прессу читают не менее 80-90 миллионов человек. Многие из них активно выписывают печатные газеты и журналы. Однако, в последние годы аудитория печатной прессы начинает стремительно сокращаться по причине разрушения традиционной системы распространения. Сокращается сеть розничного распространения прессы. По данным АРПП, не будет преувеличением сказать, что каждый день в России закрывается десять киосков прессы. В подписке стоимость почтовой доставки выросла настолько, что от нее отказываются даже те, кто подписывался годами и десятилетиями. ФГУП «Почта России» занимает доминирующее положение на рынке по оказанию услуг по приему заказов на подписку и доставке газет и журналов подписчикам. Нет поводов сомневаться в том, что почтовый оператор прилагает определенные усилия для развития подписных и стабилизации подписных тиражей. В частности, помимо традиционных акций продвижения подписки путем временного снижения подписных цен («декад подписки»), почтовый оператор пошел по пути организации масштабного проекта благотворительной подписки «Дерево добра». Да и «декады подписки» стали проводиться чаще, в том числе – во время досрочных подписных кампаний. Свою положительную роль играет и скидка на почтовый тариф, получаемая издателями, включающимися в список Экспертного совета по региональным СМИ при Министерстве связи и массовых коммуникаций. Правда, от издателей, которым не посчастливилось попасть в этот список, часто приходится слышать нарекания в том, что с помощью этого списка на рынке создаются искусственные преференции для части издателей за счет других. Как бы там ни было, приходится признать, что после 3-кратного повышения в 2014 году почтовых тарифов на прием, обработку и доставку подписки, ни «Почте», ни подписным агентствам, ни издателям так и не удалось создать предпосылок для реальной стабилизации подписных тиражей.

3 апреля в рамках журналистского форума Общероссийского народного фронта (ОНФ) «Правда и справедливость» также обсуждался вопрос неадекватного роста почтовых тарифов. Издатели обратились во время форума к представителям «Почты России» с вопросом о том, почему при инфляции в 4 % Почта России» со II полугодия 2017 года увеличивает свои базовые тарифы на 10 % и лишает льгот еще на 10 % социально значимые издания, то есть, это 20 % повышения. На что получили ответ: «Мы коммерческая организация и хотим работать с прибылью, а подписка приносит нам убытки».

Между тем, у экспертов рынка подписки существует сомнение в том, что «Почта» несет убытки, доставляя подписку. В частности, это сомнение прозвучало на одном из круглых столов на XXXII конференции АРПП в Сербии. Его участники предложили тщательно проанализировать составные части почтового тарифа на прием, доставку и обработку подписки, выразив сомнение в их обоснованности. На конференции издателями были озвучены примеры того, что там, где «Почта» просит 10 рублей, реальная себестоимость услуги составляет 1-2 рубля. Издатели предложили АРПП обратиться от их имени в Федеральную антимонопольную службу по вопросу о монополизации «Почтой России» российского рынка доставки изданий подписчикам-физическим лицам.

Кроме того, на уже упомянутом форуме ОНФ прозвучала критика существующей «Методики формирования тарифа по подписке и доставки периодической печатной продукции». Еще ранее для стабилизации рынка подписки НАИ предлагал рассмотреть инициативу о передаче вопроса формирования «Методики формирования тарифа по подписке и доставки периодической печатной продукции» в ведение Правительства РФ или уполномоченного им государственного органа. На наш взгляд, почтовые тарифы - это важнейшая проблема российского рынка подписки. После отмены государственного субсидирования подписки в 2014 году, трехкратного увеличения почтовых тарифов на доставку и связанного с этим двукратного сокращения подписных тиражей рост тарифов не остановился. В 2015 и 2016 годы ФГУП «Почта России» дважды повышала тарифы по подписке на десять процентов. К чему это ведет? Подписные тиражи, собранные во время подписной кампании на первое полугодие 2016 года, сократились на 5,4% по сравнению с подписной кампанией на первое полугодие 2015 года. А тиражи, собранные во время подписной кампании на первое полугодие 2017 года, сократились еще на 11,1%. Очевидно, что темпы сокращения издательских подписных тиражей снова ускоряются, пропорционально росту почтовых тарифов. При этом, предпринятое «Почтой» повышение подписных тарифов приходится признать избыточным. По данным Росстата, официальный уровень инфляции в РФ за период с 2008 года (когда были введено государственное субсидирование подписки) по февраль 2017 года составил 86,5%. Но рост тарифов «Почты России» на доставку подписки за этот период составил 214%.

Такой значительный рост почтовых тарифов ведет к сокращению периодичности выхода печатных изданий, сокращению количества полос, перехода издателей в электронный формат, сокращению персонала издательских домов, закрытию новых проектов. При этом, представители почтового оператора при расчете все увеличивающихся тарифов ссылаются на «Методику формирования и применения тарифов на услугу по приему заказов от клиентов на подписку и доставке газет и журналов», утвержденной распоряжением предприятия от 28.06.2007 г. № 82-р и периодически актуализируемой без существенных изменений. В частности, данная Методика была актуализирована 21 марта 2012 года за номером 3.2.2 – 05/5 с дополнением четырех приложений. Изучение «Методики» не позволяет сделать однозначный вывод в пользу «почтовой точки зрения». По сути, указанная «Методика» - это внутренний документ, основывающийся на прогнозных критериях и условных расчетах себестоимости различных этапов оказания услуги. При желании, в формулы могут быть вставлены показатели абсолютно любых косвенных затрат, не обязательно связанных лишь с оказанием услуг по доставке подписных изданий. При этом, проверить реальность этих затрат не представляется возможным. А в некоторых формулах и вообще используется коэффициент уровня рентабельности, связанный с почтовой инвестиционной политикой. Другими словами, в указанной «Методике формирования и применения тарифов» расходы на обеспечение доставки подписных изданий невозможно разграничить со всеми прочими расходами почтового оператора.

Таким образом, мы считаем необходимостью введение регулирования данных тарифов федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Не говоря уже о необходимости достижения их максимальной прозрачности для всех участников рынка подписки. Существует документ, от лица Министерства связи и массовых коммуникаций рекомендующий ФГУП «Почта России» проводить общественное обсуждение любого изменения связанных с подпиской тарифов. По факту, оно не проводится даже на уровне Общественной палаты. Считаю, что вышеперечисленные меры могут стать гарантом стабильности рынка распространения периодических печатных изданий по подписке.

Для участников подписного рынка ФГУП «Почта России» является сегодня одним из основных партнеров. Существует ряд серьезных проблем во взаимодействии с этим партнером, что существенно снижает возможности для выхода рынка подписки из ситуации кризиса и стагнации подписных тиражей. При этом, решить эти проблемы возможно лишь совместными усилиями всех участников отрасли, при поддержке государства.

Вице-президент Союза Издателей НАИ Александр Орешкин

Источник: PlanetaSMI.ru / блог Александра Орешкина

Похожие материалы: «Важным фактором развития подписки могло бы стать единение всех игроков рынка» — Александр Орешкин, Союз издателей «НАИ»