Медиасовет Бурятии: Новая перезагрузка - СМИ и власть

На прошлой неделе прошло первое организаци­онное заседание медиасовета при врио главы Бурятии. Автором идеи и главным организато­ром стал Сергей Бурдиков, руководитель груп­пы компаний «Байкал медиа»
(сайт «Байкал медиа консалтинг», радио «Баргузин», а также радио «Эхо Москвы», «Русское радио», НТВ и СТС в Бурятии). Как он рассказал, идея родилась спонтанно: «Врио - чело­век новый, а медийщики люди, достаточно осведом­ленные во всех сторонах жизни республики. И к тому же мы можем эффективно влиять на ситуацию. Поче­му бы нам не объединиться и не помочь новой власти в решении наших общих проблем?».

Действительно, сейчас наступил оптимальный мо­мент для перезагрузки отношений между властью и СМИ. И здесь уместно оглянуться назад, дабы лучше понять прошлое и перспективы на будущее. Хотя, если перели­стать страницы первых газет «Верхнеудинский листокъ» и «Верхнеудинская конституционная газета» периода первой русской революции, то содержание нашей жизни ничуть не изменилось. Меняется лишь внешний анту­раж…

Итак, после Октября 17-го были газеты «Бурят-Мон­гольская правда», переименованная в «Правду Бурятии», «Буряад унэн», «Молодёжь Бурятии», журналы «Байкал» и «Ласточка». В них трудились настоящие профессиона­лы пера, такие мастера бурятской литературы, как Исай Калашников, Владимир Бараев, Геннадий Башкуев и др.

Затем грянули 90-е, и на фоне соседних регионов Бу­рятия быстро выделилась обилием качественных печат­ных и электронных СМИ, хотя в те годы появлялось и тут же исчезало множество разных изданий. В плане слож­ных отношений с властью наиболее интересным игроком была, безусловно, газета «МК в Бурятии». Её редактор Ан­дрей Бурмакин всегда занимал независимую позицию по отношению к команде Леонида Потапова. Но, при этом, «МК» нельзя было назвать оппозиционной газетой, по­скольку на её страницах давались взаимоисключающие мнения. А всенародно избранный Леонид Потапов был уверен в своей легитимности и в поддержке населения. В то время, 13 января, в День российской печати на церемо­нии награждения собиралось не более 30 журналистов.

С приходом Вячеслава Наговицына количество на­граждаемых резко возросло - до 150 человек. Впрочем, возросший отряд журналистов стал и показателем бур­ного развития отрасли: газет, радио, ТВ, журналов, интер­нет-изданий и блогосферы.

Новому руководителю региона - назначенцу Кремля - нужна была узнаваемость. К тому же результаты работы губернаторов стали оцениваться по различным рейтин­гам и по упоминаемости в СМИ. И все 10 лет пребывания у руля республики он пользовался благосклонностью местного журналистского сообщества. Сам Вячеслав На­говицын согласен с этой оценкой. На эту тему мы беседо­вали с ним до его отъезда в Томск. И, кстати, в том самом «гостевом домике», достаточно скромном по нынешним меркам коттедже.

Единственным, последовательно оппозиционным из­данием в его годы была «Новая Бурятия». Причина - в ха­ризматичных личностях её создателя Баира Дышенова и главного редактора Тимура Дугаржапова.

Сейчас бурятские СМИ, как и положено в обществе по­требления, - это большой супермаркет: выбор на любой вкус и цвет, хоть «русскоязычный», хоть «бурятскоязыч­ный».

Действительно, в последние годы произошёл неожи­данный всплеск активности бурятскоязычных СМИ. Кро­ме известных - газеты «Буряад унэн», журнала «Байгал», районных газет и телерадиопрограмм БГТРК, появился ещё ряд изданий и ТВ, которые стали делать тексты и программы на бурятском языке. Кроме «Мунгэн сэргэ» на ТРК «Ариг Ус», это «Мир-Бурятия», «ИП», АТВ, «Ошор зам» и множество сайтов и блогеров.

А наиболее уникальным информационным ресурсом стало радио Buryad.fm. Детище Пандито Хамбо ламы Дам­бы Аюшеева не имеет аналогов в мире. Это не государ­ственное, не муниципальное, не коммерческое и не рели­гиозное СМИ. Поэтому проще и вернее будет определить сущность Buryad.fm, как народное радио.

А народ - это всегда стихия, которой очень непросто управлять.

Однако особое беспокойство вызывает ситуация с районными газетами на бурятском языке. Вернее, их уже практически нет. В настоящее время они выходят только в двух районах – Кижинге и Закамне, да и то раз в месяц в виде приложений.

Вероятно, это связано с объективными процессами. Как сказал на медиасовете главред «Молодёжки» Олег Лебедев: «Я представляю отмирающую отрасль, печат­ные СМИ». Но именно поэтому инициатива Сергея Бур­дикова представляется весьма своевременной. Будем надеяться, медиасовет станет не только регулировать отношения власти и СМИ, но и сможет эффективно ре­шать проблемы всей отрасли, всего журналистского со­общества Бурятии.

Источник: Буряад унэн

Похожие материалы: В Бурятии общий тираж газет и журналов – более 21 миллиона экземпляров