С подобной проблемой столкнулись уже многие издатели. Противоречия и отсутствие четких определений в законодательстве об экологическом сборе гарантированно ведут издательства и типографии к множеству проблем, в числе которых – двойное обложение экологическим сбором.
Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" с 2015 года производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.12.2015 № 2491-р.
Для "услуг по изданию газет" такой норматив рассчитывается от объема выпущенной в оборот продукции (в тоннах) и составляет - 5 процентов в 2016 году и 10 процентов в 2017 году.
Помимо этого, отдельно рассчитывается норматив по утилизации упаковки товаров в случае их реализации в упаковке.
Обязанность по утилизации отходов от использования товаров может быть исполнена производителями товаров либо путем фактической утилизации отходов в объемах, соответствующих нормативу, либо путем уплаты экологического сбора. На практике документально подтвердить фактическую утилизацию указанных объемов не представляется возможным. Таким образом типографии и издатели вынуждены в 2017 году рассчитать и уплатить экологический сбор.
Ставка экологического сбора по товарной группе "услуг по изданию газет" составляет 2 387 руб./тонна.
При проработке вопроса о порядке его расчета и уплаты по группе товаров "услуги по изданию газет" были выявлены две существенные проблемы.
Проблема первая
В документах, регламентирующих порядок расчета и уплаты экологического сбора, отсутствует четкое понятие плательщика сбора.
Так, согласно всем нормативным документам, экологический сбор подлежит уплате "производителем, импортером товаров".
Однако в производственной цепочке услуг по изданию газет таким производителем одновременно являются:
- типография - по отношению к издателю газеты;
- издатель газеты - по отношению к потребителю.
Такая неопределенность привела к тому, что контролирующие органы (Росприроднадзор) в 2017 году требует подтверждения обязанностей по расчету и уплате экологического сбора и с типографий, и с издателей газет. Это может привести к двойному обложению экологическим сбором выпускаемых печатных средств массовой информации.
Проблема вторая
Распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 № 1886-р утвержден перечень готовых товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств.
В него в качестве отдельной группы товаров включены "Услуги по изданию газет".
Такое включение приведено в привязке к кодам классификаторов видов экономической деятельности, а именно:
- код 58.13 - по Общероссийскому классификатору;
- код 4902 - по Товарной номенклатуре Таможенного союза (ТН ВЭД ЕАЭС).
Однако данные классификации не соответствуют друг другу.
В частности, если российский классификатор включает в группу товаров, подлежащих учету при исчислении экологического сбора, только газеты, то ТН ВЭД ЕАЭС относит к данной группе товаров в том числе журналы и прочие периодические издания...
Это несоответствие вызвало у типографий затруднения при расчете сумм подлежащего к уплате экологического сбора.
На запросы типографий в Росприроднадзор были получены (неофициально) ответы, что необходимо рассчитывать и уплачивать экологический сбор исходя из реализации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, т.е. в больших размерах. На доводы о том, что разночтения в применении классификаторов не должны приводить к дополнительному обременению плательщиков, получены рекомендации - после уплаты сразу обращаться в арбитражные суды для взыскания излишне уплаченных сумм сбора. Таким образом наличие противоречий в применяемых классификаторах для некоторых типографий увеличит размер экологического сбора в разы.
Письмо с просьбой разъяснить неоднозначные моменты законодательства Союз издателей «ГИПП» 20 апреля направил руководителю Федеральной службы по надзору в сфере природопользования А.Г. Сидорову. В обращении также содержатся предложения по решению описанных выше проблем:
- Предлагается издать официальные разъяснения Минприроды РФ относительно применения противоречащих положений классификаторов, после чего внести соответствующие изменения в документы Правительства РФ, утверждающие нормативы утилизации, перечни товаров, подлежащие утилизации, а также ставки экологического сбора.
- Предлагается дать четкое определение плательщика экологического сбора по группе товаров "услуги по изданию газет". В первую очередь, это можно было бы сделать отдельным разъяснением Минприроды РФ, после чего внести соответствующие изменения в постановление Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073, установив исчерпывающий перечень критериев, которым должен соответствовать производитель (импортер) в целях признания его плательщиком экологического сбора (независимо от специфики производимого товара).
Источник: Союз издателей "ГИПП"
Похожие материалы: Геннадий Кудий, Роспечать: Экологический сбор для печати ввели бездарно и кулуарно