Состояние и перспективы развития региональных рынков распространения печатных СМИ

В конференц-зале «Российской газеты» состоялась всероссийская конференция «Состояние и перспективы развития региональных рынков распространения печатных СМИ», которую провели НП «АРПП» совместно с ООО «Консалтинг-Пресспроект» при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать). В ней приняли участие более 70 человек, в том числе представители Роспечати, ФГУП «Почта России», топ-менеджеры издательских и дистрибуторских кампаний, руководители общественных объединений отрасли, журналисты.

Конференцию открыл председатель правления НП «АРПП» А.В. Оськин, который перечислил основные проблемы и тенденции на рынке прессы в российских регионах и выразил надежду, что настоящая конференция позволит разработать меры по поддержке и развитию печатной индустрии во всех субъектах РФ.

С основным докладом по теме конференции выступила исполнительный директор Ассоциации Я.В. Полюхович. Она привела данные, согласно которым в 2016 году на территории России работало 36 150 торговых объектов по распространению прессы, что на 11% меньше по отношению к 2015 году. В целом в стране количество киосков ежегодно падает, количество точек в ритейле растёт, но не компенсирует потерь основного сегмента (киосков и павильонов прессы), общее количество объектов с прессой сокращается.

Я.В. Полюхович проанализировала ряд показателей, на которые ориентируются эксперты АРПП при оценке состояния дел в регионах. Она привела сведения о выполнении Постановлений Правительства РФ от 09.04.2016 №291 и от 06.09.2016 №885, которыми установлены нормативы минимального количества киосков и павильонов прессы на территории страны.

Назвала конкретные цифры обеспеченности киосками прессы в контексте соответствия их положениям приказа №197 Минкомсвязи России от 31 июля 2013 года «Об утверждении рекомендаций по поддержке и развитию системы розничного распространения периодических печатных изданий и иной печатной продукции в субъектах Российской Федерации».

Озвучила рейтинг руководителей субъектов РФ, который характеризует отношение местных властей к системе распространения печатных СМИ, привела результаты исследования регионов с точки зрения показателя плотности подписных тиражей.

В завершение своего выступления Я.В. Полюхович перечислила предложения, которые, по её мнению, необходимо осуществить в целях поддержки киосков и павильонов прессы, распространения периодики в сетях FMCG, института подписки.

Заместитель начальника управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Г.Н. Кудий остановился в своём выступлении на тенденциях, наблюдаемых в последнее время на мировых медийных рынках, проблемам государственной политики в вопросах поддержки прессы. Он обосновал ошибочность тактики перестройки бизнеса исключительно по рецептам мультимедийности и мультиформатности. Подкрепил этот тезис ссылкой на резолюцию 61-го конгресса «Дистрипресс», в которой прямо говорится, что вложение средств только в «цифру» – прямой путь к тому, чтобы загубить бизнес.

В России, заметил Г.Н. Кудий, происходят процессы, аналогичные тем, которые развиваются в большинстве стран мира. Не выпадает из этого тренда, в частности, «Комсомольская правда», активно внедряющая цифровые технологии, выручка которой от электронных носителей, по словам главного редактора, составляет не более 10%. Имеются медийные компании, у которых она действительно выше. Например, у группы компаний Hearst Shkulev Media выручка от электронных проектов на сегодняшний день составляет 45% от общей выручки и 55% от традиционных изданий. Но даже в мировой практике таких результатов немного.

Г.Н. Кудий уделил внимание проблемам государственной поддержки отрасли СМИ. По его словам, выделяемые на эти цели средства используются не на развитие бизнеса, а на сохранение незначительной доли изданий. Общая сумма субсидии, которая по линии Роспечати будет распределяться в 2017 году, составит 355,5 млн. рублей, будет адресована ограниченному числу социально значимых проектов, что не сильно повлияет на ситуацию в целом.

Докладчик критически оценил законодательно закреплённую практику проведения аукционов для организации мероприятий.

О конкретных шагах областных властей по созданию благоприятных условий для издателей и распространителей, мерах по укреплению и развитию системы розничного распространения прессы рассказала начальник Управления по делам печати, телерадиовещания и связи Администрации Липецкой области Н.В. Демьянова. О результатах этой деятельности свидетельствует тот факт, что в области удалось сохранить одну из самых крупных киосковых сетей по торговле прессой в России.

Сегодня в регионе работают 176 киосков сети «Роспечать», из которых 99 находятся в самом Липецке, 77 — в населённых пунктах области. Все киоски размещены в местах высокой проходимости, имеют единое оформление, единую выкладку прессы и сопутствующей продукции. Периодика составляет 80% от общего объёма реализуемых в киоске товаров. Списание непроданных экземпляров газет не превышает 22%, в то время как по России этот показатель доходит до 70%.

В декабре 2015 года в Липецке был открыт первый в Черноземье мультимедийный павильон прессы общей площадью 32 кв.м., в котором установлен кондиционер, покупателям предлагаются порядка 900 наименований печатной продукции, холодные напитки и кофе, желающим предоставляется ксерокс, Wi-fi и другие услуги. В 2016 году открыт второй такой павильон, а на осень текущего года запланировано открытие третьего.

Всё это стало возможным благодаря неформальному отношению руководства области к вопросам обеспечения доступности населения к киоскам прессы, стремлению развивать культурные и духовные запросы липчан. В этих целях для торговых объектов прессы была установлена одна из самых низких в стране арендная плата — от 1 рубля за кв.м. земли под киосками прессы в муниципальных районах области и до 12 рублей за кв.м. в Липецке.

Комментируя выступление Н.В. Демьяновой, А.В. Оськин дал высокую оценку деятельности администрации Липецкой области по поддержке в регионе отрасли печатных СМИ. Одновременно подчеркнул, что отличительной чертой, одним из главных достоинств руководства «Роспечати» города Липецка является то, что это предприятие не имеет задолженности перед издателями, поскольку расплачивается за проданную продукцию «день в день». Нередки случаи, когда по просьбе издателя «Роспечать» платит вперёд, по сути, авансирует партнёра.

Собственным видением проблем отрасли печатных СМИ поделился заместитель председателя совета директоров ЗАО «Издательский дом «Аргументы недели», вице-президент Союза издателей «НАИ» И.А. Диденко. По его словам, негативно влияет на ситуацию на медийном рынке:

  • продолжающееся сокращение киосков прессы, перемещение их на новые, худшие по проходимости места;
  • уменьшение издателями поставок газет в связи с увеличением просроченной задолженности дистрибуторов;
  • неудержимый рост списания и практическая невозможность контролировать этот процесс издателями (в отдельных случаях списание доходит до 60-80%);
  • существенное увеличение цены печатных изданий в розничной продаже при том, что отпускная цена издателя не повышается или повышается на незначительную величину.

Серьёзным недостатком в деятельности издательского сообщества И.А. Диденко считает то, что печатная пресса не лоббирует свои интересы и интересы распространителей в целях улучшения условий работы, повышения рентабельности. Вместе с тем, печатная пресса отлично заключает контракты на лоббирование чьих-то интересов, освещает события как регионального, так и федерального масштаба. Но объединиться для защиты собственных интересов фактически не пытается.

Исполнительный директор Альянса руководителей региональных СМИ России, председатель Экспертного совета по региональным печатным СМИ при Минкомсвязи РФ С.Б. Дубинская отметила, что рассуждая о спасении печатной прессы надо учитывать все аспекты, от которых зависит этот процесс. Всё имеет значение — и недостаточное финансирование, и отношения с властью, и личностный фактор, т.е. компетентность и профессионализм руководителя, возглавляющего издание, или дистрибуторское предприятие. Чтобы мы ни говорили, но не будет администрация вкладывать деньги в то предприятие, которое не даёт отдачи. Именно поэтому в Липецке «Роспечать» получает от властей 3 млн. рублей субсидий в год, поскольку возвращает в бюджет до 90 млн. рублей налогов.

Не отрицая критических замечаний в адрес работы «Почты России», С.Б. Дубинская вместе с тем указала на то, что всё ещё существуют зоны неуверенной доставки тиражей, куда еженедельники не могут попасть неделями, продолжаются споры о том, кто должен платить за доставку до сортировочных узлов. Остаётся нерешённой кадровая проблема, хотя зарплата у почтальонов и операторов повышается.

Исполнительный директор Альянса независимых региональных издателей С.В. Лапенков согласился с ранее прозвучавшим прогнозом о том, что в случае, если умрёт подписка, то умрёт и значительная часть районной прессы, маленькие газеты, для которых подписка является единственным инструментом распространения. В качестве механизма спасения подписного сегмента дистрибуции прессы С.В. Лапенков назвал адресную подписку, адресную поддержку подписчиков.

Анализируя характер взаимоотношения издателей с «Почтой России» С.В. Лапенков упомянул жалобы, особенно со стороны районных газет, на частые нарушения сроков доставки тиражей.

Сейчас, когда идёт подписная кампания, представляется важным удвоить тот дисконт, который готова предоставить «Почта России». Имеются в виду подписные декады. Кроме одной льготной декады в мае мы предлагаем провести ещё одну льготную подписную декаду, но уже в июне. Такими маленькими, но позитивными мерами можно добиться хороших результатов.

Анализ ситуации на рынке прессы в Республике Саха (Якутия) представила генеральный директор ООО «Медиагруппа «Ситим» М.Н. Христофорова. По её словам, в республике зарегистрировано 190 печатных средств массовой информации, из которых 102 на якутском языке. На самом деле сегодня издаются только 77 — 23 республиканских, 34 районных газет и 20 журналов, из них на якутском языке всего 9.

По мнению М.Н. Христофоровой, причины падения тиражей печатных изданий кроются в расширении влияния социальных сетей, мессенджеров и цифровых средств массовой информации, в росте почтовых тарифов.

После отмены с 2014 года госсубсидий на доставку подписных тиражей в стране идёт разрушение рынка печатных СМИ, созданного на конкурентных условиях после развала СССР. Подписку убивают высокие тарифы, превышающие каталожную стоимость издания. Районные газеты видят спасение в отказе от дорожающих услуг «Почты России». Вместе с тем, во властных структурах отсутствует понимание того, что распространение периодической печати является социальной услугой и что тарифы почты тоже должны быть социально ориентированными, а методика их формирования должна быть открытой и понятной.

М.Н. Христофорова предложила осуществить следующие меры:

  • утвердить для киосков прессы арендную плату за землю в размере 1 рубль за кв.м., как в Липецкой области;
  • ввести регулирование тарифов доставки газет и журналов «Почты России» Федеральной тарифной службой по аналогии с универсальными услугами почтовой связи;
  • цена на услуги по доставке должна рассчитываться и утверждаться федеральной тарифной службой, и в таком виде в обязательном порядке входить в каталожную цену подписных агентств. Данная цена должна быть фиксированной, вне зависимости от времени года и полугодия. Переменной должна быть только редакционная каталожная цена, которая зависит от стоимости бумаги и услуг печати;
  • объявить пятилетний мораторий на рост тарифов «Почты России» для сохранения и стабилизации института подписки в России, особенно в труднодоступных регионах;
  • поддержать предложение Президента РФ В.В. Путина и внедрить систему субсидирования издателей СМИ, распространяющихся по подписке.

Генеральный директор ЗАО «Роспечать» г. Ярославля М.Н. Мартьянов высказал некоторые свои суждения относительно действующих в стране отношений медийного сообщества и органов власти, фактической незащищённости розничных сетей прессы от произвола чиновников. Он указал на слабое взаимодействие дистрибуторских компаний в деле отстаивания интересов отрасли, недостаточную помощь в этом вопросе со стороны общественных объединений отрасли, несовершенство законодательства.

Директор ООО «Издательский дом «Толока» С.И. Анисовец начал своё выступление с утверждения, что для стабилизации рынка в условиях кризиса необходимо тесное взаимодействие распространителей и издателей. Он подчеркнул, что перспектива у печатных СМИ есть, несмотря на развитие альтернативных источников получения информации. Но в сегодняшних непростых условиях нужно быть гибкими и отвечать современным потребностям рынка.

Следуя этим принципам ГК «Толока», как издатель, активно работает над оптимизацией и улучшением портфеля изданий, системно запускает новинки. Большое внимание уделяется обновлению внешнего вида и содержания журналов, прямому диалогу с читателями,  тесному сотрудничеству с дистрибуторами.

Докладчик призвал всех участников рынка к открытому диалогу по исправлению сложившейся ситуации, совместному составлению графиков погашения просроченной задолженности и честному выполнению согласованных договоренностей.

Подводя итоги дискуссии, А.В. Оськин выделил преобладающее мнение, согласно которому без государственной поддержки институт подписки будет умирать, а с ним будет умирать и большинство районных и городских газет.

А.В. Оськин в положительном плане высказался о намечаемых властями мерах по поддержке отрасли, но назвал их недостаточными и требующими расширения и развития.

Он также отметил, что, несмотря на кризисные процессы в экономике в отрасли печатных СМИ наблюдаются положительные явления, о чём говорят достижения лидеров подписки и розницы, которых АРПП регулярно награждает дипломами.

Прошедшая на конференции дискуссия продемонстрировала ряд новых идей и предложений, которые предстоит обобщить, взять на вооружение и направить в соответствующие инстанции.

Смотрите также: Фоторепортаж конференции «Состояние и перспективы развития региональных рынков распространения печатных СМИ».

Пресс-служба АРПП