«Проще закрыться»
Корреспондент "Ять" пообщалась с владельцем киоска печати в Коломне Александром Черновым. Его киоск, к слову, закрывать не планируют. Но тема злободневная. "Что хорошего-то? Плохо, что киосков печати с журналами и газетами в Коломне станет меньше, - считает Александр Чернов. - Я открыл такой киоск рядом с КЦРБ и слышал только благодарные слова от покупателей, которым здесь удобно приобретать прессу. Кроме того, коломенцы делятся со мной, что уже сейчас им приходится ехать за газетами бог знает куда: к "афганскому" рынку из другой части города, на "стометровку" из Колычева. Да, молодые люди справятся, а пенсионерам это тяжело. Городу не хватает киосков печати".
Судя по схеме размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной городской администрацией, с 2017 по 2021 год для Коломны предусмотрено только 19 киосков печати. У некоторых, существующих ныне, сменятся адреса, в том числе и на менее "проходные" места. Да и чтобы получить это "место под солнцем", предстоит выиграть тендер. "Чтобы выиграть через аукцион место, которое предложит администрация, нужны деньги, - говорит А. Чернов. - Сомневаюсь, что разрешат перевезти существующую палатку. Думаю, скажут покупать новую. В любом случае, ее еще нужно транспортировать, сделать под нее фундамент, провести электричество. Вот и представьте, во сколько это встанет. Значит, проще закрыться".
«Какое наше мнение? Негативное!»
Корреспондент "Ять" связалась с генеральным директором АО "АРИА-АиФ" Андреем Филиным. Количество киосков, принадлежащих этой компании, сокращают не только в Коломне, но и по всей Московской области.
"Информация о том, сколько киосков конкретно сократят, становится известной в последний момент, - делится он, - когда нас знакомят со схемами размещения. Какое наше мнение? Негативное. Сейчас и так непростое время, мы наблюдаем кризис в экономике, как следствие, падают доходы населения. А киоск - это, по сути, место, где можно купить прессу и вещи повседневного спроса за умеренные деньги. Во-вторых, мы обеспечиваем рабочие места. Только в Коломне в наших киосках работают 50 человек. В основном, это женщины-пенсионерки, которым необходим дополнительный доход. Да, зарплата небольшая, но стабильная. Тем самым они чувствуют себя более уверенными в завтрашнем дне".
"Сокращая количество киосков, администрация сокращает и информационное поле, а значит, доступ граждан к информации, гарантированный Конституцией, - продолжает Андрей Филин. - А через год у нас выборы. Кто у нас голосующий электорат? Те люди, которые приходят к нам в киоски. Смотрят газету, покупают прессу, интересуются, читают. И такие действия властей... Непонятно, чем они обусловлены...".
Гендиректор АО "АРИА-АиФ" не видит логики в данной тенденции. "Не могу понять плюсов, - говорит он. - В Москве мэр строит дороги. Есть очевидный кратковременный минус - сужение проезжей части, дополнительные пробки. Но на шаг вперед понятно, что власти хотят добиться улучшения инфраструктуры. А здесь какая мотивация?
Я общался на эту тему с коллегами... Пока идет кризис, пока у нас нефть не по 150 долларов за баррель, ну оставьте вы в покое малый бизнес. Пусть люди зарабатывают, выживают. Наоборот, надо поощрять коммерческую инициативу, которая поддерживает самые уязвимые слои населения. Нет! У нас: все сокращайте, киоски убирайте. Я понимаю, они живут на бюджете... Ну что ж, будем встречаться, говорить, взаимодействовать".
Как Воронеж отстоял киоски
Возможно, ситуация в Коломне изменится... Как, например, в Воронеже, где благодаря объединенным усилиям издателей и распространителей прессы удалось не только остановить процесс сокращения киосков печати, но и поднять отрасль на другой, более высокий уровень качества.
Об этом рассказал генеральный директор ООО «Издательский дом «Свободная пресса» (г. Воронеж) Юрий Таранцов, который первым встал на защиту киосков. Причем своих киосков у него нет.
«В Воронеже процесс сокращения киосков начался еще в 2008 году, - рассказывает он. - Я увидел, что ситуация скоро может стать критической. Поэтому собрал всех воронежских издателей и распространителей, усадил за один стол, сказав, что нужно либо думать, как выжить вместе, либо будете помирать поодиночке. Было сложно, потому что все они смотрели друг на друга как на конкурентов, надеясь, что они-то единственные и выживут, а конкуренты «умрут». Но по одиночке начали «умирать» все... И в конце-концов все объединились».
В 2009 году объединение пригласили в Торгово-промышленную палату Воронежской области и предложили создать комитет по СМИ и распространению. «И мы начали активную работу комитета, - вспоминает Ю. Таранцов. - Самыми активными были издатели. Стали работать со всеми, начиная с мэра и заканчивая депутатами всех дум и губернатором, то есть со всеми людьми, от решений которых что-то зависело. Сначала увеличили площадь одного киоска до 18 квадратных метров. А потом, согласно статье 10 Закона о регулировании торговой деятельности, в городе появилась схема размещения нестационарных торговых объектов. Она была согласована совместно с главным архитектором города и нами, предпринимателями».
Но даже после этого воронежцы продолжили работу. «Мы заметили, что в России нет регламентирующих документов, уточняющих, на какое количество человек должен приходиться один киоск. На 1000 или, к примеру, 10 000? Это привело меня к замминистра Минсвязи, - говорит Юрии Таранцов. - Мы приехали к нему не рассказывать, что все плохо, а с конкретными предложениями. Привели пример Липецка, где газеты и журналы - это 70%, остальные 30% - сопутствующие товары. После этого появился приказ - рекомендации Минкомсвязи главам муниципалитетов и губернаторов. В него вошли все наши предложения».
«В 2015 году в Воронежской области, чем мы очень гордимся, было принято решение освободить от арендной платы все киоски, торгующие прессой. Но с одним условием - мы должны были вложить деньги в реконструкцию сетей», - добавляет Ю. Таранцов.
В 2016 году в Воронеже появились большие павильоны, куда можно свободно входить и выбирать. «Больше не нужно было кланяться окошечку в маленьком киоске», как выразилась жительница Воронежа в разговоре с издателем. «Меня поразило, что люди выходили из такого павильона с охапкой газет и журналов под мышкой - то, чего я не видел, когда были простые киоски. Оборот такого павильона увеличивается в три раза именно по газетно-журнальной продукции, - заключает Юрии Таранцов. - Итого: для увеличения количества киосков печати должна быть воля человека, который управляет вашим городом или областью. Издатели и распространители должны объединиться, чтобы донести это до власти. По одиночке никто не выживет, это понятно».
***
Говорят коломенцы
Светлана Калинникова, педагог:
"Мне не все равно, закроются ли печатные киоски в Коломне, потому что я покупаю газеты и журналы. Я отношу себя к людям читающим. Тематики разные - это и наши городские газеты, и газеты на темы дома, сада, огорода, здоровья. Газеты беру разные - и местные, и столичные".
Антонина Козлова, пенсионерка:
"Конечно, уменьшение числа киосков усложнит покупку любимых газет. Хочется читать про Коломну, а пишут об этом только местные. В магазинах я газету не покупаю, только в киоске. У меня есть любимый киоск на улице Макеева".
Людмила, повар:
"Берем в киосках журналы. Ребенку познавательные книги покупаем. Где мы будем все это брать?".
Источник: Ять (Коломна)
Похожие материалы: В Чебоксарах предложили снести почти половину киосков