Распоряжение Правительства РФ о поддержке печатной продукции полезно, но крайне недостаточно для отрасли

Подписанное 17 апреля 2017 года распоряжение Правительства РФ №719-р «Комплекс мер по поддержке развития негосударственных организаций в сфере книготорговли (книгораспространения) и распространения печатных средств массовой информации (в том числе через обеспечение условий для развития розничной сети распространения)» вызвало у экспертов рынка противоречивые чувства.

С одной стороны, в целом приветствуются перечисленные в нём меры по поддержке распространения книг и печатной прессы, проведению мероприятий  по популяризации чтения в печатном и электронном виде, формированию региональных программ поддержки и развития чтения, организации книжных конкурсов и фестивалей, региональных книжных выставок и ярмарок.

С одобрением встречено положение документа, предписывающее заинтересованным федеральным органам исполнительной власти  создавать условия для отнесения субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих торговлю книгами и печатной прессой к субъектам социального предпринимательства.

Столь же положительно оценивается поставленная перед органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации задача развивать инфраструктуру нестационарной торговли печатной продукцией, добиваться достижения и превышения в муниципальных образованиях норматива минимальной обеспеченности населения площадью киосков и павильонов со специализацией «Печатная продукция».

Вместе с тем, от такого рода официального документа многие ожидали большего с учётом крайне тяжёлой ситуации, сложившейся в отрасли печатной продукции.

В частности, АРПП и другие общественные организации отрасли неоднократно ставили вопрос о необходимости признать в правовом порядке книжную и периодическую печатную продукцию в качестве элемента культуры, а систему их распространения как систему, выполняющую функции культурного назначения. Это предложение, на наш взгляд, имеет ту же идеологическую направленность, что и отнесение указанных в распоряжении Правительства предприятий  к субъектам социального предпринимательства, но имеет более глубокое социальное наполнение.

В медийных кругах надеялись также на более чёткие формулировки по поводу пресечения практически повсеместного разрушения системы розничной реализации прессы и книг, которое, несмотря на ранее принятые решения, продолжается, сужая доступ граждан к каналам распространения печатного слова. Речь  в данном случае идёт о невыполнении поручения Президента РФ о принятии мер по повышению доступности книжной и периодической печатной продукции для населения, подписанного В.В. Путиным по итогам совместного  заседания Государственного совета и Совета при Президенте по культуре и искусству, состоявшегося 24 декабря 2014 года.

В АРПП разочарованы тем, что в комплекс правительственных мер не включены  меры по поддержке предприятий отрасли с помощью налоговых льгот, таких как снижение или обнуление ставки НДС, снижение налога на прибыль,  предоставление издательским и дистрибуторским предприятиям льготных условий аренды, льготных налоговых ставок на имущество, по земельному налогу и т.п.

Не нашли отражения в правительственном распоряжении и такие крайне важные для поддержки и развития отрасли решения как:

  • возобновление практики субсидирования доставки подписных тиражей в целях сохранения института подписки;
  • наделение издателей периодики и книг правом относить на расходы по налогу на прибыль до 30% стоимости нереализованного тиража;
  • введение государственного регулирования цен на полиграфическую бумагу;
  • либерализация отечественного рынка рекламы, снимающая ограничения на рекламу в печатных средствах массовой информации качественного алкоголя, табака, медицинских препаратов в печатные СМИ.

АРПП выражает надежду, что распоряжение Правительства РФ от 17 апреля 2017 года №719-р является первым шагом на пути поддержки отрасли печатных средств массовой информации и в перспективе последуют другие более серьёзные и глубокие по содержанию меры по спасению всего комплекса производства и распространения печатной продукции в России.

Пресс-служба АРПП