С одной стороны, в целом приветствуются перечисленные в нём меры по поддержке распространения книг и печатной прессы, проведению мероприятий по популяризации чтения в печатном и электронном виде, формированию региональных программ поддержки и развития чтения, организации книжных конкурсов и фестивалей, региональных книжных выставок и ярмарок.
С одобрением встречено положение документа, предписывающее заинтересованным федеральным органам исполнительной власти создавать условия для отнесения субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих торговлю книгами и печатной прессой к субъектам социального предпринимательства.
Столь же положительно оценивается поставленная перед органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации задача развивать инфраструктуру нестационарной торговли печатной продукцией, добиваться достижения и превышения в муниципальных образованиях норматива минимальной обеспеченности населения площадью киосков и павильонов со специализацией «Печатная продукция».
Вместе с тем, от такого рода официального документа многие ожидали большего с учётом крайне тяжёлой ситуации, сложившейся в отрасли печатной продукции.
В частности, АРПП и другие общественные организации отрасли неоднократно ставили вопрос о необходимости признать в правовом порядке книжную и периодическую печатную продукцию в качестве элемента культуры, а систему их распространения как систему, выполняющую функции культурного назначения. Это предложение, на наш взгляд, имеет ту же идеологическую направленность, что и отнесение указанных в распоряжении Правительства предприятий к субъектам социального предпринимательства, но имеет более глубокое социальное наполнение.
В медийных кругах надеялись также на более чёткие формулировки по поводу пресечения практически повсеместного разрушения системы розничной реализации прессы и книг, которое, несмотря на ранее принятые решения, продолжается, сужая доступ граждан к каналам распространения печатного слова. Речь в данном случае идёт о невыполнении поручения Президента РФ о принятии мер по повышению доступности книжной и периодической печатной продукции для населения, подписанного В.В. Путиным по итогам совместного заседания Государственного совета и Совета при Президенте по культуре и искусству, состоявшегося 24 декабря 2014 года.
В АРПП разочарованы тем, что в комплекс правительственных мер не включены меры по поддержке предприятий отрасли с помощью налоговых льгот, таких как снижение или обнуление ставки НДС, снижение налога на прибыль, предоставление издательским и дистрибуторским предприятиям льготных условий аренды, льготных налоговых ставок на имущество, по земельному налогу и т.п.
Не нашли отражения в правительственном распоряжении и такие крайне важные для поддержки и развития отрасли решения как:
- возобновление практики субсидирования доставки подписных тиражей в целях сохранения института подписки;
- наделение издателей периодики и книг правом относить на расходы по налогу на прибыль до 30% стоимости нереализованного тиража;
- введение государственного регулирования цен на полиграфическую бумагу;
- либерализация отечественного рынка рекламы, снимающая ограничения на рекламу в печатных средствах массовой информации качественного алкоголя, табака, медицинских препаратов в печатные СМИ.
АРПП выражает надежду, что распоряжение Правительства РФ от 17 апреля 2017 года №719-р является первым шагом на пути поддержки отрасли печатных средств массовой информации и в перспективе последуют другие более серьёзные и глубокие по содержанию меры по спасению всего комплекса производства и распространения печатной продукции в России.
Пресс-служба АРПП