«Состояние и перспективы развития региональных рынков распространения печатных СМИ», — Янина Полюхович, АРПП

Обстоятельный доклад о текущений ситуации на рынке прессы в России озвучила 20 апреля с.г. на всероссийской конференции «Состояние и перспективы развития региональных рынков распространения печатных СМИ» Янина Полюхович, исполнительный директор Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП).
С разрешения автора, PlanetaSMI.RU знакомит с представленным материалом своих читателей.

***

Янина Полюхович, исполнительный директор АРПП:

— Рынок печатной прессы в России, да и во всем мире, сейчас переживает не лучшие времена. Тем не менее, печатные СМИ продолжают оставаться важной частью медиамикса, а глобальные тенденции говорят о некоторой стабилизации рынка печатных СМИ в мире.

Количество точек продаж прессы во всем мире сокращается. В 2016 г. количество розничных точек продаж в США сократилось на 10%, в Канаде — на 4%. Это страны с традиционно высокой долей подписки, поэтому уровень обеспеченности в них розничными точками продаж не столь важен, как для стран, с традиционно высокой долей розницы. К последним относятся Англия и Испания. В этих странах доля розничных точек продаж сократилась не так значительно — на 1-5%. Уровень обеспеченности розничными точками населения в них составляет 1-2 тыс. человек на одну торговую точку.

В России уровень обеспеченности торговыми точками прессы составляет 3 600 жителей на один торговый объект, что серьезно ограничивает возможность доступа населения к каналам приобретения печатной информации. Количество объектов по распространению периодической печатной продукции в 2016 г. по сравнению с 2015 г. сократилось на 11% (без учета почтовых отделений, с включением киосков прессы Республики Крым).

АРПП ежегодно проводит мониторинг объектов распространения периодической печатной продукции путем сбора данных от профильных региональных ведомств в субъектах РФ, а также на основе данных дистрибьюторов рынка.

По итогам мониторинга за 2016 г. на территории России работало 36 150 торговых объектов по распространению прессы. Как уже было отмечено выше, их общее количество за год сократилось на 11%.

На представленной выше диаграмме представлены основные тренды рынка киосковых продаж России:

  1. Количество киосков ежегодно сокращается. В 2016 г. зафиксировано самое большое сокращение торговых объектов в сегменте киоски/павильоны, магазины прессы — -5 100 объектов (это -17% всех киосков и павильонов прессы, работавших в 2015 г.).
  2. Количество торговых точек в ритейле растет, но это не компенсирует потерь основного сегмента — киосков и павильонов прессы.
  3. Общее количество торговых объектов с прессой сокращается.

31 июля 2013 г. был подписан приказ №197 Минкомсвязи России «Об утверждении рекомендаций по поддержке и развитию системы розничного распространения периодических печатных изданий и иной печатной продукции в субъектах Российской Федерации». Документ устанавливает рекомендуемые нормативы, обеспечивающие шаговую доступность торговых объектов прессы, и соответствуют мировому уровню обеспеченности населения газетными киосками.

АРПП в течение нескольких лет проводит мониторинг выполнения данного приказа, на основании которого рассчитывает рейтинг территорий по обеспеченности киосками прессы.
Нормативы количества киосков прессы, согласно приказу, таковы:

В 2016 г. АРПП подготовила обновленный рейтинг, который традиционно включает в себя 85 регионов, и оценивает доступность объектов по распространению периодической печатной продукции для населения. Оценка учитывает количество специализированных торговых объектов печати (киосков и павильонов прессы) на территории субъекта РФ.

Согласно данным рейтинга за прошлый год, средний показатель обеспеченности населения торговыми объектами прессы по России составляет: один киоск/павильон на 6 325 жителей. Для сравнения в 2015 г. данный показатель составлял один киоск на 5 240 жителей, а в 2014-м — один киоск на 4 770 жителей.

Среди всех федеральных округов РФ лучший показатель обеспеченности имеет Уральский ФО: здесь на один киоск приходится 4 862 жителя. Второе место занимает Сибирский ФО, где данный показатель равен 5 328 чел. на одну торговую точку. На третьем месте — Дальневосточный ФО (5 882 чел.).

Хуже всего торговыми объектами печати обеспечены россияне в Северо-Кавказском и Приволжском федеральных округах: там наблюдается существенная нехватка киосков прессы (10 756 и 7 267 человек на один киоск прессы соответственно).

Что касается обеспеченности киосками по распространению периодической печати субъектов Российской Федерации, то лидерами являются те же области, что и в 2015 г. — Калининградская и Челябинская, чьи показатели обеспеченности находятся на уровне один киоск на 2 523 и 3 079 жителей соответственно.

Наихудшая ситуация по обеспеченности сложилась в Республиках Ингушетия, Адыгея, Алтай, Кабардино-Балкарской Республике, Курской, Курганской и Саратовской областях, Еврейском АО. В этих субъектах РФ один киоск прессы приходиться более чем на 10 тыс. чел.

АРПП также составляет и второй рейтинг, в котором учитывает состояние рынка распространения печатных СМИ. Это рейтинг Руководителей глав субъектов РФ по отношению к системе распространения печатных СМИ. Оценка руководителей глав субъектов РФ проводится по пяти модулям.

Первый модуль — базовый, в рамках которого оценивается уровень обеспеченности всеми объектами прессы: киосками, павильонами, торговыми точками в сетях FMCG и др. Также учитывается динамика уровня обеспеченности по отношению к прошлому году.

Во втором модуле оценивается уровень арендных ставок для объектов прессы в регионе.

В третьем — балльная оценка показателей ассортиментной свободы торговых объектов прессы.

В четвёртом — оценка уровня господдержки системы распространения печатных СМИ.

В пятом — оценка административного регулирования рынка распространения периодической продукции в регионе.

Согласно результатам Рейтинга руководителей субъектов РФ по отношению к системе распространения печатных СМИ за 2016 г., в топ-10 глав субъектов РФ, получивших наиболее высокую положительную оценку вошли:

Как видно из представленной выше таблицы, возглавляют рейтинг глава администрации Липецкой области Олег Королев и губернатор Воронежской области Алексей Гордеев.

С учетом высокой важности и значимости системы распространения периодической печати, Правительством РФ было принять Постановление от 9.04.2016г. №291 «Об утверждении Правил установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и методики расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов».

В постановлении впервые были узаконены правила определения нижних пределов площадей торговых объектов и количества павильонов и киосков прессы в населенных пунктах по всей стране, за исключением районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий.

В рамках расчетной методики утвержден базовый показатель минимальной обеспеченности населения торговыми павильонами и киосками по продаже печатной продукции, который составляет 1,7 торговых объекта на 10 тыс. чел. или один киоск/павильон прессы на 5 880 жителей муниципального образования.

Данное постановление носит обязательный характер исполнения, т.е. количество нестационарных объектов прессы (киосков и павильонов) не должно быть ниже минимального норматива.

АРПП сделала расчеты нормативов минимальной обеспеченности населения нестационарными объектами прессы по всем субъектам РФ, за исключением северных территорий. Согласно расчетам и данным мониторинга объектов по распространению прессы за 2016 г., Постановление №291 выполняется в 34 регионах. В топ-15 вошли:

  • Воронежская область
  • Липецкая область
  • Московская область
  • Тульская область
  • Ярославская область
  • Калининградская область
  • Республика Марий Эл
  • Пермский край
  • Самарская область
  • Свердловская область
  • Челябинская область
  • Алтайский край
  • Иркутская область
  • Кемеровская область
  • Новосибирская область

Регионы-аутсайдеры по обеспеченности населения торговыми объектами прессы:

  • Кабардино-Балкарская Республика
  • Краснодарский край
  • Москва
  • Республика Башкортостан
  • Республика Дагестан
  • Республика Ингушетия
  • Республика Татарстан
  • Саратовская область
  • Ставропольский край
  • Чеченская Республика

Примечательно, что список регионов-аутсайдеров по итогам 2016 г. вошла и столица России, где в настоящее время идет реформа киосковой розницы.

Подписной рынок России в 2016 г. был более стабилен, чем розничный. Третью подписную кампанию подряд фиксируется сокращение подписных тиражей в среднем на 5-6% по отношению к аналогичному периоду за предыдущий год. В подписную кампанию на 1 п/г 2017 г. было зафиксировано более высокое падение: по данным «Почты России» подписные тиражи сократились на 11% по отношению к 1 п/г 2016 г.

В период отсутствия государственного субсидирования подписных тарифов тиражи, распространяемые по подписке, сократились на 35%. А с учетом того, что во 2 п/г 2017 г. «Почта России» планирует поднять почтовые тарифы на доставку подписных тиражей, падение может достигнуть 45%.

Поэтому для печатных СМИ становится особо важным возобновление государственной поддержки подписного рынка. Формы господдержки могут быть разные, но они должны сохранять принцип здоровой конкуренции среди действующих подписных агентств.

В заключение представим данные исследования, которое было проведено силами АРПП с целью продемонстрировать значимость и актуальность системы распространения прессы в России для действующей власти, в частности — для местных чиновников.

Экспертная группа АРПП проанализировала информацию по итогам подписки на 1 п/г 2017 г. и выявила устойчивую взаимосвязь показателя плотности подписных тиражей с политической активностью населения региона. 18 сентября 2016 г. россияне выбирали новую Государственную Думу. Наиболее высокий политический интерес к жизни страны проявили избиратели в тех регионах, где был зафиксирован высокий показатель плотности подписных тиражей — более 150 подписок печатных изданий на 1 тыс. чел., т.е. там, где избиратель был обеспечен достоверной аналитической информацией в бумажном формате. Партия «Единая Россия» также получила наибольшее количество голосов в тех субъектах РФ, где наиболее высока плотностью подписных тиражей.

Так, в регионах с высоким уровнем подписки общая явка избирателей на выборы 18 сентября 2016 г. в зависимости от субъекта РФ находилась на уровне 50-84% при средней по России в 48%. Процент проголосовавших избирателей за «Единую Россию» составил 55-96% в зависимости от региона при среднем показателе по России 54,2%.

В регионах с низким уровнем подписных тиражей — менее 100 экз. (подписок) на 1 тыс. чел. явно прослеживалась противоположная закономерность: избиратели имели низкую политическую активность, что выражалось в малочисленной явке на избирательные участки и невысоком проценте отданных голосов за партию «Единая Россия». Общая явка избирателей на выборы 18 сентября 2016 г. здесь была 29-46% в зависимости от региона при средней по России в 47,8%. Процент проголосовавших избирателей за «Единую Россию» составил всего 36-50% в зависимости от региона (при средней по стране в 54,2%).

Резюмируя описанные тенденции, эксперты АРПП считают, что в настоящее время для стабилизации ситуации в медиаотрасли России необходимы следующие законодательные инициативы.

  1. В части киосков/павильонов прессы:
  • Льготная аренда для киосков/павильонов прессы. Минимальный срок аренды — семь лет. (Сейчас реализуется в трех субъектах РФ: Липецкая и Воронежская области, Республика Мордовия).
  • Недопустимость проведения аукционов на право осуществления торговой деятельности в НТО «Печать» — для этих торговых объектов допустимы только конкурсы (В настоящее время соблюдается в 78 субъектах РФ).
  • Снятие всех ограничений на ассортиментный перечень для торговых объектов «Печать». (Пока реализуется в одном субъекте РФ: Брянской области).
  • Патентные принципы налогообложения в системе распространения прессы.
  1. В части распространения периодической печати в сетях FMCG:
  • Оплата за реализованные тиражи от 8 до 45 дней в зависимости от периодичности издания.
  • Изменение финансовой нагрузки: снижение бонусов до 5%.
  • Запрет на взимание платы на изменение ассортимента печатной прессы.

В части подписки на печатную прессу:

  • Субсидирование доставки подписных тиражей населению в размере 6 млрд руб. в год.
  • Поддержка здоровой конкуренции на рынке подписки.
  • Программы по популяризации подписки среди молодежи.
  • Материальная помощь на оформление подписки за счет бюджета социально незащищенным категориям граждан (Подобный проект в настоящее время реализуется в Калужской области: подписка на областную газету «Весть недели»).

Источник: PlanetaSMI.RU

Похожие материалы: Состояние и перспективы развития региональных рынков распространения печатных СМИ