«Если сегодня издатели не помогут дистрибьюторам, завтра будет уже поздно», — Игорь Диденко, «Аргументы недели»

Выступая 20 апреля на всероссийской конференции «Состояние и перспективы развития региональных рынков распространения печатных СМИ», заместитель председателя совета директоров ИД «Аргументы недели» Игорь Диденко представил свой взгляд на проблемы дистрибуции прессы.
Вопреки сложившейся в издательской среде традиции, он встал на сторону распространителей прессы. Да — проблем в сегменте много, и да — иногда они приводят к плачевным для рынка результатам. Однако без поддержки издательского сообщества, системе распространения печатных СМИ выжить будет еще труднее. PlanetaSMI.RU подготовила к публикации основные тезисы доклада эксперта.

***

Игорь Диденко, заместитель председателя совета директоров ИД «Аргументы недели»:

— Вопрос развития региональных рынков распространения прессы — важная и актуальная на сегодня тема, которой необходимо не только уделять повышенное внимание со стороны профессионального сообщества, но и стараться предпринимать все возможные шаги, направленные на укрепление отрасли.

Согласно отраслевой статистике, ситуация на подписном рынке страны, хоть и держится в негативном тренде, однако резких скачков здесь не наблюдается (третью подписную кампанию подряд сокращение подписных тиражей составляет в среднем по рынку 5-6% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года). Ситуация на региональном рынке дистрибуции и розничных продажи печати, напротив, находится в постоянной негативной динамике. Обе эти тенденции наш издательский дом ощущает на себе: если, например, подписные тиражи газеты «Аргументы недели» в прошлом году подросли, то розничные оставляют желать лучшего. Почему так происходит?

На мой взгляд, есть несколько причин.

Первая — сокращение количества киосков прессы на местах. В нашу редакцию постоянно поступают звонки от читателей со всей страны — от Москвы до Амурской области, — которые жалуются, что просто не могут купить газету в привычных местах. Закрытие киосков или их перемещение в сторону от пешеходного трафика — серьезнейшая проблема не только для распространителей, но в первую очередь для издателей.

Вторая причина — рост просроченной задолженности региональных дистрибьюторов, из-за чего издатели вынуждены сокращать поставки газет и журналов. Это тоже общая проблема всего издательского рынка России, о которой в последнее время много говорят, но решить которую пока не удается.

Причина третья — бесконтрольный рост списания и невозможность для издателя контролировать этот процесс. Так, у ИД «Аргументы недели» по некоторым дистрибьюторам списание в прошлом году составляло 30-35%, тогда как в начале этого года оно иной раз достигает 60-70%. Такой уровень списания, что подтверждают коллеги-издатели, уже не представляется нам каким-то немыслимым, напротив — он становится нормой для рынка. Мы стараемся работать в этом направлении, понимая, что дистрибьюторам и розничным сетям наша помощь нужна, однако иногда наталкиваемся на непонимание со стороны сотрудников компаний-дистрибьюторов, по причине чего переговоры заходят в тупик.

Причина четвертая, очень беспокоящая нас — это увеличение конечной цены на издания в розничной продаже. Конечная цена печатных СМИ в рознице неизменно растет при том, что отпускная цена издательств не повышается, либо повышается не так сильно. Например, в Челябинской области при отпускной цене в 16 руб. «Аргументы недели» в розничной продаже стоят 41 руб. Местные читатели возмущаются, считая, что в таком завышении виноваты издатели.

Вот так, вкратце, на мой взгляд, можно описать главные сегодняшние проблемы рынка региональной дистрибуции и розничной реализации печатной продукции.

Конечно, на российском рынке есть и обратные, положительные примеры. Та же Липецкая область, об успехах которой в части организации розничного распространения газет и журналов говорили уже не раз. Например, здесь, в липецкой «Роспечати», списание по нашему изданию составляет всего порядка 17%, а проблем с оплатой не возникает никогда. Да, это — эталон работы распространителей с издателями, также как и эталон отношения местной администрации к печатному слову. Однако, как правильно замечают коллеги, больше подобных примеров на территории нашей страны нет.

Практически во всех остальных регионах мы наблюдаем совершенно обратную тенденцию: киоски сносят, арендную плату повышают, сети банкротят.

У многих региональных сетей финансовое положение стало очень непростым; уже известны случаи, когда все сотрудники компании-дистрибьютора увольняются одним днем, а издатели при этом остаются в полном непонимании того, каким образом им продолжать работать в регионе. Надо понимать, что проблемы дистрибьютора — это проблемы издателей, которые в конечном счете приводят к снижению тиражей.

Сокращаются у издателей и рекламные доходы, что связано не только с перетоком рекламодателей в Интернет, но и с рядом других, зачастую совершенно неожиданных, тенденций. Недавно мне довелось принять участие в конференции Ассоциации директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России. Согласно представленным там цифрам, у корпоративных изданий, которые в розницу не продаются, а доставляются читателям посредством директ-мейла, рост продаж рекламы, в том числе прямой, за 2016 г. составил 300%! Получается, что, несмотря на все рыночные тенденции, все же есть сегменты, где с рекламой ситуация обстоит более чем хорошо.

На сегодняшний день получается, что в России печатные СМИ, в особенности газеты массового спроса, уже на самом деле не являются бизнесом, а скорее благотворительностью, если хотите — хобби.

И поэтому нас, издателей таких медиа, надо беречь. А рассчитывать, что инвестиции, сделанные в печатные СМИ, когда-то отобьются, в наше время так же наивно, как и верить в то, что Солнце вращается вокруг Земли. «Денег нет, но мы держимся», хотя без особого энтузиазма. Дистрибьюторы должны это понимать, а не требовать с итак «планово убыточных» издателей каких-то еще дополнительных расходов в пользу своего звена.

Мне часто приходится в рамках общественной деятельности общаться с чиновниками, причем чиновниками разных уровней: и федеральными, и региональными. И все они удивляются: почему печатная пресса не лоббирует свои интересы и интересы распространителей, чтобы улучшить условия работы отрасли и повысить собственную рентабельность? Ведь печать отлично справляется, когда надо пролоббировать чьи-то интересы, однако объединиться, чтобы справиться с собственными проблемами она почему-то не способна.

В своем недавнем интервью нашему изданию заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин прямо сказал: сегодня российские издатели, главные редакторы газет рассчитывают, что им кто-то поможет — государство, президент, местные чиновники... Они просто сидят и ждут какой-то манны небесной, которой никогда не будет.

Государство считает медиа рыночным сегментом, который не нужно регулировать, но который должен защищать себя сам. А но он сам себя, к сожалению, защитить сегодня не может.
Естественно, общаясь с представителями власти разных уровней, мы стараемся вносить свою скромную лепту в лоббирование интересов отрасли: проводим социологические исследования, ведем рубрику «Дискуссия о будущем медиа», регулярно печатаем интервью с чиновниками и депутатами, занимающимися регулированием отрасли. Но должен с сожалением отметить, что очень немногие коллеги-издатели следуют нашему примеру. А ведь усилий отдельных издателей и общественных организаций недостаточно. Нужны консолидированные усилия всей отрасли. Только вдумайтесь: за последний год, по данным АРПП, количество киосков прессы в России упало еще на 11%,

а ведь киоски — это наша «последняя миля», без которой мы не сможем существовать.

Дистрибьюторы и киосковые сети, безусловно, нуждаются в помощи издателей. Хотя сами дистрибьюторы, жалуясь нам на жизнь, за помощью в наши СМИ практически не обращаются. А ведь журналисты постоянно пишут на отраслевые темы, и, если дистрибьюторы будут обращаться к нам с какими-то просьбами: осветить острую проблему, отправить журналиста регион, рассказать о проблемах с местными властями, то «Аргументы недели» всегда готовы в этом помочь. Более того, если есть такая необходимость, то и я лично, и главный редактор газеты готовы в рамках общественной деятельности ездить по регионам, разговаривать с местными властями, доносить позицию печатных СМИ по этому вопросу.

Мы готовы объяснять всем и каждому важность прессы, важность печатного слова, бумажных СМИ и точек их продаж.

Если мы, издатели, сегодня не объединимся, не начнем действовать в интересах всей отрасли, завтра нам уже вообще ничего делать не придется: можно будет просто сложить руки на груди и наблюдать за процессом со стороны. Если дистрибьюторов притесняют, сносят киоски, издатели всегда должны быть готовы им помочь. «Аргументы недели» призывают коллег к этому: если мы сегодня не поможем дистрибьюторам, завтра будет уже поздно.

Источник: PlanetaSMI.RU

Похожие материалы: Состояние и перспективы развития региональных рынков распространения печатных СМИ