О причинах, побудивших вынести такое предложение на обсуждение к коллегам по издательскому цеху, PlanetaSMI.RU узнала у Марии Христофоровой сразу после завершения конференции.
— Мария Николаевна, вы очень ярко выступили на всероссийской конференции «Состояние и перспективы развития региональных рынков распространения печатных СМИ». И критиковали «Почту России», которая с одной стороны является традиционным партнером издателей, а с другой — их постоянным оппонентом. Что стало причиной критики?
— То, что сегодня российские журналисты в буквальном смысле слова стали слугами «Почты России»!
— Сама почта вряд ли согласится с таким заявлением. Обоснуйте.
— Конечно, обосную. И для этого сначала приведу немного статистики. В Республике Саха-Якутия на сегодняшний день Роскомнадзором зарегистрировано 190 печатных СМИ. Из них на якутском языке выходят всего девять республиканских газет («Забота-Арчы», «Кыым», «Саха сирэ», «Ил Түмэн», «Аар Тайҕа», «Киин куорат», «Туймаада», детские — «Кэскил» и «Бэлэм буол+»), немногим более 20 районных газет и только восемь журналов. На языке малочисленных народов Севера выходит газета «Илкэн». Из сахаязычных СМИ на средства республиканского бюджета издаются пять республиканских и практически все районные газеты, а также четыре журнала. Люди, которые хотят сегодня читать на национальном языке, в основном живут в сельской местности. И никакого иного пути получения печатных СМИ, кроме подписки через «Почту России», у них нет. При этом понятно, что доходы этих людей отнюдь не велики. Поэтому главной причиной наблюдаемого сегодня падения тиражей печатных изданий считаем рост почтовых тарифов. А тиражи печатных СМИ в Якутии, начиная с 2014 года, когда «Почта России» подняла тарифы на доставку подписки, упали более чем значительно. По состоянию на 1 января 2017 года по сравнению с 1 января 2014 года снижение тиражей по газетам составило, — только вслушайтесь в эти цифры!, — 55,9%. По журналам и того больше — 68,6%. По районным газетам — 75,4%.
Между тем до печального 2014 года ситуация на рынке развивать в позитивном направлении. Совокупный тираж всех печатных СМИ республики вырос с 59 245 экз. в 2005 году до 166 310 экз. в 2014 году, причем в основном за счет роста изданий Медиагруппы «Ситим», выпускаемых на русском и якутском языках. И что важно: национальные СМИ развивались без каких-либо дотаций. Медиагруппа «Ситим» стала лидером в сегменте подписки на местном рынке, и говорю я это вам, Евгения, не для того, чтобы похвастаться, а чтобы подчеркнуть — мы как никто другой знаем не только специфику местного рынка, но и особенности читателей, которые, кто бы что не говорил, любят и хотят читать бумажную прессу. И вот вам в доказательство цифры по тиражам наших изданий на национальном языке за 2013 год: «Кыым» — 34 060 экз., «Кюрюлгэн» — 13 550 экз., «Хатан» — 13 450 экз., «Байдам» — 10 500 экз. Еще три года назад люди много выписывали и много читали! Практически в каждый якутский дом приходили мои издания.
— А как же развитие Интернета, соцсетей — может они причина падения?..
— Ну вы еще скажите, что люди за три года разучились читать и теперь только картинки в пабликах рассматривают! Просто у людей нет денег на то, чтобы удовлетворить запросы «Почты России».
Те, кто думал, что после отмены в 2014 году дотаций на доставку подписных тиражей «Почте России» население привыкнет к новым ценам и подписка вновь наберет обороты, сильно просчитались. На фоне сложных экономических условий в стране тиражи падают, издания закрываются, профессиональные журналисты остаются без работы.
С 2014 года в России идет планомерное разрушение рынка печатных СМИ, созданного в конкурентных условиях за четверть века с момента развала СССР. То, чего не смогли сделать за 25 лет перестройки, «Почта России» сделала за каких-то три года. Между тем, для сохранения и развития национальных языков, воспитания читающей среды наоборот необходимо создавать условия для развития национальных печатных СМИ.
— И как сейчас выкручиваются из положения районные издания, некоторые из которых, насколько я знаю, имеют более чем полувековую историю?
— В условиях кризиса издатели Якутии ищут возможности для сохранения своих изданий. Государственные муниципальные СМИ идут по пути бесплатного распространения за счет бюджета, хотя, на мой взгляд, путь этот самый тупиковый. При таком подходе снижается ответственность за качество контента, обрывается обратная связь с читателем. Я уже не говорю о неэффективном использовании бюджетных средств.
В самом сложном положении оказались районные газеты. Их совокупный тираж в 2017 году по сравнению с 2014-м упал на неслыханные 75%.
Вот, например, газета «Улэ Кууhэ» («Сила труда»), выходящая в Горном улусе. За последние четыре года стоимость услуг связи в подписной цене этой газеты из-за повышения тарифов «Почты России» выросла на 45%. Каталожную цену при этом редакция держала «на нуле». А вот еще один пример — «Северная заря», газета самого северного Оймяконского района. Для нее с 2014 года по 2017 год тариф «Почты России» вырос 3,2 раза! Представляете? При этом каталожную цену редакция повысила всего на каких-то 2%. Вот теперь и судите сами, как приходится районным изданиям...
А выкручиваются кто как может. Например, путем создания альтернативы услугам «Почты России». Среднеколымская районная газета «Халыма долгуннара» («Колымские волны») решила проблему доставки в девять поселений следующим образом: установила в администрациях принтеры формата А3 для печати макета. Сам макет редакция отправляет по Интернету, администрация печатает его, а взамен пользуется техникой в своих целях. После распечатки номера нанятый селянин разносит газету — просто надевает сумку с распечатками и идет по дворам.
У нас вообще многие пошли по пути отказа от услуг почты. Вот работники жиганской районной газеты «Новости Жиганска» после печати номера тоже сами разносят его по домам, как почтальоны.
Некоторые районные газеты с этого года собираются перейти на альтернативную подписку. Например, Намская районная «Энсиэли» оформляет подписку не только на свои издания, но и на республиканские и городские печатные СМИ.
То есть районные газеты видят выход для себя в отказе от подорожавших услуг «Почты России».
— Так почему же журналисты стали слугами почты?
— Объясняю на примере своей газеты «Кыым», которая выходит каждую неделю, по четвергам на 48-ми полосах формата А3. За эти годы тариф на ее доставку увеличился в три раза! На доставку журнала «Хатан», который выходит у нас раз в два месяца, — в 2,3 раза.
Услуги связи в подписной цене «Кыым» по второму полугодию 2017 года впервые превысили каталожную цену газеты. И после этого вы хотите сказать, что мои журналисты не стали слугами «Почты России»? Конечно, стали!
Услуги связи за последние три полугодия выросли на 40%. Это вообще ни в какие ворота не лезет!
Сегодня якутские печатные СМИ стали работать на финансирование «Почты России». Высокие тарифы, превышающие каталожную стоимость, нельзя назвать оплатой услуг оператора по доставке. Наоборот: это мы, журналисты всей страны, оказываем услуги «Почте России», создавая контент, на котором она зарабатывает.
Периодическая печать является социальным бизнесом. Поэтому тарифы почты тоже должны быть социально ориентированными. Пока не будет понимания роли подписки, стоимость почтовых услуг как коммерческая составляющая коммерческого предприятия, будет только увеличиваться.
— Кстати, о понимании роли печатных СМИ. Для их поддержки в части организации подписки при Минкомсвязи создан Экспертный совет по региональным печатным СМИ, который каждое полугодие составляет список изданий для получения скидки на подписной тариф ФГУП «Почта России» в рамках подписных кампаний. Вы используете этот инструмент в работе?
— Конечно. В список включены пять издаваемых нами газет и четыре журнала. Причем семь изданий из этого перечня выпускаются медиагруппой «Ситим» на национальных языках. Пользуясь случаем, хотела бы выразить слова благодарности всем участникам и инициаторам этого важного проекта, ведь таким образом печатные издания получают пусть и небольшие, но все-таки деньги, что помогает им выживать в трудное время.
Однако и по этому направлению есть критические замечания в адрес «Почты России». Все мы помним, что в прошлом году изданиям из списка Экспертного совета «Почта России» предоставляла скидку 30%. Однако каким-то чудесным образом на подписную компанию на первое полугодие этого года размер скидки уменьшился до 20%. То есть «Почта России» в одностороннем порядке сократила размер скидки на 10%, мотивируя свое решение тем, что в прошлом году ей никто упущенных доходов не покрыл (Протокол заседания Экспертного совета по региональным СМИ при Минкомсвязи России №3 от 7.10.2016). И уж тем более совершенно непонятно, почему решения Роспечати и Минкомсвязи подвергаются какой-то ревизии со стороны исполнительного органа?
— Да, но при этом дополнительную скидку в 5% получают те издатели, которые вошли в подписной каталог «Почты России»...
— В таком случае этим вопросом должна заняться ФАС, потому что на сегодняшний день «Почта России» является единственным поставщиком почтовых услуг в нашей стране, и подобные действия с ее стороны — прямое нарушение антимонопольного законодательства.
— Так если вы войдете в почтовый каталог, и вам дополнительная скидка будет...
— Нет, я принципиально не захожу в него. А зачем?
— Несколько лет вы боролись за отмену третьей доставочной зоны в республике, и насколько я знаю, ваши старания увенчались успехом. Сейчас уже можно говорить о положительных результатах этого проекта для издателей печатных СМИ?
— О результатах говорить можно, но они отнюдь не положительные. Действительно, еще два года тому назад мы вышли с предложением об отмене третьей подписной зоны; до этого в таких регионах как Якутия, Иркутская область, Хабаровский край и Камчатка были определены три, а то и четыре подписные зоны. В качестве эксперимента в Якутии третья зона была отменена. Однако радоваться оказалось нечему. Глядя на повышение услуг связи за последние три полугодия на 40%, вкрадывается подозрение, что выпавшие доходы с третьей зоны «Почта России» распределила между тарифами первой и второй зон. Таким образом почта ничего не потеряла, а многочисленные читатели так и остались в накладе. Специально к конференции в «Российской газете» мы подготовили диаграмму на основе данных по газете «Кыым». Согласно представленной на ней информации, каталожная цена издания увеличилась совсем ненамного и то по причине роста стоимости производства, тогда как стоимость услуг почты для первой и второй зон скачет со страшной силой.
К сожалению, повышение стоимости услуг связи в первой и второй зонах доказать практически невозможно, потому что формирование тарифов почты — тайна за семью печатями.
— Разве они не публичны?
— В том то и дело, что нет. Ну как федеральное государственное унитарное предприятие может скрывать методику составления тарифов?! Это возмутительно. И происходит это на протяжении всех тех лет, которые мы ведем борьбу за выживание подписки в стране.
Задача издателя — произвести качественный информационный товар, на который будет спрос. А снабжать этим товаром отдаленные поселки — забота государства. Ведь возит же наше государство на Север и уголь, и дизельное топливо, и продукты питания. Огромные субсидии идут на энергетику. Никто даже не заикается о том, чтобы переложить стоимость электроэнергии на местных жителей. И правильно, потому что выйдет по 30-40 рублей за киловатт. Отопление и горячая вода — первая необходимость. Но ведь без информации тоже нельзя. И если в отдаленном поселке кто-то изъявляет желание оформить подписку на СМИ, он должен иметь возможность получить издание по доступной для себя цене. Совершенно разумно то, что доставка должна компенсироваться государством. Поэтому государственная поддержка социально ориентированных региональных и муниципальных СМИ остается актуальной в нынешних экономических условиях, усугубивших положение печатных СМИ на фоне роста тарифов «Почты России».
— Подводя итог нашей беседе, какие пути выхода из ситуации вы предлагаете?
— Считаю, что цена на услуги по доставке должна рассчитываться и утверждаться Федеральной тарифной службой. И в таком виде в обязательном порядке входить в каталожную цену подписных агентств. Данная цена должна быть фиксированной, вне зависимости от времени года и полугодия; переменной должна быть только каталожная цена, которая зависит от стоимости услуг печати и цены бумаги, и которые, в свою очередь, от издателя не зависят.
Необходимо субсидировать издателей. Владимир Путин на медиафоруме в Санкт-Петербурге сказал: «Если и переходить к субсидированию, то, мне кажется, нужно переходить к субсидированию не почты, а к субсидированию изданий, издательств. Эти субсидии должны быть ориентированы на ту категорию ваших подписчиков, которые находятся в наиболее сложном положении». По словам главы государства, речь может идти, например, об отдаленных населенных пунктах и школах в этих районах, и об отдельных категориях граждан.
Поэтому субсидирование изданий, распространяемых по подписке, наряду с мораторием на тарифы «Почты России», стало бы действенной мерой по стабилизации экономического положения редакций. За пять лет печатная отрасль пришла бы в чувство.
— Мораторий на тарифы почты, да еще и на пять лет — это что-то новенькое для нашего рынка...
— Я на пяти годах настаиваю, потому что нынешний кризис в экономике, по прогнозам, продлится минимум до 2023 года. Благодаря мораторию в этот период ситуацию на подписном рынке можно было бы стабилизировать.
В целом же на конференции я выступила с тремя предложениями в адрес Правительства РФ, направленными на стабилизацию печатных СМИ.
Первое предложение как раз и касается введения регулирования Федеральной тарифной службой тарифов на доставку «Почты России», по аналогии с универсальными услугами почтовой связи.
Второе — уже обозначенный выше пятилетний мораторий на рост тарифов почты для сохранения института подписки в стране, особенно в труднодоступных регионах.
Третье касается поддержки предложения Президента РФ В.В.Путина о внедрении системы субсидирования издателей печатных СМИ, распространяющихся по подписке. Программа субсидирования должна быть расширена. Например, согласно сегодняшним условиям одно предприятие не должно получать более 2 млн рублей. Для издателя, в портфеле которого одно-два издания, такая система приемлема, но ведь есть издательские дома, выпускающие сразу пять, а то и десять социально важных СМИ. Поэтому считаю, что условия принятой сегодня программы государственной поддержки должны быть пересмотрены.
На конференции в «Российской газете» Геннадий Кудий (заместитель начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям — PlanetaSMI.RU) озвучил данные одного из последних опросов ВЦИОМ. Согласно им, «...если Интернет сегодня моментально отключится, то 47% населения в нашей стране это никак не будет волновать, они этого не заметят, 26%: ну какое-то влияние будет, но не существенное...». Эти результаты — прямое подтверждение того, что печатные СМИ себя еще не изжили.
Развитие подписного рынка — это не только уверенность издателей в завтрашнем дне, но и стабильная инвестиция для развития смежных отраслей экономики. Стабильность печатного рынка — это еще и сохранение культуры, языка, влияния. Не даром же свои предвыборные статьи Президент РФ В.В.Путин публиковал именно в бумажных газетах, что лишний раз подчеркивает значимость печатной прессы. Население страны находит качественный контент и достоверную информацию только в бумажных изданиях. В отличие от социальных сетей традиционные газеты и журналы предназначены для интеллектуального развития, формирующего общественное мнение.
Евгения Трушина, Татьяна Иванова
Источник: PlanetaSMI.RU
Похожие материалы: Состояние и перспективы развития региональных рынков распространения печатных СМИ