В настоящее время областной администраций ведется работа по обнулению арендной платы под киосками прессы. Более того, рассматривается и возможность продления сроков действия договора аренды земли под ними с трех до десяти лет.
20 апреля с.г. Наталья Демьянова, начальник Управления по делам печати, телерадиовещания и связи Администрации Липецкой области, выступила на всероссийской конференции «Состояние и перспективы развития региональных рынков распространения печатных СМИ». Тезисы ее доклада, посвященного опыту местной власти по созданию благоприятных условий для издателей и распространителей, PlanetaSMI.RU публикует сегодня. В назидание главам остальных субъектов федерации.
***
Наталья Демьянова, начальник Управления по делам печати, телерадиовещания и связи Липецкой области:
— Ситуация в сфере распространения печати и издательской деятельности в Российской Федерации вызывает сегодня большую тревогу, и пути выхода из сложившегося положения издателям, распространителям и органам власти необходимо искать совместно.
Рассказ о нашем опыте в этом направлении начну с описания текущего состояния дел с распространением печати в Липецкой области.
Единственным крупным распространителем печати в Липецкой области является ООО «Роспечать», руководит которым Валентина Ефимовна Полуказакова. Сеть «Роспечати» сегодня насчитывает 177 торговых объекта, из которых 77 расположены в муниципальных районах. Ассортимент реализуемой в них продукции включает от 600 до 900 наименований, более 70% из которых приходится на газеты, журналы и книги. Остальное — канцелярские товары, сувениры, игрушки. Особо отмечу, что в липецких киосках «Роспечати» торговля сигаретами, продуктами питания и напитками не ведется.
Торговая площадь киосков составляет от 9 кв. м. до 37 кв. м.; режим работы — с 6.00 до 20.00. Все киоски размещены в местах высокой проходимости, имеют единое оформление, единую выкладку прессы и сопутствующих товаров. Большая часть киосков оборудована кондиционерами и обогревателями.
Всего в торговых точках «Роспечати» работает 346 человек, многие из которых являются педагогами или работниками культуры.
«Роспечать» Липецкой области имеет крупный автомобильный парк. Доставка свежей прессы осуществляется два раза в день по Липецку и до шести раз в неделю по районам области, включая самые отдаленные. Среднее списание — всего 22%, в то время как по России в целом около 70%.
Налоговые отчисления «Роспечати» в федеральный бюджет составляют 90 млн руб. ежегодно. Это притом что сегодня всем распространителям печати приходится нелегко, и липецкая сеть не исключение. Покупательская возможность людей падает, а вместе с ней и спрос на печать. Не говоря уже о том, что огромную конкуренцию печатным СМИ составляют электронные издания, уводящие читателей в Интернет.
Сложная ситуация, которую мы сегодня наблюдаем в сфере распространения печати, сложилась, конечно, не за один день. Изучая на протяжении долгого времени тенденции развития печатных и электронных СМИ у себя в Липецкой области, мы понимаем, что без государственной поддержки распространителям не выжить. В связи с этим руководством области был принят ряд мер, направленных на поддержку единственной сохранившейся в регионе сети «Роспечать».
В чем эти меры заключаются?
С 2012 г. для киосков прессы установлена одна из самых низких арендных плат за землю: от 1 руб. за квадратный метр в части муниципальных районов Липецкой области до 12 руб. за кв. метр в областном центре. К слову сказать, уже сейчас в двух муниципальных образованиях, главы которых понимают важность распространения прессы,
достигнута договоренность о том, что арендная плата за землю под киосками будет снижена до нуля.
Управление по делам печати, телерадиовещания и связи Липецкой области вышло с законодательной инициативой в региональный парламент в части внесения изменений в региональный нормативный акт, который позволил бы
продлить срок действия договоров аренды земли под киосками прессы с трех до десяти лет.
А договор земли под самым крупным, мультимедийным киоском печати, уже заключен сроком на 49 лет. Причем размер арендной платы при этом остается неизменным в течение всего срока действия договора. И это несмотря на статью 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой право на аренду земли с 2014 г. можно получить только через аукцион, и которая не предусматривает каких-либо льгот для киосков распространения прессы. Данный закон крайне негативно сказался на деятельности распространителей печати во многих регионах России, однако государственная власть в лице главы администрации Липецкой области Олега Петровича Королева приняла решение в пользу печатного слова.
С 2015 г. сети «Роспечать» из регионального бюджета выплачивается субсидия в размере 3 млн руб. на компенсацию части затрат, связанных с организацией доставки печатной продукции в муниципальные районы области.
Выплата этой субсидии предусмотрена ежегодно до 2020 г. на основании изменений, которые были внесены Управлением по делам печати, телерадиовещания и связи в областную программу реализации внутренней политики на территории Липецкой области с 2014 г. до 2020 г. Это существенная помощь системе распространения прессы, особенно если учесть, что доставка в районы области осуществляется шесть раз в неделю. Конечно, мы понимаем, что 3 млн руб. при нынешней экономике в отрасли — капля в море.
Поэтому сейчас рассматривается вопрос о возможном увеличении субсидии.
Администрация региона заинтересована и много делает для развития системы распространения печатной продукции. В декабре 2015 г. при личной поддержке главы администрации Липецкой области и Управления по делам печати, телерадиовещания и связи открылся первый мультимедийный павильон прессы площадью 37 кв. м. Это почти книжный магазин. В нем представлены 900 наименований печатных изданий. Наряду с периодикой в павильоне продаются книги, установлена кофемашина, ксерокс и есть Wi-Fi.
В 2016 г. в Липецке построен еще один подобный павильон, площадью 27 кв. м. И в данный момент идет работа по открытию третьего, площадь которого составит 28 кв. м. По плану первых покупателей он встретит уже осенью этого года. Отмечу, что все киоски у нас устанавливаются с учетом безбарьерной среды, необходимой людям с ограниченными возможностями.
Однако развитие распространения печатной продукции – это не только открытие новых павильонов. Вместе с липецкой «Роспечатью»
Управление по делам печати, телерадиовещания и связи проводит большую работу, направленную на формирование у липчан интереса к чтению и желания читать хорошую литературу и качественную периодику.
Сначала, на протяжении нескольких лет эта работа велась в рамках кампании «Люди Ч» и конкурса «Читающий Липецк». В прошлом году мы объединили эти два направления, и теперь в области реализуется один большой pr-проект — фестиваль «Читающий Липецк».
В нем задействованы читатели, издатели, киоскеры, волонтеры, журналисты. В рамках фестиваля, в течение двух месяцев по области проходят мероприятия, направленные на изучение спроса и уровня интереса к печатной продукции. Активно поддерживают фестиваль все средства массовой информации, включая ТВ и радио. Проводится множество конкурсов и викторин. Известные в регионе люди в прямом эфире читают отрывки из любимых произведений. Много конкурсов проводится в социальных сетях, тем более что уже второй год в сети «ВКонтакте» существует наша группа любителей книг «Сто книг». Сейчас ее участниками являются более 1 500 чел.
Финал фестиваля проводится в декабре. На это мероприятия мы приглашаем всех партнеров-издателей. Победители литературного марафона получают памятные подарки и призы, а руководители региона отмечают лучших киоскеров почетными грамотами и наградами.
Как видите, мы немало делаем для поддержки распространения печати в регионе. Но не забываем и издателей.
Во-первых, у себя в регионе мы оказываем материальную помощь на оформление подписки социальным группам населения.
Цена полугодовой подписки для обычных категорий населения составляет в среднем 949 руб. А для льготных групп — 750 руб. Отмечу, что издательская цена подписки всего 77 руб., а остальное — это почтовый тариф, что, конечно, не новость для отраслевого сообщества.
Во-вторых, областному бюджетному учреждению «Издательский дом “Липецкая газета”» из бюджета ежегодно выделяется субсидия на возмещение затрат по доставке тиражей со склада до отделения «Почты России».
В 2016 г. размер этой субсидии составил 15 млн 187 тыс. руб.; в текущем году субсидия должна была составить столько же, но уже сейчас мы видим, что и ее недостаточно.
В-третьих, в регионе давно работает программа по популяризации чтения среди молодежи. Это и pr-проекты, о которых я уже рассказала, и Дни подписчика, которые семь раз в году проводит «Липецкая газета» и редакции районных газет.
В части поддержки издателей проводим мы и конкурсы, и фестивали, и встречи с подписчиками, и награждение лучших почтальонов, которые собрали больше всего подписок...
Мы делаем все, чтобы привлечь читателей, заинтересовать их, не дать им потерять интерес к печатному слову, к чтению.
Согласно данным АРПП, наши усилия не пропадают даром, что подтверждает Рейтинг руководителей субъектов РФ по отношению к системе распространения печатных СМИ, лидирующие позиции в котором держит глава нашей администрации Олег Петрович Королев.
Подготовила Татьяна Иванова
Источник: PlanetaSMI.RU
Похожие материалы: Состояние и перспективы развития региональных рынков распространения печатных СМИ