«Мы делаем все, чтобы привлечь читателей к печатному слову», — Наталья Демьянова, Управление по делам печати Администрации Липецкой области

Уникальный опыт Липецкой области по организации розничного распространения периодической печати не перестает восхищать участников рынка, ведущих свою деятельность вне пределов этого благословенного для периодики региона РФ. Казалось бы, все возможные меры содействия печатному слову местная администрация уже предприняла, и удивить больше ничем не может. Ан нет.
В настоящее время областной администраций ведется работа по обнулению арендной платы под киосками прессы. Более того, рассматривается и возможность продления сроков действия договора аренды земли под ними с трех до десяти лет.

20 апреля с.г. Наталья Демьянова, начальник Управления по делам печати, телерадиовещания и связи Администрации Липецкой области, выступила на всероссийской конференции «Состояние и перспективы развития региональных рынков распространения печатных СМИ». Тезисы ее доклада, посвященного опыту местной власти по созданию благоприятных условий для издателей и распространителей, PlanetaSMI.RU публикует сегодня. В назидание главам остальных субъектов федерации.

***

Наталья Демьянова, начальник Управления по делам печати, телерадиовещания и связи Липецкой области:

— Ситуация в сфере распространения печати и издательской деятельности в Российской Федерации вызывает сегодня большую тревогу, и пути выхода из сложившегося положения издателям, распространителям и органам власти необходимо искать совместно.

Рассказ о нашем опыте в этом направлении начну с описания текущего состояния дел с распространением печати в Липецкой области.

Единственным крупным распространителем печати в Липецкой области является ООО «Роспечать», руководит которым Валентина Ефимовна Полуказакова. Сеть «Роспечати» сегодня насчитывает 177 торговых объекта, из которых 77 расположены в муниципальных районах. Ассортимент реализуемой в них продукции включает от 600 до 900 наименований, более 70% из которых приходится на газеты, журналы и книги. Остальное — канцелярские товары, сувениры, игрушки. Особо отмечу, что в липецких киосках «Роспечати» торговля сигаретами, продуктами питания и напитками не ведется.

Торговая площадь киосков составляет от 9 кв. м. до 37 кв. м.; режим работы — с 6.00 до 20.00. Все киоски размещены в местах высокой проходимости, имеют единое оформление, единую выкладку прессы и сопутствующих товаров. Большая часть киосков оборудована кондиционерами и обогревателями.

Всего в торговых точках «Роспечати» работает 346 человек, многие из которых являются педагогами или работниками культуры.

«Роспечать» Липецкой области имеет крупный автомобильный парк. Доставка свежей прессы осуществляется два раза в день по Липецку и до шести раз в неделю по районам области, включая самые отдаленные. Среднее списание — всего 22%, в то время как по России в целом около 70%.

Налоговые отчисления «Роспечати» в федеральный бюджет составляют 90 млн руб. ежегодно. Это притом что сегодня всем распространителям печати приходится нелегко, и липецкая сеть не исключение. Покупательская возможность людей падает, а вместе с ней и спрос на печать. Не говоря уже о том, что огромную конкуренцию печатным СМИ составляют электронные издания, уводящие читателей в Интернет.

Сложная ситуация, которую мы сегодня наблюдаем в сфере распространения печати, сложилась, конечно, не за один день. Изучая на протяжении долгого времени тенденции развития печатных и электронных СМИ у себя в Липецкой области, мы понимаем, что без государственной поддержки распространителям не выжить. В связи с этим руководством области был принят ряд мер, направленных на поддержку единственной сохранившейся в регионе сети «Роспечать».

В чем эти меры заключаются?

С 2012 г. для киосков прессы установлена одна из самых низких арендных плат за землю: от 1 руб. за квадратный метр в части муниципальных районов Липецкой области до 12 руб. за кв. метр в областном центре. К слову сказать, уже сейчас в двух муниципальных образованиях, главы которых понимают важность распространения прессы,

 достигнута договоренность о том, что арендная плата за землю под киосками будет снижена до нуля.

Управление по делам печати, телерадиовещания и связи Липецкой области вышло с законодательной инициативой в региональный парламент в части внесения изменений в региональный нормативный акт, который позволил бы

продлить срок действия договоров аренды земли под киосками прессы с трех до десяти лет.

А договор земли под самым крупным, мультимедийным киоском печати, уже заключен сроком на 49 лет. Причем размер арендной платы при этом остается неизменным в течение всего срока действия договора. И это несмотря на статью 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой право на аренду земли с 2014 г. можно получить только через аукцион, и которая не предусматривает каких-либо льгот для киосков распространения прессы. Данный закон крайне негативно сказался на деятельности распространителей печати во многих регионах России, однако государственная власть в лице главы администрации Липецкой области Олега Петровича Королева приняла решение в пользу печатного слова.

С 2015 г. сети «Роспечать» из регионального бюджета выплачивается субсидия в размере 3 млн руб. на компенсацию части затрат, связанных с организацией доставки печатной продукции в муниципальные районы области.

Выплата этой субсидии предусмотрена ежегодно до 2020 г. на основании изменений, которые были внесены Управлением по делам печати, телерадиовещания и связи в областную программу реализации внутренней политики на территории Липецкой области с 2014 г. до 2020 г. Это существенная помощь системе распространения прессы, особенно если учесть, что доставка в районы области осуществляется шесть раз в неделю. Конечно, мы понимаем, что 3 млн руб. при нынешней экономике в отрасли — капля в море.

Поэтому сейчас рассматривается вопрос о возможном увеличении субсидии.

Администрация региона заинтересована и много делает для развития системы распространения печатной продукции. В декабре 2015 г. при личной поддержке главы администрации Липецкой области и Управления по делам печати, телерадиовещания и связи открылся первый мультимедийный павильон прессы площадью 37 кв. м. Это почти книжный магазин. В нем представлены 900 наименований печатных изданий. Наряду с периодикой в павильоне продаются книги, установлена кофемашина, ксерокс и есть Wi-Fi.

В 2016 г. в Липецке построен еще один подобный павильон, площадью 27 кв. м. И в данный момент идет работа по открытию третьего, площадь которого составит 28 кв. м. По плану первых покупателей он встретит уже осенью этого года. Отмечу, что все киоски у нас устанавливаются с учетом безбарьерной среды, необходимой людям с ограниченными возможностями.

Однако развитие распространения печатной продукции – это не только открытие новых павильонов. Вместе с липецкой «Роспечатью»

Управление по делам печати, телерадиовещания и связи проводит большую работу, направленную на формирование у липчан интереса к чтению и желания читать хорошую литературу и качественную периодику.

Сначала, на протяжении нескольких лет эта работа велась в рамках кампании «Люди Ч» и конкурса «Читающий Липецк». В прошлом году мы объединили эти два направления, и теперь в области реализуется один большой pr-проект — фестиваль «Читающий Липецк».

В нем задействованы читатели, издатели, киоскеры, волонтеры, журналисты. В рамках фестиваля, в течение двух месяцев по области проходят мероприятия, направленные на изучение спроса и уровня интереса к печатной продукции. Активно поддерживают фестиваль все средства массовой информации, включая ТВ и радио. Проводится множество конкурсов и викторин. Известные в регионе люди в прямом эфире читают отрывки из любимых произведений. Много конкурсов проводится в социальных сетях, тем более что уже второй год в сети «ВКонтакте» существует наша группа любителей книг «Сто книг». Сейчас ее участниками являются более 1 500 чел.

Финал фестиваля проводится в декабре. На это мероприятия мы приглашаем всех партнеров-издателей. Победители литературного марафона получают памятные подарки и призы, а руководители региона отмечают лучших киоскеров почетными грамотами и наградами.

Как видите, мы немало делаем для поддержки распространения печати в регионе. Но не забываем и издателей.

Во-первых, у себя в регионе мы оказываем материальную помощь на оформление подписки социальным группам населения.

Цена полугодовой подписки для обычных категорий населения составляет в среднем 949 руб. А для льготных групп — 750 руб. Отмечу, что издательская цена подписки всего 77 руб., а остальное — это почтовый тариф, что, конечно, не новость для отраслевого сообщества.

Во-вторых, областному бюджетному учреждению «Издательский дом “Липецкая газета”» из бюджета ежегодно выделяется субсидия на возмещение затрат по доставке тиражей со склада до отделения «Почты России».

В 2016 г. размер этой субсидии составил 15 млн 187 тыс. руб.; в текущем году субсидия должна была составить столько же, но уже сейчас мы видим, что и ее недостаточно.

В-третьих, в регионе давно работает программа по популяризации чтения среди молодежи. Это и pr-проекты, о которых я уже рассказала, и Дни подписчика, которые семь раз в году проводит «Липецкая газета» и редакции районных газет.

В части поддержки издателей проводим мы и конкурсы, и фестивали, и встречи с подписчиками, и награждение лучших почтальонов, которые собрали больше всего подписок...

Мы делаем все, чтобы привлечь читателей, заинтересовать их, не дать им потерять интерес к печатному слову, к чтению.

Согласно данным АРПП, наши усилия не пропадают даром, что подтверждает Рейтинг руководителей субъектов РФ по отношению к системе распространения печатных СМИ, лидирующие позиции в котором держит глава нашей администрации Олег Петрович Королев.

Подготовила Татьяна Иванова

Источник: PlanetaSMI.RU

Похожие материалы: Состояние и перспективы развития региональных рынков распространения печатных СМИ