Задача отрасли — укрепить роль прессы как политического, информационного, культурно-просветительного феномена, — Геннадий Кудий, Роспечать

Геннадий Кудий, заместитель начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, выступая 20 апреля на отраслевой конференции региональных печатных СМИ, подчеркнул: главная задача отрасли сегодня заключается в повышении статуса прессы в глазах государства и общества.
Укорив российских издателей за их чрезмерное увлечение цифрой, он привел данные, согласно которым издатели западных стран, в отличие от российских коллег, не так сильно страдают от снижения рекламных поступлений. Да и с распространением тиражей у них все более или менее стабильно. PlanetaSMI.RU расшифровала выступление Геннадия Кудия, и сегодня предлагает материал внимаю своих читателей.

***

Геннадий Кудий, заместитель начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям:

— Сегодня ситуация на рынке печатных СМИ России находится в таком состоянии, погружена в такие проблемы, что решить их можно только объединив усилия. Наша главная совместная задача — укрепить роль прессы как политического, информационного, культурно-просветительного феномена. Потому что статус прессы сегодня опущен ниже плинтуса. И в этом виноваты, в том числе, мы сами, так как постоянно муссируем слухи о смерти газет из-за развития Интернета. Чего же теперь удивляться тому, что государственная информационная политика от печати повернулась в сторону цифровых технологий?

Более того, и некоторые издатели в угоду этой моде все силы бросают в развитие мультимедийности. Что из этого получается? Прямо скажем, картина не радостная. Увлечение Интернетом стало причиной финансовых вложений в эту сферу в ущерб традиционным газеты и журналам.

Деньги на развитие диджитал-проектов брали из принта, позабыв о том, что именно принт является основным источником дохода для редакций, и поэтому требует постоянных расходов на развитие контента, работу с читателями, улучшение дистрибуции.

В итоге деньги потрачены, результат мизерный, а принт остался не у дел. Кстати, так произошло и происходит до сих пор не только в России — это тенденция мировая.

Между тем, на состоявшемся в октябре прошло года 61-м конгрессе «Дистрипресс» (Distripress — Ассоциация в поддержку международного распространения прессы, — прим. PlanetaSMI.RU) ведущие эксперты мира предупреждали: вкладывать деньги только в цифру — прямой путь к тому, чтобы загубить свой бизнес. И это утверждение имеет все основания.

Средний финансовый результат в мире от интернет-проектов СМИ — около 10%!

Эта цифра сопоставима с доходами от цифровых продуктов и российских издателей. По словам главы ИД «Комсомольская правда» Владимира Сунгоркина, доход «Комсомолки» от всех ее электронных носителей не более тех же 10%. И это — сильнейший бренд «Комсомольской правды»!

Правда, справедливости ради нужно сказать, что на нашем рынке есть уникальные результаты. Вернее результат, потому что он такой один. Это интернет-проекты Hearst Shkulev Media — доходы от цифры этой медиагруппы, по данным самого холдинга, на сегодняшний день составляют 45% от общей выручки. Результат действительно великолепный и уникальный даже для мировой практики.

Однако все это — лишь единичные примеры от самых сильных издательских брендов, и они, к сожалению, сегодня не носят массового глобального характера. В одном из последних докладов Всемирной газетной ассоциации WAN-Ifra, посвященных развитию газетного рынка, приводятся следующие данные:

в совокупных доходах издателей газет мира 51% выручки приносят продажи бумажных версий, 47% — размещение рекламы и только 2% — цифра.

Тут важно подчеркнуть, что изменения в медиамире происходят уже не первый год, и если бы перспективы электронного контента действительно были такими, как о том принято говорить, обещанную финансовую результативность мы бы уже увидели. Однако ее нет, и продажи бумажных тиражей по-прежнему являются основным источником дохода издателей во всем мире. Более того, с учетом изменения рекламного медиамикса и перехода рекламодателей в Интернет, на первое место для редакций выходят продажи тиражей в розницу и по подписке. Именно на этот канал делают ставку издатели.

Но это на глобальном уровне. А у нас, в России, дела с распространением прессы таковы, что хвастаться особо нечем, о чем красноречиво говорят последние данные Ассоциации распространителей печатной продукции.

Начиная с 2014 г. и сегмент подписки, и сегмент розницы упали в России на 45%. Цифра более чем удручающая.

В резолюции все того же 61-го конгресса «Дистрипресс», в части рекомендаций издателям печатных СМИ, указывается: необходимо активнее использовать возможности своих брендов для повышения доходности. Это может быть проведение мероприятий, акций, вебинаров — всего что угодно, лишь бы это приносило деньги.

Не лучше дела и в рекламном секторе. Да что уж там говорить: с рекламой у российской печати вообще бедственное положение. По последним данным АКАР, вся печатная пресса страны на рекламе за 2016 г. заработала 19,7 млрд руб., а это всего лишь 5,47% от всего «рекламного пирога». Тогда как доля телевидения — 41,9%, а Интернета — 37,8%.
Заметьте: такая беда — чисто российская особенность. Например, по данным Deutche Post, которая ежегодно проводит собственные исследования немецкого рынка,

местные газеты и журналы за тот же 2016 г. заработали на рекламе 10,8 млрд евро,

тогда как ТВ — 7,5 млрд евро, а Интернет и того меньше — 7,4 млрд евро. Как видите, разница с российским рынком очень существенная. Похожая ситуация и в Австрии. Да что там далеко ходить, даже в Сербии, где недавно проводила свою конференцию АРПП, доля прессы в общем «рекламном пироге» составляет 19%. Совершенно очевидно, что наша печатная пресса в рекламном направлении сильно недорабатывает. И здесь мы опять же возвращается к вопросу низкого статуса печатных СМИ в современной России, который необходимо поднимать общими усилиями.

В начале апреля ВЦИОМ выпустил результаты интересного исследования, согласно которому, если сегодня вдруг отключится весь Интернет, то 47% россиян это никак не побеспокоит. Более того, они этого даже не заметят. А еще 26% указали, что отсутствие Сети ощутят, но особых изменений в их жизни не произойдет. Прибавьте к этому то, что сегодня у 60% пользователей Интернета стоят блокировщики рекламы.

И вот вам вопрос: а насколько вообще эффективна интернет-реклама в таких условиях, и почему печатная отрасль не использует эти аргументы для продвижения значимости своей индустрии?

Не секрет, что многие издатели уповают на поддержку со стороны государства. И оно эту поддержку им оказывает. Если посчитать все деньги, выделяемые на поддержание печатных СМИ в России, то сумма получается не такая уж и маленькая — никак не меньше полусотни миллиардов рублей в год. Однако используются эти деньги не для развития бизнеса, а для «поддержания штанов».

Одним из каналов оказания государственной поддержки является Роспечать. Уже третий год подряд объем выделяемых субсидий увеличивается. Общая сумма, которую мы будем распределять в этом году, составляет 355,5 млн руб. Деньги вроде бы и немаленькие, хотя в масштабах России не впечатляют, и вряд ли способны повлиять на картину в целом.

Между тем нам удается добиться некоторых результатов на уровне правительства. 17 апреля 2017 г. Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал Распоряжение №719-р, в котором утверждается комплекс мер по поддержке развития негосударственных организаций в сфере книгораспространения и распространения печатных СМИ. Конечно, в момент подготовки документа в нем значился намного более широкий комплекс мер, но, к сожалению, не все из них удалось отстоять. Тем не менее некоторую пользу документ имеет.

Так, в первом его пункте записано: «Создание условий для отнесения субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе осуществляющих торговлю книгами и печатными средствами массовой информации в специализированных магазинах и павильонах, к субъектам социального предпринимательства».

Считаю важным и пункт №4, который звучит так: «Достижение и повышение в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации норматива минимальной обеспеченности населения площадью нестандартных торговых объектов, киосков и павильонов со специализацией “печатная продукция”».

Оба этих пункта считаю значимыми для нашей отрасли, и их закрепление в государственном документе говорит о том, что все-таки наши отраслевые усилия по отстаиванию своих интересно приносят свои плоды. Нам всем вместе необходимо и дальше работать в этом направлении, повышая статус прессы в глазах государства и общества.

Подготовила Татьяна Иванова

Источник: PlanetaSMI.RU

Похожие материалы: Состояние и перспективы развития региональных рынков распространения печатных СМИ