Генеральный директор сети «Роспечать» из города Ярославля Максим Мартьянов уверен, что главная причина бед газетных киосков — никак не в падении интереса к чтению, а в беспределе некоторых местных чиновников, не осознающих важность этого звена для информационной системы страны. Выступая на конференции «Состояние и перспективы развития региональных рынков распространения печатных СМИ», Максим Мартьянов представил собственный взгляд на происходящие на розничном рынке процессы. PlanetaSMI.RU, внимательно выслушав позицию докладчика, подготовила к публикации расшифровку его выступления.
***
Максим Мартьянов, генеральный директор сети «Роспечать» (г.Ярославль):
— Система распространения печатных СМИ — ключевое звено издательской отрасли, от которого зависит качественное и своевременное доведения до населения газет и журналов.
К сожалению, сегодня эта система загнана в угол. Причина тому отнюдь не рыночные тенденции, а дуализм власти. Данные ей полномочия распространяются на два направления: законотворческий процесс и распоряжение землей, и каждый регион смотрит на них по-своему. Единства нет. Как нет и регулирующего документа, на основе которого мы могли бы призвать к ответу власти тех регионов, на территории которых сегодня разрушается система распространения печатных СМИ. Тот произвол, который мы сегодня наблюдаем по отношению к нашей отрасли во многих областях страны, не может быть оспорен судебным образом. И каждому из участников рынка приходится решать проблемы самостоятельно.
Мы регулярно слышим о том, что отрасли необходимо объединиться для решения собственных насущных проблем. Однако консолидации не происходит. Почему? Да потому что для спасения ситуации мало просто выступить единым фронтом; нам нужно большое лобби, а для этого необходимы не меньшие деньги. Которых у рынка нет. Наша отрасль сегодня даже не имеет своего депутата в Государственной думе, разбирающегося в проблематике рынка СМИ, готового отстаивать его интересы и помогать в решении текущих проблем.
А проблем у распространителей предостаточно. Вопрос распоряжения землей на местах стоит для нашего рынка более чем остро, и за последние годы его негативное влияние ощутили киосковые сети прессы во многих регионах страны. Столкнулись с ними и ярославские распространители, когда в канун тысячелетия Ярославля улицы города зачищали от нестационарной розницы. К киоскам просто приезжали эвакуаторы, грузили их (иной раз вместе с сидящим внутри киоскером) и увозили. Да и в этом году в Ярославле происходят те же процессы: приходит продавец к киоску, а на его месте пустота.
Если бы нам всем, всей отрасли в федеральном масштабе удалось хотя бы в одном регионе страны отстоять свою позицию, увеличить количество киосков прессы до прописанного в рекомендациях Минкомсвязи уровня — это уже была бы большая победа. Пока этого не случится, мы так и будем терпеть безнаказанность ряда чиновников, а киоски прессы по-прежнему будут угнетать.
Не можем мы и рефинансировать свой бизнес. Нестационарные торговые объекты печати — это не тот крупный торговый бизнес, под который коммерческие банки могут давать кредиты. Газетный киоск — сооружение временное, и положение его шатко, как в прямом, так и в переносном смысле. Власть, распоряжаясь землей и правом самовольной трактовки земельного законодательства, выбила почву из-под ног распространителей. Экономика слабая, а надеяться на региональную власть бессмысленно. В одном регионе больше лоббируют нефть, в другом — газ, в третьем — сельское хозяйство. Где тут пресса? Да нет ее.
Хотя печатному рынку и оказывается помощь из региональных бюджетов, но направлена она в основном на поддержку собственных СМИ. Так, из бюджета Ивановской области прессе выделяется дотация в размере 65 млн руб. И распределяется она между 14 газетами, которые печатаются «под копирку». Кто их будет читать?
А из этого вытекает еще один большой аспект: киосковые сети готовы были бы и сами рефинансироваться, но у нас нет надлежащего товара. Много на нашем рынке выходит новых издательских продуктов? Да еще и иностранный капитал вышел с российского медиарынка после принятия закона об ограничении иностранного капитала в СМИ. Вот и нет у нас ничего.
Отсутствие востребованной периодики, способной поддержать экономику системы распространения, заставляет сети искать альтернативу. И в этом заключается дуализм уже газетной розницы: с одной стороны — желание остаться на рынке прессы, с другой — унифицировать внутренний продукт, чтобы по крайней мере сохранить рентабельность и жизнеспособность.
Вот в таком состоянии сегодня находится системы распространения печатных СМИ в России. Газетные киоски буквально выживают. И хотя от региона к региону ситуация меняется в ту или иную сторону, однако в целом по стране картина выглядит удручающе.
Подготовила Татьяна Иванова
Источник: PlanetaSMI.RU
Похожие материалы: Состояние и перспективы развития региональных рынков распространения печатных СМИ