Если отрасль не начнет отстаивать своих позиций, киоски прессы так и будут угнетать, — Максим Мартьянов, «Роспечать» г.Ярославль

Газетная розница, как и сегмент подписки на периодику, во многих регионах страны (разве что кроме Липецкой области) сегодня поставлена в такие условия, при которых ее текущую деятельности иначе как выживанием назло всем врагам назвать трудно.
Генеральный директор сети «Роспечать» из города Ярославля Максим Мартьянов уверен, что главная причина бед газетных киосков — никак не в падении интереса к чтению, а в беспределе некоторых местных чиновников, не осознающих важность этого звена для информационной системы страны. Выступая на конференции «Состояние и перспективы развития региональных рынков распространения печатных СМИ», Максим Мартьянов представил собственный взгляд на происходящие на розничном рынке процессы. PlanetaSMI.RU, внимательно выслушав позицию докладчика, подготовила к публикации расшифровку его выступления.

***

Максим Мартьянов, генеральный директор сети «Роспечать» (г.Ярославль):

— Система распространения печатных СМИ — ключевое звено издательской отрасли, от которого зависит качественное и своевременное доведения до населения газет и журналов.

К сожалению, сегодня эта система загнана в угол. Причина тому отнюдь не рыночные тенденции, а дуализм власти. Данные ей полномочия распространяются на два направления: законотворческий процесс и распоряжение землей, и каждый регион смотрит на них по-своему. Единства нет. Как нет и регулирующего документа, на основе которого мы могли бы призвать к ответу власти тех регионов, на территории которых сегодня разрушается система распространения печатных СМИ. Тот произвол, который мы сегодня наблюдаем по отношению к нашей отрасли во многих областях страны, не может быть оспорен судебным образом. И каждому из участников рынка приходится решать проблемы самостоятельно.

Мы регулярно слышим о том, что отрасли необходимо объединиться для решения собственных насущных проблем. Однако консолидации не происходит. Почему? Да потому что для спасения ситуации мало просто выступить единым фронтом; нам нужно большое лобби, а для этого необходимы не меньшие деньги. Которых у рынка нет. Наша отрасль сегодня даже не имеет своего депутата в Государственной думе, разбирающегося в проблематике рынка СМИ, готового отстаивать его интересы и помогать в решении текущих проблем.

А проблем у распространителей предостаточно. Вопрос распоряжения землей на местах стоит для нашего рынка более чем остро, и за последние годы его негативное влияние ощутили киосковые сети прессы во многих регионах страны. Столкнулись с ними и ярославские распространители, когда в канун тысячелетия Ярославля улицы города зачищали от нестационарной розницы. К киоскам просто приезжали эвакуаторы, грузили их (иной раз вместе с сидящим внутри киоскером) и увозили. Да и в этом году в Ярославле происходят те же процессы: приходит продавец к киоску, а на его месте пустота.

Если бы нам всем, всей отрасли в федеральном масштабе удалось хотя бы в одном регионе страны отстоять свою позицию, увеличить количество киосков прессы до прописанного в рекомендациях Минкомсвязи уровня — это уже была бы большая победа. Пока этого не случится, мы так и будем терпеть безнаказанность ряда чиновников, а киоски прессы по-прежнему будут угнетать.

Не можем мы и рефинансировать свой бизнес. Нестационарные торговые объекты печати — это не тот крупный торговый бизнес, под который коммерческие банки могут давать кредиты. Газетный киоск — сооружение временное, и положение его шатко, как в прямом, так и в переносном смысле. Власть, распоряжаясь землей и правом самовольной трактовки земельного законодательства, выбила почву из-под ног распространителей. Экономика слабая, а надеяться на региональную власть бессмысленно. В одном регионе больше лоббируют нефть, в другом — газ, в третьем — сельское хозяйство. Где тут пресса? Да нет ее.

Хотя печатному рынку и оказывается помощь из региональных бюджетов, но направлена она в основном на поддержку собственных СМИ. Так, из бюджета Ивановской области прессе выделяется дотация в размере 65 млн руб. И распределяется она между 14 газетами, которые печатаются «под копирку». Кто их будет читать?

А из этого вытекает еще один большой аспект: киосковые сети готовы были бы и сами рефинансироваться, но у нас нет надлежащего товара. Много на нашем рынке выходит новых издательских продуктов? Да еще и иностранный капитал вышел с российского медиарынка после принятия закона об ограничении иностранного капитала в СМИ. Вот и нет у нас ничего.

Отсутствие востребованной периодики, способной поддержать экономику системы распространения, заставляет сети искать альтернативу. И в этом заключается дуализм уже газетной розницы: с одной стороны — желание остаться на рынке прессы, с другой — унифицировать внутренний продукт, чтобы по крайней мере сохранить рентабельность и жизнеспособность.

Вот в таком состоянии сегодня находится системы распространения печатных СМИ в России. Газетные киоски буквально выживают. И хотя от региона к региону ситуация меняется в ту или иную сторону, однако в целом по стране картина выглядит удручающе.

Подготовила Татьяна Иванова

Источник: PlanetaSMI.RU

Похожие материалы: Состояние и перспективы развития региональных рынков распространения печатных СМИ