Антинародный законопроект родился в Совете Федерации

По форме в инициативе сенатора, создавшего новый законопроект, ограничивающий работу ритейла, вроде бы все правильно. Автор поправок в Закон «О торговле» первый зампред комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский проявил заботу о развитии малого бизнеса. Он позаботился о том, чтобы гипер- и супермаркеты захлопнули свои двери перед покупателями в воскресные дни, по субботам после 16.00, в вечерние и ночные часы. Мол, народ отвернется от ритейла и будет отовариваться в магазинах «у дома».

На мой взгляд, вся эта инициатива от лукавого и наносит удар и по интересам населения, и по ритейлу, и по многому другому. 

Как написала газета РБК, инициативу сенатора не поддерживает  Федеральная антимонопольная служба, замруководителя которой Андрей Кашеваров заявил, что лучше «создать конкурентную среду» и «не ограничивать власть розничных сетей», а «усиливать власть мелкоформатной торговли». В Минсельхозе считают, что «сначала нужно создать альтернативные форматы торговли, чтобы не пострадал потребитель». Замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов сообщил, что министерство «очень настороженно относится к идее законодательного запрета работы крупных магазинов в ночное время и в выходные» и добавил, что «нужно не вводить запреты и ограничения для крупных торговых сетей, а всячески развивать малые форматы торговли». 

Да и в Госдуме поправки г-на Лисовского восприняли неоднозначно. Так, вице-спикер Ирина Яровая заявила РИА Новости буквально следующее: «Идею законодательного регулирования времени работы торговых предприятий, озвученную на парламентских слушаниях в Совете Федерации, я не разделяю и считаю странной».

Надо иметь в виду, что реализация инициативы сенатора определенно принесет большие убытки крупным розничным сетям. Газета РБК со ссылкой на экспертов рынка привела такие данные: на два выходных дня приходится около 40% недельного трафика гипермаркетов, около 80% россиян посещают гипермаркеты один или два раза в неделю, причем эти посещения приходятся как раз на выходные.

Не могу не сказать и о серьезных потерях для прессы и ограничении доступа к печатной продукции населения в случае принятия упомянутых поправок. В 2016 году через сетевые магазины самообслуживания распространялось 35% всех тиражей российских изданий, что в стоимостном  выражении составляло 42% объёма розничных продаж периодики. Сокращение продаж прессы может составить как в натуральном, так и в стоимостном выражении 35-40%. Значительно сократится продажа  книг, альбомов и другой печатной продукции, в основном приобретаемой населением в субботние и воскресные дни. Кроме того, принятие данного закона потребует перестройки графика работы тех редакций, типографий, логистических и складских структур, которые сегодня отгружают на рынок печатные издания накануне выходных дней.

Автор законопроекта мотивирует свою инициативу заботой о малом бизнесе, который призван активно работать в субботние, воскресные дни и в ночное время вместо крупного ритейла. Однако следует принимать во внимание, что практически все торговые точки малого бизнеса не приспособлены к реализации значительного ассортимента товаров, в том числе и прессы, их торговые площади ограничены, а у продавцов отсутствует знание особенностей и опыт продаж такого специфического товара как печатная периодика. 

Словом, законопроект, безусловно, вредный. Я поражаюсь тому, как наши законодатели, наверное, в целях личного пиара и «прогиба» перед кем надо, наносят удар за ударом по различным отраслям народного хозяйства, а в данном случае и по печатной продукции.  И все это крайне неразумно с точки зрения развития культуры, просвещения и укрепления информационной безопасности страны в канун предстоящей предвыборной кампании.

Поэтому тут нельзя не вспомнить известную ленинскую фразу о том, что по форме всё правильно, а по существу – сплошное издевательство.

Источник: alexander-oskin.livejournal.com