У издателей, распространителей и журналистов общая задача

17 мая с.г. в московском Доме журналиста состоялись Всероссийские общественные слушания, посвящённые актуальным проблемам российской индустрии печати.

Открытые слушания положили начало целой серии мероприятий, организованных Союзом журналистов России совместно с Ассоциацией распространителей печатной продукции. По словам председателя СЖР Всеволода Богданова, в течение всего лета такие конференции будут проводиться по всей России с целью практического решения важнейших задач отрасли, таких как сокращение точек распространения печати и падение тиражей газет и журналов, а также — проблем современной журналистики.

Ведущие круглого стола — председатель правления АРПП Александр Оськин и секретарь Союза журналистов России Рафаэль Гусейнов, — в приветственном слове отметили: общая задача всех участников рынка сегодня одна — спасении издательской и распространителей отрасли.

По словам президента АРПП Дмитрия Мартынова, в прошлом году компания «Медиаскоп», по заказу ведущих издательств России, провела исследование общественного мнения о доверии к печатной прессе. Результаты были обнадеживающие: в зависимости от категории издания 65-83% читателей до сих пор лояльны к прессе и обращаются к ней с прежней регулярностью. Охват аудитории печатных СМИ в России по данным исследователей составляет 89,2%.

Но в то же время положение отрасли печатных СМИ остается тяжелым, а газеты и журналы продолжают закрываться — прежде всего, по экономическим причинам, указал Мартынов. Те законы, которые принимались в последние годы в отношении печатной прессы не только не послужили ей во благо, но напротив — максимально затруднили процесс выхода из кризисного положения. Один только запрет на рекламу в печати алкоголя и табака серьезно подкосил издательский бизнес, лишив редакции значительной части рекламных доходов, следствием чего стало очередное сокращение тиражей. Доля рекламы в бюджете прессы в России одна из самых низких в мире и составляет всего 5%. Для сравнения, во Франции этот показатель составляет 20%, а в Германии — более 40%. Принятие закона об ограничении иностранного капитала в российских СМИ до 20% также нанесло серьезный удар по положению печатной прессы. Рост цен на бумагу и производство, сокращение типографского рынка, закрытие киосков во всех регионах страны, рост почтовых тарифов и другие негативные факторы самым отрицательным образом сказываются на положении печатной прессы.

«Правительство уверено, что поддерживать печатную прессу не нужно, поскольку будущее все равно за Интернетом, — сделал неутешительный вывод Дмитрий Мартынов. При этом добавив, что согласно недавнему исследованию АРПП, именно в тех регионах, где система распространения печати относительно стабильна и пресса находится в прямом доступе для читателей, явка избирателей на выборы высока. И наоборот: тем, где по административным и экономическим причинам газетная розница от года к году сокращается, наблюдается наиболее низкая избирательная активность.

Розничным продажам прессы, но уже в сегменте ритейла, посвятил выступление Андрей Авдонин, генеральный директор ИД «Мир новостей» и президент Национальной ассоциации издателей. Как глава одного из крупнейших в России профессиональных объединений издателей, он с удовлетворением отметил позитивные сдвиги в понимании редакторами СМИ важности освещения проблем дистрибуции. «Журналисты стали понимать, что если материал не дошел до читателя, он перестает быть материалом. У издателей, распространителей и журналистов общая задача — создать хороший контент и сделать так, чтобы как можно большее количество людей его прочитало. Цепочка прохождения печатного слова до конечного потребителя должна быть четкой и слаженной», — указал Авдонин. Ритейл, по его словам, сегодня является одним из важнейших каналов продаж печатных СМИ, причем канал этот будет развиваться и дальше, вслед за развитием самого ритейла и по причине сокращения количества киосков прессы. Однако ассортимент продаваемых в супермаркетах изданий (от 15 до максимум 300) несопоставим с ассортиментом любого киоска прессы, поэтому для нишевых и малотиражных изданий в ритейле просто не находится места.

Проблемам подписки посвятил свое выступление руководитель отдела по связям с общественностью «Межрегионального агентства подписки» Владимир Дворянов. Он, основываясь на успешном опыте МАП, представил свой взгляд на возможные сценарии развития подписного рынка, основанные на изменении политики дистрибуции. Например, создание онлайн-магазина подписки, который дает выход на новую аудиторию. Пойдя по этому пути МАП запустил такой интернет-проект — Vipishi.ru. По словам Дворянова, любая стимулирующая рекламная акция в интернет-магазине получает мгновенный отклик у аудитории и дает значительный рост подписки. Большие перспективы имеет сотрудничество и Vipishi.ru с бонусной программой «Спасибо от Сбербанка»: несмотря на то, что старт проекту был дан совсем недавно, уже сегодня Vipishi.ru фиксирует большой приток новой молодежной аудитории.

Президента факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова Ясен Засурский и декан факультета журналистики этого вуза Елена Вартанова в своем выступлении осветили проблемы современной журналистики и представили возможные пути преодоления кризиса в отрасли, в том числе — через качественную подготовку журналистов, начиная буквально со школьной скамьи. Елена Вартанова также предложила взять участникам рынка на вооружение основные положения «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», которую буквально на днях подписал глава государства Владимир Путин.

По окончании обсуждения участники заседания наметили первоочередные шаги по развитию российской журналистики и рынка печатных СМИ.

Екатерина Зорина

Источник: PlanetaSMI.RU

Похожие материалы: Стартовали Всероссийские общественные слушания о положении на рынке российской прессы и журналистики