Приветствую всех присутствующих в этом зале и выражаю уверенность, что нашей плодотворной работе сегодня будут способствовать объективные оценки нынешнего состояния медийного рынка, сделанные участниками, и конструктивные предложения по их решению.
Свое выступление я хотел бы начать с данных, которые были представлены на Национальном рекламном форуме в конце прошлого 2016 года. Исследование провела компания Mediascope по заказу ведущих издательских домов. Исследование показало, что в зависимости от категории изданий от 65% до 83% читателей лояльны к прессе: они обращаются к ней с прежней регулярностью, либо читают даже больше, чем раньше. Чтение журналов и газет – это осознанный выбор, который читатели делают, чтобы узнать что-то новое, быть в курсе происходящего, а также для отдыха и удовольствия.
По данным такого же исследования, охват аудитории прессы за полгода по России составляет 89,2% или 54,3 млн. человек. Это достаточно высокие показатели .
Но положение в отрасли печатных СМИ, надо признать, крайне тяжёлое, критическое. Газеты и журналы продолжают закрываться, прежде всего, по экономическим причинам. Типографская бумага безудержно растёт в цене за счёт бесконтрольной деятельности перекупщиков и оптовиков.
Относительно доходов издателей, то только за 2016 год объёмы розничных продаж прессы в рублевом выражении снизились на 7%, по подписке - более чем на 3% по сравнению с 2015 годом. За этот же период суммарный розничный тираж сократился на 17%, продажи по подписке - на 7%. Рекламные доходы российской печатной прессе уменьшились на 16%.
Принятые ограничения на рекламу в печати (запрет на размещение рекламы табака, алкоголя и Бадов) сильно ударили по бюджетам газет и журналов. В отличие от мировых рынков доля сегмента «Реклама в прессе» в России ежегодно сокращается более высокими темпами. Для сравнения, в России доля рекламного канала «Пресса» одна из самых низких и составляет 5%. Во Франции на рекламу в прессе приходиться 20% от общего рекламного рынка, в Германии – 43%.
В текущем году большинство сегментов медиаиндустрии также демонстрируют отрицательную динамику относительно 2016 года. Положительный тренд, пожалуй, фиксируется рядом издателей в цифровой сфере. Но цифровые СМИ, находящиеся пока на стадии развития, не способны в ближайшей перспективе вернуть показатели объема рынка на докризисный уровень как по выручке от продаж контента, так и по рекламному доходу.
В связи с трудным положением прессы Минкомсвязь РФ выступает за полное возвращение рекламы алкоголя и табака в СМИ. Данные инициативы поддерживаются АРПП.
По понятным причинам АРПП уделяет значительное внимание мониторингу объектов распространения периодических печатных СМИ. Общее количество торговых точек с прессой в 2016 году составило 36150 и уменьшилось на 11%, несмотря на то, что в сетях FMСG количество точек увеличилось на 18%. Количество закрываемых киосков в регионах не компенсируется количеством открываемых точек на стационарных площадях.
Киосковая розница, по-прежнему, остается основным каналом реализации газетно-журнальной продукции. Но этот канал неуклонно сужается. По данным последнего мониторинга, проведенного АРПП в 2016 году, в стране осталось всего 23 тысячи киосков и павильонов прессы, тогда как 5 лет назад было 42 тысячи. Такому развитию событий, в какой-то мере, способствовало то, что до последнего времени в стране отсутствовали нормативы, регламентирующие на законной основе обеспеченность населения торговыми объектами формата «Печать».
Определённый оптимизм ранее вызывало принятое Правительством РФ Постановление №291, которое закрепило базовый показатель минимальной обеспеченности населения торговыми павильонами и киосками по продаже печатной продукции.На сегодня, как показал проведённый АРПП мониторинг, в целом по стране требованиям Постановления №291 отвечает лишь 40% территорий субъектов Федерации. Да, и утвержденный норматив не отвечает мировой практике.
Количество объектов с прессой в сетях FMCG в последние годы растет, но и в этом сегменте назревают свои проблемы, которые связаны с законопроектом, разработанным в Совете Федерации и предусматривающем внесение в закон «О торговле» нормы, запрещающей крупным магазинам работать по ночам. Одновременно с этим предлагается ограничить время работы супермаркетов, гипермаркетов: в субботу — до четырех часов вечера, в воскресенье — не работать, а в будни — до девяти часов вечера, т.е. не должно быть 24-часовых гипермаркетов и супермаркетов.
Для издателей ритейл является вторым каналом распространения печатной продукции по значимости. В 2016 году через сетевые магазины распространялось 35% розничных тиражей. По данным ритейлеров, каждая 5 покупка содержит позицию из ассортимента печатной продукции (пресса или книги).
Согласно данным исследования AdIndex Market, 50% покупателей совершают свои покупки в сетевом ритейле 1 раз в неделю и реже. Как правило, это происходит в субботу или воскресенье, в праздничные дни. Поэтому крайне негативно оценивают данную идею в медийных кругах, поскольку её реализация приведёт к сокращению объёмов продаж прессы в ритейле на 35-40%, что повлечёт за собой падение доходов издателей и распространителей периодики.
Не лучше, чем в рознице, может сложиться ситуация и в подписной сфере. Происходящее сегодня разрушение института подписки на газеты и журналы во многом является следствием того, что 3 года назад были отменены государственные субсидии на доставку подписных изданий населению. В результате этого почтовые тарифы выросли более чем в 2 раза, издания по подписке стали дороже, чем в рознице. С 2014 года подписка на печатные периодические издания в России в тиражах сократилась на 40%. Но, несмотря на это, в 2017 году «Почта России» уже объявила о дальнейшем повышении почтовых тарифов, что приведет к новой волне роста цен на прессу для читателей и спровоцирует катастрофические потери сопоставимые со 2-ым полугодием 2014 года и 1-ым полугодием 2015 года, когда подписные тиражи потеряли в среднем до 20% за полугодие.
Очень многие негативные проблемы медиарынка России вызваны несовершенством нашей законодательной базы в области СМИ. Несмотря на многочисленные обращения в соответствующие органы по-прежнему не решаются задачи по либерализации налогообложения предприятий отрасли, по оказанию поддержки распространителям прессы в виде льготной аренды, льготных налоговых ставок на имущество, по земельному налогу, по снятию ограничений на ассортиментный перечень для киосков прессы т.д.
Крайне негативно сказываются на издательском рынке некоторые недавно принятые законодательные акты. В частности, запрет на продажу табачных изделий в киосках прессы, ограничение участие иностранного капитала в российских СМИ, применение экологического сбора к печатной прессе и другие.
По нашим прогнозам, если в ближайшее время на уровне государства не будет принята программа по поддержке рынка печати, как это делается во всех цивилизованных странах, негативная ситуация будет только усугубляться, количество эффективно работающих торговых точек по распространению прессы сокращаться, а количество закрытий известных газет и журналов – расти.
Резюмируя сказанное, я хотел бы отметить важность Всероссийских общественных слушаний по проблемам рынка прессы страны, т.к. они помогут в выработке магистральных решений стратегически важных проблем, стоящих перед отраслью печатных СМИ сегодня.