— Эксперты нередко характеризуют сегодняшнюю ситуацию на медиарынке как конец «бумажной эпохи». Типография является неотъемлемым элементом этого рынка и любое его изменение буквально чувствует на своей шкуре. Так можно ли сегодня говорить о всеобъемлющем кризисе или же мы наблюдаем лишь очередную перенастройку рынка?
— Я думаю, все-таки есть все составляющие, чтобы назвать это кризисом. И он сегодня четко виден во всех сферах деятельности изданий. Происходит очень быстрое изменение экономической ситуации у всех игроков рынка, и изменения эти отнюдь не в лучшую сторону.
— Лакмусовой бумажкой может служить полосность и тираж изданий. За последний год на какой примерно процент произошло падение в том и другом случае у челябинской прессы?
— В общей массе мы по этим показателям наблюдаем падение в районе 15 процентов.
— Одинаковые негативные тенденции наблюдаются и у федеральных, и у региональных изданий. Или же есть разница в том, кто лучше держит удар?
— На областном рынке тенденция по падению тиража и полосности одинакова и у федеральных, и у региональных изданий. Они все находятся в условиях местного информационного поля, а оно диктует условия, не разбирая, федерал ты или регионал.
— Был промежуток времени, когда издания достаточно много экспериментировали с форматами, с цветностью. Замер ли сегодня этот процесс или же движуха продолжается?
— Издатели всегда креативили и будут это делать вплоть до закрытия (тьфу-тьфу-тьфу…). Другое дело, что в этой нише полиграфии особо не размахнуться. Первое, что могут сделать и издатель, и типография, это изменить формат газеты в сантиметрах в высоту. Еще пять лет назад стандарт девяноста процентов газет был 42 сантиметра в высоту, сейчас мы печатаем А3 от 42 до 35 сантиметров в высоту. Кто-то принимает решение о формате исходя из требований к контенту, кто-то ради экономии на весе бумаги.
Что касается цветности, то издатель пытается ее сохранить. Тенденции к возвращению черно-белого варианта печати среди газет не наблюдается.
— Если не считать «цифровиков», сколько в настоящее время больших игроков на рынке полиграфии региона?
— В нише газетной полиграфии в регионе работают сегодня всего несколько типографий. Это «Прайм Принт Челябинск», «Стандарт», «Челябинский дом печати», «Магнитогорский дом печати» и «Златоустовский дом печати». Недавно на длительный ремонт закрылась типография в Еманжелинске, ее объемы перераспределились пока между другими игроками рынка.
— В условиях снижения объемов у традиционных клиентов в каких нишах ищут себя полиграфисты?
— Сталкиваясь с падением объемов производства, типографии идут разными путями. Самый простой — это привлекать издания от конкурентов и из других регионов: как показала практика, работать в радиусе 600 километров можно достаточно эффективно. Есть путь диверсификации бизнеса в другие производственные ниши, такие как цифровая печать, упаковка, этикетка. Но этот путь высокозатратен, и ниши здесь очень конкурентны.
Сергей Доронин
Источник: Южноуральская панорама
Похожие материалы: Челябинские печатные СМИ развиваются несмотря на кризис и цензуру