Местные власти не исполняют поручение президента

Минпромторг России подготовил законопроект, призванный улучшить условия работы киосков, павильонов, автолавок. В ведомстве исходят из того, что произвол местных властей породил в этом сегменте рынка неописуемый хаос.

Во многих регионах киоски снесли, арендные цены задрали. В результате объекты нестационарной торговли разоряются и закрываются, что, в свою очередь, приводит к падению объемов розничной торговли.

В Минпромторге сообщили, что за два года розничный оборот в России сократился на 15%, в Москве падение составило 25% (показатель учитывает все виды потребительских товаров).

По данным Ассоциации распространителей печатной продукции, пять лет назад в Москве было около 30 тыс. объектов мелкой розницы (по всем группам товаров), сегодня - не более 7 тыс. Если учесть, что каждый киоск обслуживают по меньшей мере два продавца, и прибавить к ним тех, кто трудится в сфере логистики, получится порядка ста тысяч человек, которые пополнили ряды безработных в одной лишь Москве.

Какой предприниматель станет создавать рабочие места, вкладывать средства в бизнес, который сегодня есть, а завтра нет? Чтобы дать гарантии бизнесу, Минпромторг предлагает заключать договоры аренды на павильоны и киоски на срок не менее семи лет. Если у властей вдруг появится потребность переместить точку, они будут обязаны предоставить предпринимателю адекватную замену.

Эту меру горячо поддержали все участники рынка. А вот стремление Минпромторга передать полномочия по регулированию нестационарной торговли субъектам Федерации многих огорчило. Пример той же столицы свидетельствует, что это далеко не панацея.

«Правильнее было бы регулировать работу нестационарной торговли не на региональном, а на федеральном уровне, - уверен президент Национальной ассоциации издателей (НАИ) Андрей Авдонин. - Иначе невозможно положить конец произволу местных властей».

Расправа над «нестационаркой», например киосками прессы, происходящая во многих регионах, разоряет малый бизнес, плодя безработицу, усиливает социальное напряжение. Бьет по карману государство, которое теряет налоговые поступления от торговых точек, издателей, вынужденных порой наполовину сокращать тиражи. Не говоря уже о том, что административный произвол идет вразрез с установками президента России. Владимир Путин неоднократно отмечал, что печатная периодика должна стать доступнее для россиян. Однако все происходит с точностью до наоборот.

«В администрации президента разработаны критерии оценки работы губернаторов, их постоянно обновляют, совершенствуют, - говорит Андрей Авдонин. - НАИ считает, что обязательно должно учитываться и то, как региональные руководители работают с прессой, причем не только государственной. Не так давно было проведено исследование. Выяснилось, что там, где прессу можно приобрести свободно, явка на выборы любого уровня гораздо выше, чем в тех регионах, где закрываются киоски и газету купить почти невозможно. То есть пресса на самом деле - это эффективный инструмент повышения гражданской активности. Властям надо об этом помнить, особенно в преддверии президентских выборов 2018 года».

Игорь Минаев

Источник: Мир новостей