Цены на прессу продолжают расти, но по ряду изданий отмечается дефляция

Потребительские цены на печатную периодическую прессу с января по май 2017 года повысились в среднем на 3,5%, свидетельствуют данные мониторинга, проведенного экспертной группой АРПП.

Это несмотря на то, что данные Росстата говорят о замедлении инфляции в РФ до минимума за все время наблюдений: в январе она составляла 0,6%, в феврале – 0,2%, в марте – 0,1%, в апреле – 0,3%. Столь низкой инфляция в марте, согласно данным Росстата, не была за все время наблюдения с 1991 года. До этого минимальный показатель был зафиксирован в марте 2013 года – 0,3%. 

Как отмечает Росстат, с начала года и до 15 мая инфляция составила 1,5% (за аналогичный период 2016 года – 2,5%).

Мониторинг цен на периодическую печатную продукцию выявил, что на большую часть ассортимента газет и журналов цены выросли. Лидеры роста по цене – партворки, или коллекционные издания, они стали обходиться покупателю на 25% дороже, чем в прошлом году. Если по старым коллекциям издатели удерживали цены, теряя свой доход, но давая возможность коллекционерам дособирать все выпуски, то по новым коллекциям  этого не происходит. Поэтому средняя стоимость одного выпуска коллекционного журнала приближается уже к отметке в 400 руб. На полках газетно-журнального киоска или супермаркета можно уже встретить партворк стоимостью 600-700 руб., и даже 1000 руб., например, в коллекционной серии «Автолегенды» или «Тракторы: история, люди, машины».

Среди тематических групп печатной периодической продукции, где покупатели ощутили повышение цен, значатся издания об оружии, мужские журналы, информационно-новостные и эзотерические газеты и журналы. Они стали дороже в среднем на 10-12%. 

В цене газетной продукции в первую очередь отразился рост стоимости бумаги. Только в 2016 году бумага подорожала более чем на 10% в зависимости от региона РФ: темпы роста ее стоимости в 2017 году в одних регионах немногим ниже прошлого года, а в других превышают показатели 2016 года. В конце прошлого года, еженедельная газета покупателю обходилась в среднем в 28 руб., в мае 2017 году россиянин вынужден тратить на ту же газету уже в среднем 32 руб.

От 5% до 9% выросли цены на издания о саде, огороде, цветах, научно-популярные и молодежные издания, журналы религиозной направленности, издания о здоровье и здоровом образе жизни. 

Менее значительно цены подросли на спортивные издания, на женские и автомобильные журналы, издания по кулинарии, интерьеру/дизайну, хоббийные журналы (рукоделие, вязание, делаем сами и т.п.) – в среднем на 3-4%.

Не устояли и  гламурные глянцевые издания, в которых много рекламы, а значит, есть возможность сдерживания потребительской цены. Их стоимость выросла на 2%. В пределах 2% поднялись цены и на издания массового спроса – телегиды и таблоиды о звездах.

Однако на ряд тематических групп в ходе мониторинга фиксировалось снижение цен. Вернуть дефляцию на рынок печатных СМИ, которая ранее фиксировалась в 1 квартале 2016 года, попытались рекламные и компьютерные журналы. По первой группе изданий наблюдалось рекордное снижение цен – почти на 20%, по второй – лишь на 10%. Издатели рекламных изданий за счет снижения цены пытаются удержать тиражи, т.к. от охвата аудитории сильно зависят рекламные поступления. А вот для издателей компьютерных изданий такая необходимость была продиктована резким снижением спроса. Ряд компьютерных изданий в 2016 года закрылись. Так, в июле прошлого года исчез с полок супермаркетов и киосков журнал Computer Bild. 

Среди изданий, где цены приятно удивляли читателей, оказались издания для мам, кроссворды, исторические журналы, ежедневная и деловая пресса, многие детские журналы. Дефляция составляла порядка 1-5% в зависимости от издания.

Подводя итоги, следует отметить, что инфляция на периодическую печатную продукцию также замедляется, как и на остальных товарных рынках. По итогам 2016 года розничные цены на прессу выросли на 6,7%. Годом ранее годовая инфляция на газетно-журнальном рынке России составила почти 14%. Важным фактором сдерживания роста цен на периодическую печатную продукцию в последние годы стала снижающаяся покупательная способность населения. Если цены на прессу превысят уровень психологической приемлемости, то люди массово начнут отказываться от ее приобретения.

Прогнозируя ситуация с ценами на рынке печатных СМИ, следует отметить, что различные авторитетные международные и российские организации (Минэкономразвития, МВФ, Всемирный банк, Morgan Stanley) прогнозируют инфляцию в России в 2017 году на уровне 4-6%.  Инфляция на рынке печатных СМИ последние годы превышала средний уровень по стране. А это значит, что если не произойдет серьезных катаклизмов и потрясений в экономике (например, принятие законопроекта об ограничении времени работы супермаркетов и гипермаркетов в субботу и в выходные дни), то можно говорить о некой стабилизации цен и на печатную периодическую продукцию, ожидать их рост к концу года на уровне 5-7%.  

Изменение цен на периодическую печатную продукцию по тематическим группам за январь-май 2017 года

 

Группа изданий

Изменение цены за январь-май 2017 г.

Рекламные издания

-20,0%

Компьютерные издания

-11,8%

Издания для мам (родителей)

-4,6%

Кроссворды, сканворды, судоку и т.д.

-4,6%

Исторические журналы

-1,7%

Издания о рыбалке, охоте

-1,5%

Ежедневная пресса

-1,5%

Деловая пресса

-0,9%

Детские издания

-0,5%

Телегиды

1,8%

Журналы группы «Стиль жизни»

2,1%

Таблоиды (издания о знаменитостях)

2,9%

Спортивные издания

3,4%

Женские издания

3,5%

Автомобильные журналы

3,8%

Кулинарные издания

4,0%

Рукоделие, вязание и др.хобби

4,2%

Интерьер , дизайн, архитектура

4,3%

Издания о саде, огороде цветах

4,9%

Научно-популярные издания

5,3%

Молодежные издания

5,8%

Издания религиозной направленности

7,4%

Издания о здоровье и здоровом образе жизни

9,5%

Эзотерические издания

10,8%

Мужские журналы

11,6%

Информационно-новостные издания

11,7%

Издания об оружии

18,9%

Патворки, коллекционные издания

25,2%

В среднем по ассортименту

3,5%

 

Экспертная группа АРПП