Однако и цифровое направление не остается без внимания «Логоса». Буквально недавно издательский дом перезапустил свой сайт — Master-sam.com, — название которому дал один из популярнейших в портфеле издательства журнал «Сам себе мастер». О новых направлениях работы главному редактору PlanetaSMI.RU Евгении Трушиной рассказала исполнительный директор ИД «Логос» Любовь Ковалева.
Евгения Трушина: Любовь, буквально недавно издательский дом «Логос» полностью перезапустил сайт. Вы решили более активно осваивать Интернет?
Любовь Ковалева: Тенденции последних лет на мировом издательском рынке все яснее говорят о необходимости освоения новых платформ и цифровых каналов дистрибуции контента. Я ни в коем случае не хочу сказать, что печатные СМИ умирают; напротив — я глубоко уверена в перспективности этого информационного канала. Может быть не в тех объемах, к каким мы все привыкли, но бумажные издания останутся с нами еще на долгие годы. Другой вопрос, что произойдет, да уже и сейчас происходит, их сегментирование, дробление на узкие, специализированные ниши. Данная тенденция еще только набирает обороты, в дальнейшем она проявится намного яснее.
По пути удовлетворения информационных запросов довольно узкой, но четко очерченной целевой аудитории идет и наш издательский дом. Проекты ИД «Логос» очень предметно, буквально пошагово освещают темы, связанные со строительством, интерьером, техническим устройством квартир, загородных домов и участков, помогают разобраться в характеристиках различных инструментов и стройматериалов, дают пошаговые мастер-классы в сфере строительства, ремонта, ландшафтного дизайна и, конечно же, рукоделия.
Аудитория наших журналов очень активная, любознательная, творческая. Понятно, что такие люди просто не могут не использовать Интернет для получения информации. Глобальный Интернет многим хорош, но и у него есть существенные минусы. Один из них — отсутствие структуры. Для того чтобы найти нужную информацию, человек не может заглянуть в какой-то отделенный раздел Сети, как это было в классических библиотеках, или открыть нужную главу, как это делается в бумажной книге. Человеку приходится подолгу, иногда часами, «гуглить». И то не факт, что в итоге он все-таки найдет нужный ему контент. 90% поступающей по поисковым запросам информации — «вода». Мы же, традиционные издатели, как никто другой на медиарынке умеем работать с информацией, структурировать ее, отделяя зерна от плевел. Все проекты ИД «Логос» четко структурированы по содержанию. Информация у нас подается четко, прямо по пунктам, без лишних отступлений, что высоко ценится читателями.
И вот в какой-то момент мы задумались: а почему бы не предложить это наше умение не только «бумажной», но и уставшей от поисков интернет-аудитории? Мы пересмотрели некоторые свои приоритеты, и приняли для себя принципиальное решение более активной работы в Сети. Однако прежде чем выходить на внешние цифровые носители, мы решили прибраться «у себя дома» — модернизировать с учетом всех последних технологических новшеств собственный сайт. Вот это и стало главной причиной его перезапуска.
Евгения Трушина: Вы что-то новенькое в него добавили?
Любовь Ковалева: Не просто «новенькое добавили», а вообще полностью изменили функционал. На Master-sam.com представлены все наши издания, включая архив; здесь выкладывается огромное количество мастер-классов и профильных статей, интересных нашим читателям; добавлен большой раздел, позволяющий не только купить отдельные выпуски, но и оформить подписку; самые активные читатели теперь могут, через специальную онлайн-форму предложить свои работы для публикации и стать нашими авторами.
Контентной работе с сайтом мы теперь уделяем намного больше внимания, привлекая пользователей не только полезными статьями, но и различными конкурсами. Сейчас мы, например, запускаем конкурс с компанией Rockwool, занимающейся изготовлением теплозвукоизоляционных строительных материалов. Для участия в нем читателям нужно прислать в редакцию описание и фотографии построек, которые они сделали с использованием продукции этого бренда. Авторы самых достойных проектов получат призы из ассортимента Rockwool на максимальную сумму в размере 40 тыс. руб. А не так давно мы завершили подобный конкурс с «Леонардо»: его победительница в качестве приза получила современную швейную машинку. Это только некоторые примеры нашей активности в Сети. Такие акции пользуются большой популярностью у пользователей, поэтому мы стараемся чаще их поводить.
Возвращаясь к теме Интернета и работы с аудиторией: считаю, что без диджитала, без использования современных методов продвижения, бумажному изданию будет очень тяжело выжить в современном цифровом мире.
Евгения Трушина: А соцсети задействуете?
Любовь Ковалева: Конечно! Им — особое внимание. Самые активные наши группы в «Одноклассниках», и «ВКонтакте».
Евгения Трушина: А «Фейсбук»?
Любовь Ковалева: «Фейсбук» — это хипстеры. Не наша аудитория. Хотя группа у нас создана и здесь.
Евгения Трушина: На чем строится ваша работа в соцсетях?
Любовь Ковалева: Мы не просто презентуем новые номера. Основной контент — мастер-классы, опыт, практические рекомендации, идеи. И самое главное — благодаря соцсетям мы получаем обратную связь от читателей. В этом и есть залог успешного контента: он должен создаваться не исходя из необъективных представлений редактора, а отталкиваясь от непосредственных запросов аудитории. Если еще не так давно, до начала эпохи активного развития соцсетей, выбор темы падал на собственное представление редактора о том, что в этом сезоне волнует читателей («а не написать ли нам про окна?», например), то сегодня мы можем смело отталкиваться от мнения своей аудитории. Это настолько интересная взаимосвязь! Надо не заменять свое СМИ цифровым, а продолжая выпускать печатное издание, при помощи Сети узнавать новые веяния и запросы твоих непосредственных читателей. Такой симбиоз очень полезен для издателей.
Евгения Трушина: А не получится ли так, что вы сейчас перенаправите все свои силы в диджитал, оставив без внимания бумажные проекты?
Любовь Ковалева: Наоборот! Мы используем интернет-пространство как новый канал продвижения. Благодаря ему мы вышли на новую аудиторию. Мы ее информируем о том, что на рынке есть вот такие издания, она нас — о том, что хотела бы в них прочитать. Для наших печатных журналов открываются потрясающие возможности!
Евгения Трушина: Но ведь аудитории очень сильно отличаются... Вот, например, журналы «Сам» и «Дом» рассчитаны на людей, вышедших из подросткового возраста, работающих, может даже статусных, у которых есть время и возможность заниматься строительством и обустройством собственного дома. Или «Делаем сами» — журнал для рукодельниц. Материалы для рукоделия недешевые, поэтому понятно, что его читательницы — дамы состоявшиеся. И все эти люди — не ребята 15-20 лет, которые и являются основными пользователями «ВКонтакте».
Любовь Ковалева: Да, в «ВКонтакте» аудитории наших журналов нет. Но ведь это не единственная соцсеть Рунета. Вы забываете про «Одноклассников», где все наоборот. Здесь возрастная группа — люди примерно 40 лет, как раз наша аудитория. Например, сейчас в группе журнала «Делаем сами» состоит более 135 тыс. человек, и все они — ее активные участники.
Но при этом «ВКонтакте» мы не оставляем. Ведь здесь «тусуется» наша будущая аудитория, и нам важно знать, чем она живет, чем интересуется. Эти люди тоже когда-нибудь начнут стоить дома и украшать свои квартиры. И наша цель в работе с ними сегодня, сделать так, чтобы когда им исполнится по 40 лет и они начнут обустраивать свое жилище, они знали — есть такой журнал «Дом», который им поможет.
Евгения Трушина: Возвращаясь от цифровой работы к печатной: какие планы у издательства в части традиционного, бумажного развития?
Любовь Ковалева: Мы по-прежнему будет держать курс на специализированную, очень узкую, предметную информацию. Хотя аудиторные показатели наших журналов, несмотря на все проблемы на издательском рынке, не сокращаются, но они и не растут. Чтобы мы не делали, как бы ни привлекали новых читателей к старым брендам, ожидаемого роста нет. В маркетинге это называется усталостью от бренда. Между тем, интерес к нашим темам есть, мы это видим. И поэтому в части развития бумажных проектов мы решили пойти по пути ежемесячного выпуска новинок. За 2016 год нами было выпущено 20 новых проектов по разным тематикам. А сейчас мы запускаем новый проект под названием «Муж на час».
Евгения Трушина: Хорошее название, громкоговорящее.
Любовь Ковалева: Да (улыбается).
Евгения Трушина: И, судя по нему, аудитория проекта — женская.
Любовь Ковалева: Если коротко, то «Муж на час» — это журнал о том, как выполнить несложную работу по дому: починить кран, исправить розетку... Мелкий ремонт благодаря нашим пошаговым инструкциям читательницы смогут сделать сами. А могут и помочь с подсказкой супругу.
Евгения Трушина: Проект будет существовать в рамках отдельного продукта или как приложение к существующему?
Любовь Ковалева: Планируем абсолютно самостоятельный проект. Сейчас готовится к выпуску первый номер, но пока в формате спецвыпуска к журналу «Дом». Мы все свои новинки тестируем именно так. И если читатели новый проект одобряют, он становится самостоятельным. Сегодня очень многие россияне готовы решать большинство ремонтных, строительных, дизайнерских задач самостоятельно, но не знают как лучше это сделать. Мы же готовы им подсказать, опубликовав короткие и ясные инструкции.
Скажу даже больше: среди россиянок появилось очень много женщин, способных самостоятельно делать чисто мужскую работу по дому и хозяйству. Их действительно очень много! Проведите несложный эксперимент: спросите у своих приятельниц — у кого из них есть дрель? Вот увидите — почти у каждой. И каждая способна если не на крупный, то уж на мелкий ремонт точно. Им не хватает только знаний в нужной области. Вот эти-то знания мы и готовы предложить: сжато, пошагово, без ненужных отступлений и витиеватых рассуждений, простым и доступным языком.
Евгения Трушина: Выше вы сказали, что в прошлом году выпустили 20 спецпроектов. Эта практика будет продолжена?
Любовь Ковалева: Безусловно! Сегодня российскому издательскому рынку как никогда нужны новые проекты, способные подхлестнуть читательский интерес, а значит и повысить спрос. Без этого рынок не сможет не то, что расти, но даже сохранить нынешних позиций. Конечно, среди читателей есть такие, которые привыкли покупать тот или иной журнал из номера в номер. Но число таких невелико. Большей же части аудитории все-таки нужны новые проекты. Мы на собственной практике поняли, что любая новинка, даже в формате спецвыпуска с узкими востребованными темами способна привлечь новых читателей.
Источник: PlanetaSMI.RU