Инициативу по выводу издателей в Интернет может взять на себя социально ответственный дистрибьютор, — Александр Петренко, МАП

16 лет прошло с того дня, когда весной 2001 года на российский рынок периодической печати вышло новое подписное агентство с совершенно новаторской для того времени концепцией работы — «Межрегиональное агентство подписки». Сегодня редакция PlanetaSMI.RU встретилась с генеральным директором МАП Александром Петренко, чтобы узнать — с чем подходит компания к знаменательной дате своего основания.

— Александр Николаевич, как генеральный директор одного из крупнейших в России распространителей печатной прессы, как вы можете охарактеризовать ситуацию с чтением и читательскими предпочтениями жителей нашей страны? От чего зависит ее изменение?

— Читательские предпочтения постоянно меняются в зависимости от изменения обстановки в обществе. Российские издатели с ностальгией вспоминают время массовой подписки 1980 годов: миллионные подписные тиражи, всенародное обсуждение наиболее ярких публикаций. Это было возможно благодаря традиции активного чтения, формируемой советской системой школьного образования, сориентированной на глубокое изучение русского языка и литературы. Вынесенная из школы привычка читать поддерживалась сетью общедоступных библиотек и государственной системой производства и распространения печатной прессы и книг.

Времена изменились, и сегодня мы имеем дело с успешной «офисной» молодежью, обладающей совершенно иными групповыми представлениями о культуре, литературе и чтении. Активное чтение больше не входит в число жизненных приоритетов молодых людей. Библиотеки утратили роль центров культурной коммуникации. Большинство издательских домов стали коммерческими и в условиях сокращения тиражей мало кто готов инвестировать в создание печатных проектов, которые могут не окупиться в краткосрочной перспективе. Отсюда доминирование на рынке развлекательных изданий, изданий полезных советов, кулинарных рецептов и иной подобной прессы. Большинство подобных газет и журналов имеют невысокую себестоимость и за счет этого пользуются популярностью.

При этом в 2000-е годы в России сформировался новый тип печатных изданий, демонстрирующий образцы модного потребления и стиля жизни наиболее зажиточного меньшинства российского населения — «глянцевые» журналы. Этот тип изданий тесно связан с системой аудиовизуальных СМИ и претендует на роль культуры и путеводителя по совершению покупок: от мехов и драгоценностей до фильмов и книг.

Таким образом, читательские предпочтения изменяются вслед за изменением вкусов людей. Изменения в жизни страны, подъем патриотизма, рост уровня образованности молодежи неизбежно приведут к новому изменению читательских предпочтений.

— Подписка на прессу ассоциируется часто с людьми зрелого возраста. Молодежь на прессу совсем не подписывается?

— Молодежь постепенно возвращается к чтению. Вопрос в том, что она не хочет стоять в очереди в почтовом отделении. Молодежь предпочитает канал распространения, связанный с Интернетом. Например, более 50% подписчиков онлайн-портала подписки Vipishi.ru — люди от 18 до 30 лет. Эта цифра будет еще более внушительной, если учесть родителей, выписывающих для своих детей от 14 до 18 лет детско-юношеские и молодежные издания. Подписку нельзя оформить, пока тебе не исполнилось 18 лет. Это затрудняет представление объективной статистики. Но тенденция к «интернетизации» молодежной подписки очевидная.

Ни для молодежи, ни для старшего поколения печатная пресса не является единственным источником информации. Молодежь, помимо прессы, активно использует Интернет. Старшее поколение предпочитает телевидение и радио. Есть также региональные особенности медиапотребления. Например, более 40% москвичей и петербуржцев предпочитают чтение интернет-СМИ. В сельской местности и небольших городах ситуация совершенно иная. На выбор между печатными СМИ и Интернетом влияют даже политические предпочтения. На Интернет в России сориентированы люди либеральных взглядов. Но вот в европейских странах и в Северной Америке, как показали последние выборы в США и во Франции, Интернет, напротив, предпочитают консерваторы. А либералы группируются вокруг печатной прессы, распространяющейся по подписке. И среди них очень много молодежи.

— Возможно ли сделать подписку популярной услугой за счет активной работы в Интернете?

— Как раз этим занимается вот уже шесть лет онлайн-портал подписки Vipishi.ru. В активе Vipishi.ru сегодня более 160 тыс. постоянных подписчиков и свыше 1 млн исполненных заказов. В ассортименте Vipishi.ru — более 3 тыс. самых популярных газет и журналов от более чем 1 тыс. ведущих издательских домов России, включая издания на национальных языках. Для удобства подписчиков предусмотрены различные варианты оплаты: банковской картой, банковским переводом, через платежные системы и терминалы, бесплатная «горячая» линия поддержки подписчиков, возможность оформления подписки в подарок для своих родных и близких.

Мы постоянно пытаемся адаптировать Vipishi.ru для молодой аудитории. Например, с 2017 года начали сотрудничать с программой «Спасибо от Сбербанка». Каждому подписчику, оплатившему подписку картой Сбербанка, подключенной к этой программе, возвращается до 5% от стоимости заказа в форме бонусов на карту Сбербанка. При этом процент возврата по «молодежным» и премиум-картам Сбербанка выше чем по обычным.

Vipishi.ru регулярно организует акции для подписчиков с возможностью выиграть ценный приз или подарочный сертификат на подписку. Для молодежной аудитории это интересно, потому что превращает процесс подписки в игру.

«Представительства» Vipishi.ru есть во всех популярных мессенджерах и социальных сетях: в Viber, «ВКонтакте», Facebook и др. Главная «изюминка» Vipishi.ru — сервис индивидуального рассмотрения претензий, позволяющий успешно разрешать все нестандартные ситуации, связанные с почтовой доставкой.

— Не так давно на одном из мероприятий вы рассказали о поддержке, которую оказывает МАП социально значимым изданиям. Смогут ли такие издания выжить без государственной поддержки?

— Процесс возвращения жителей России к патриотическим и духовно-нравственным ценностям начался, но еще не стал массовым явлением. Поэтому социально значимым СМИ необходима поддержка. В первую очередь, поддержка в присутствии в каналах распространения и в выходе в Интернет. Решающая роль здесь должна принадлежать государству. Но распространители также могут внести свой вклад.

За плечами «Межрегионального агентства подписки» — длительная история поддержки социально значимых изданий. Среди тех, кого мы регулярно поддерживаем, много детских журналов и газет. В том числе и региональных. Например, агентство поддерживает липецкую детскую газету «Золотой ключик», саранскую детскую газету «Колокольчик на радость детям», тольяттинский детский журнал «Ставроша», белгородскую детскую газету «Шкатулка путешествий». Есть среди тех, кого мы поддерживаем, и издания на национальных языках. Например, удмуртское детское издание «Зечбур! / Здравствуй!». Мы бесплатно включаем такие издания в каталог и даем существенную скидку на все услуги агентства.

Мы активно помогаем также изданиям для инвалидов, материалы которых поддерживают людей с ограниченными возможностями. Например, ряд лет агентство поддерживает кубанские издания для инвалидов «Солнышко» и «Рассвет», нижегородскую газету «Здравствуйте, люди!», пермскую газету «Здравствуй!».

Долгое время наше агентство рассматривало поддержку социально значимых изданий как частное дело, пусть и дело доброе. Но сегодня пришло понимание необходимости комплексной работы с социально значимыми издателями, с издателями, публикующими духовно-нравственный и патриотический контент. И не только поддержки, связанной с созданием режима наибольшего благоприятствования в рамках коммерческого сотрудничества. Но и поддержки, связанной с выходом их в Интернет, в социальные сети. Поддержки, основанной на организации совместных акций.

Для развития такого сотрудничества очень важны первые шаги, пилотные проекты. Например, «Межрегиональное агентство подписки» вместе с журналом «Фома» организовало акцию бесплатной подписки для кадетских корпусов России. Журнал «Фома» — современное духовно-просветительское издание, интересное как верующим людям, так и тем, кто еще не нашел свою дорогу к храму. Психологическая подготовка в русской армии традиционно строилась, в том числе, на основе православной этики. Патриотические чувства воспитывались у воинов полковыми священниками, часто — на личных примерах. Восстановление русских воинских традиций — наша общая задача. Поэтому мы выбрали журнал «Фома» в качестве партнера для первого шага в указанном направлении. Мы готовы и дальше идти по пути сотрудничества с социально значимыми СМИ, публикующими духовно-нравственную и патриотическую информацию.

На мероприятии, которое вы упомянули, шла речь о создании в рамках Совета Федерации рабочей группы, разрабатывающей меры законодательной поддержки социально значимых изданий. Наше агентство поддержало эту инициативу и готово принять участие в деятельности этой рабочей группы.

— Александр Николаевич, в конце мая 2017 года «Межрегиональному агентству подписки» исполняется 16 лет. С чем подходит агентство к этой знаменательной дате?

— В первую очередь, с пониманием необходимости дальнейшего развития нашего бизнеса. Работа на информационном рынке связана с постоянным изменением. 16 лет назад «Межрегиональное агентство подписки» вошло на рынок подписки с революционной для того времени технологией создания подписных каталогов: отдельный выпуск каталога для каждого региона с конечными подписными ценами. Наши конкуренты до сих пор не смогли взять ее полностью на вооружение.

Позже наше агентство стало пионером внедрения международных стандартов качества на рынке распространения печатной прессы. Использование Системы менеджмента качества позволяет создать простые и понятные технологические процедуры. Приходит на работу молодой сотрудник, изучает технологическую «цепочку» и работает так, как будто он уже опытный ветеран в своем деле. Да и менеджменту удобно, когда вся работа агентства разложена на технологические этапы.

Создав шесть лет назад Vipishi.ru, мы в очередной раз стали новаторами, организовав первый в России полнофункциональный онлайн-портал подписки. А сегодня мы уже понимаем, что цифровой фронт-офис для традиционной почтовой подписки — это только первый шаг на пути дальнейшего развития интернет-сервисов. Второй шаг, сделанный нами, состоит в создании цифрового киоска VipishiSmart, предлагающего подписчикам электронные версии печатных изданий.

Но необходимы и последующие шаги. В том числе, в тесном сотрудничестве с издателями. Во всем мире печатная пресса активно интегрируется с Интернетом. Европейские издатели считают общий проданный тираж электронных и печатных копий. В России с конвергенцией печатной прессы и интернета пока что проблема. Из-за этого, в частности, в Интернете очень много негатива, постоянно публикуется непроверенная информация. Очевидно, что инициативу по выводу издателей в Интернет может взять на себя социально ответственный дистрибьютор.

«Межрегиональное агентство подписки» в год своего «совершеннолетия» вплотную подошло к тому, чтобы вместе с рынком начать разрабатывать модель интеграции печатных СМИ с Интернетом. Тем самым мы сможем оказать поддержку СМИ, направленным на патриотическое и духовно-нравственное воспитание.

Евгения Трушина

Источник: PlanetaSMI.RU