Первое: коллегам из региональных и муниципальных СМИ пока что совершенно не за что хлопать нас по плечу и говорить: «Молодчина, старик!».
Единственное реальное дело, которое мы вытащили — да и вытащили ли еще? - это более-менее определили принцип отбора газет, которым Почта России предоставляет скидки во время подписных кампаний.
Мы разработали критерии «социальной значимости» тех или иных газет и на его основе формируем списки изданий для получения льготы ПР. Почта воспринимает наши списки как «валюту». Для них — эту позицию Волин определил с самого начала - мы, Экспертный совет, хоть и не декларативный орган, но, типа, профессиональное и саморегулируемое сообщество. И мы даем Почте России рекомендации, кто из нас достоин льгот Почты, а кто -нет. И ПР эти рекомендации использует. И скидки дает. Или нет.
Тема правильная. Почему Почта должна «париться», решая, кто должен иметь льготы, а кто — нет? И замминистра поступил мудро: не взял на себя лишней ответственности там, где ответственность должна быть переложена на профессиональное сообщество.
Это — без всякой иронии. Если бы подобным образом поступало всякое российское министерство, дури в стране было бы много меньше.
Но есть проблема. В Экспертном совете по региональным печатным СМИ (тут ключевое слово - «региональным») как-то быстро первую (ну хорошо, не первую, однако важную) скрипку стали играть федеральные издатели. С тиражами и бюджетами, несопоставимыми с тиражами и бюджетами «Вестника Нижне-Сопляковского района» и «Тмутраканских ведомостей». Серьезную долю списка почему-то заняли «господа московские».
Да, наверное, им тоже нужна поддержка. Но почему за счет регионалов и муниципалов? Ведь очевидно: если московским прибудет, у Нижних Сопляков убудет. Она, эта поддержка, и так скукожилась с анонсировавшихся 30 процентов от цены ПР до 15-20 процентов.
Ведь факт — мои «подведомственные» четыре региона: Владимир, Кострома, Иваново и Рязань — не сильно-то и рвут зад ради попрадания в льготный список. Не интересно! И если бы не вдохновляющая роль местных «министерств правды» - ХЗ, прислали бы они свои резюме...
...Знаю, что та же ситуация и у многих коллег-«кураторов».
На самом деле — и это второе — я хотел бы рассматривать Экспертный совет по региональным печатным СМИ при Минкомсвязи как профессиональное сообщество для лоббирования среди «всласть имущих» одной простой истины. Эта истина — необходимость «сеять разумное, доброе, вечное» в регионах страны по поводу целей и задач нашего государства в отношении населения.
Вы все обратили внимание на феномен Общественного телевидения России последних месяцев? Вы еще не «подсели» на ОТР? Что делает этот канал? Он честно рассказывает о России и ее проблемах, пока другие новостники обоих мультиплексов надрывают глотки про Сирию, Трампа, Украину, НАТО и еще Бог знает о чем, что к реальной жизни российского гражданина никак не относится.
Так вот, по крайней мере российские региональные и муниципальные печатные СМИ (наряду с ОТР) занимаются тем же самым. Зарплаты и пенсии, состояние медицины и образования, судьбы инвалидов и «косяки» местных властей, «коммуналка» и ветхое жилье, дороги и детсады, экология и благоустройство, трудоустройство безработных и выплата зарплат — словом, вся местная повестка — это мы, региональные и муниципальные газеты. Кто-то — кому, как мне, повезло, - делает свою работу с привлечением государственных денег. Кто-то — как не зависимое от государства СМИ — без денег государства.
Но надо понимать, что московские коллеги эту работу за нас не сделают.
И вот тут — третье: дистрибуция. Почте России не интересно заниматься ни подпиской на региональные и местные СМИ, ни розничной их продажей.
Роспечать показывает хорошие результаты по подписке и продажам региональных СМИ только там, где она осталась в собственности государства (или в собственности ответственных региональных властей). Валентина Ефимовна Полуказакова в Липецке с продажам местных газет творит чудеса. Но там, где «Роспечать» стала частной структурой (как у нас во Владимире), в приоритете табак, «канцелярка» и дорогой московский «глянец».
Каков же главный мой тезис? Он прост — Экспертному совету сейчас прежде всего надо заняться «разруливанием» диструбуции.
Да, продавцы газет скажут: «Вы плохо продаетесь, потому как у вас плохой контент». Чепуха! Эклеры вкуснее шпината, но это не значит, что родители должны полностью отказаться от овощей и кормить детей только деликатесами и пирожными.
Контент у региональных — и даже у многих муниципальных газет - великолепный. Надо только уметь — и хотеть - его продавать. И — с нашей помощью - «пробивать» льготы для ответственных дистрибуторов. И понимать — не будет продаж местных СМИ — не будет и самих дистрибуторов.
А сигареты можно купить и в «Магните»...
Игорь Ефремов, главный редактор газеты «Владимирские ведомости»,член Экспертного совета по региональным печатным СМИ при Минкомсвязи России, член АРС-ПРЕСС
Источник: Кавказ-Экспресс