— Скажем откровенно, наши дети не читают. По крайней мере не читают так, как читали мы, — заметил министр культуры Владимир Мединский. — В чем проблема? Книга как источник знаний потеряла свою актуальность. Ее заменил интернет.
Как считает министр, пониженный интерес к чтению книг ведет и к ухудшению памяти. Наука фиксирует качественное снижение способности к запоминанию текста у современной молодежи. Даже у студентов лучших вузов. Тексты объемом более трех страниц воспринимаются ими с трудом.
— При чтении с экрана компьютера текст запоминается качественно хуже, чем когда читаешь бумажную книгу, — сообщил Владимир Мединский. — К тому же ученые сделали еще один вывод. В поиске необходимых данных в интернете на нас сваливаются терабайты ненужной информации, и у человека вырабатывается интернет-зависимость.
По мнению президента Российского книжного союза Сергея Степашина, проблема индифферентного отношения к чтению у детей кроется в поведении их родителей.
— Более 50% взрослых вообще ничего не читают, в том числе своим детям, — заметил Сергей Степашин. — Если так будет продолжаться дальше, то у нас вырастет недоразвитое поколение.
С ним согласился и советник президента РФ по вопросам культуры Владимир Толстой. А заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Владимир Григорьев привел удручающую статистику.
— В 1994 году наши дети были на третьем месте в мире по чтению книг, в 2012 году мы переместились на 42-ю позицию. Прошлогодний замер показал некоторую динамику, теперь мы на 26-й строчке. Это стыдно, потому что для нас чтение и литература были факторами национального самосознания.
По мнению участников дискуссии, интерес к книге должны поддерживать не только семья и школа, но и библиотеки, популярность которых стремительно падала в последние годы. Исправить ситуацию может только новая концепция организации библиотечного дела.
— Библиотеки как бесплатное книгохранилище бесперспективны, — размышлял министр культуры. — Библиотека имеет будущее, только когда она превращается в полноценный культурно-просветительский центр, где можно послушать лекцию, встретиться с авторами, где есть игровая зона для детей, книжный магазин, кафе, курсы компьютерной грамотности для людей старшего поколения.
Предложение отдать пустующие площади в библиотеках под книжные магазины уже вносилось. В частности, организовать торговую зону предлагали даже в РГБ. Помещение в самом центре столицы должно было заинтересовать издателей и бизнесменов. Но — не случилось.
— Была идея, чтобы помещения в библиотеках, которые активно не используются, превратить в книжные магазины, но пока ничего из этого не вышло, — сообщил «Известиям» президент издательской группы «Эксмо-АСТ» Олег Новиков. — С одной стороны, это большие вложения для компании, с другой стороны — не очень понятно, как именно это реализовывать.
Минкультуры разработало, а правительство утвердило стандарт общедоступной библиотеки, но денег на реализацию идеи в федеральном бюджете не оказалось. И как только было решено финансировать нововведения из региональных бюджетов, многие главы регионов тут же отказались от проекта, посетовал министр. Правда, недавно появился документ, призванный помочь в том числе в решении проблемы детского чтения.
Речь идет о концепции программы поддержки юношеского и детского чтения, разработанной Минкомсвязи и Роспечатью с участием ведущих экспертов в области образования, культуры, литературы, издательского и библиотечного дела. Заработать она должна в 2018 году, первые результаты ожидаются к 2026-му. А пока, по мнению Владимира Толстого, действенен такой мощный стимул, как личный пример читающего президента и читающих губернаторов.
Зоя Игумнова. На «Красной площади» обсудили проблемы чтения.
Источник: Известия.