Но я бы отнёс это событие прежде всего к так называемой макдональдизации медийной среды, но не только.
Почему издание не набрало желаемых 20 тысяч подписчиков? Почему доходность этого печатного издания не обеспечила регулярный выход в свет? И почему не хватило финансирования даже на оплату полиграфических услуг? Анализ показывает, что у издания сузилась аудитория читателей и сократились продажи.
В статье, посвященной массовому потреблению информации в современном обществе, «Независимая газета» писала: «В мире сформировалось и глобальное пространство массового потребления медиапродуктов – заменителей реальности, обладающих такими характеристиками, как удобство, высокая скорость и низкая стоимость потребления, а также привлекательность контента, доступность и распространенность «точек потребления». В статье «НГ» делается ссылка на американского социолога Джорджа Ритцера и его работу «Макдональдизация общества», написанную в конце XX века, в которой он выявил «глобальный тренд в современном общественном развитии на рационализацию как процесс постоянного увеличения «калькулируемости» и управляемости поведением индивидов и институтов».
В результате этого процесса медиаиндустрия, включая прессу, телевидение, радио, интернет, стала ориентироваться прежде всего на «сбыт» производимых ими продуктов, не заботясь об их качестве, а стремясь обеспечить лишь комфортность потребления. В целом, как подчеркивает автор, «происходит глобальный переход к цивилизации «человек медийный», в которой массовый спрос на сложные аналитические тексты, требующие размышления и формирования собственного мнения, неуклонно снижается».
Кроме учёта изменения модели потребления надо иметь в виду, что в нашей стране в настоящее время последовательно разрушается вся система продвижения печатного слова к населению.
В интервью «Радио Свобода» историк и соредактор журнала «Звезда» Яков Гордин отметил, что «в 2014 году в России была 44 381 библиотека, а в начале января 2017 года их осталось 42 748, то есть за два года число массовых библиотек в стране уменьшилось на 1633». И добавил, что по данным РНБ, Россия ежегодно теряет не менее 700 библиотек, которые просто закрываются, то есть в среднем по две библиотеки в день.
Кроме библиотек уничтожается и сеть книжных магазинов, число которых, как я уже ранее писал, сегодня меньше, чем было в царской России. Киоски прессы также интенсивно сокращаются со средней скоростью 10 объектов в день, и их число на конец года составит всего 20 тысяч, а пять лет назад было 42 тысячи. Резко сокращается и подписка на прессу. Россия – это единственная страна в мире, где с 2014 года государство перестало поддерживать подписку на газеты и журналы, и автором этой «новации» является Минфин.
Медийное пространство не выдерживает экономического кризиса, и распространение прессы и книг как социальных продуктов без поддержки государства просто скукоживается.
И это всё причины глобального характера. Но есть и причины предметные, касательно редакционной политики New Times. Издание действительно не выдержало макдональдизации медийного пространства, но в общепите кроме фастфуда, как известно, есть и кафе средней ценовой категории, и дорогие рестораны. Задача современного издания – правильно выбрать свою ценовую нишу и стать продуктом потребления на уровне средней ценовой категории, высокой или высшей.
В настоящее время во всём мире все печатные СМИ переходят от рекламоцентричной модели к продажецентричной. То, что реклама падает у очень многих СМИ, означает, что нужно лучше обеспечивать реализацию. Плюс новые цифровые технологии и монетизация контента в интернете, плюс концепция «360 градусов» в продвижении контента. И всем этим надо заниматься на современном уровне, имея современный менеджмент.
Что касается макдональдизации медийной сферы, то это реальность сегодняшнего дня. И с этим нам жить. Надо встраиваться в новую систему медиапотребления и дифференцировать свой продукт по целевым группам. В монетизации есть свои технологии и секреты, и всему этому надо учиться.
Источник: Александр Оськин.