С тех пор многое изменилось и в медиабизнесе, и в жизни в целом. Об этих изменениях, а если точнее, о журналах, редакции, звездах, поколении Z и интересах современных читателей рассказала нам Нина.
– Хотя мы с вами уже встречались в 2012 году, хотелось бы, чтобы вы еще раз немного рассказали о ваших изданиях.
– Журнал «Караван историй» появился в 1998 году. Его возглавляла прекрасный редактор Ольга Орлова. Выход «Каравана» на рынок имел эффект разорвавшейся бомбы, потому что такого формата раньше не было. Существовала мемуарная литература. Это прежде всего книги, выдержки из которых иногда печатались в прессе. Но никогда не было журнального формата, который объединял бы в своем номере весьма объемные воспоминания разных людей. Кроме того, в наших интервью поднимались непривычные темы, ну, не задавали до появления «Каравана» такой, например, вопрос: «А когда вы почувствовали, что отношения в семье начали рушиться? В чем это проявлялось?» То есть там, где обычно звучит: «Мы прожили вместе несколько лет, но потом, к сожалению, развелись», – и разговор на личную тему считается исчерпанным, наш журналист только начинает свою работу. Раньше об этом писали только в желтой прессе, но у нее совершенно другие способы получения информации, она, как правило, опосредованная, а мы получаем все из первых рук. То, что делают журналисты «Каравана историй», напоминает работу психоаналитика. Вспоминая пройденный путь, делясь своими внутренними переживаниями, герой в процессе беседы как бы переосмысливает свою жизнь и на какие-то вещи начинает смотреть по-новому.
В интервью, которые обычно печатают в других изданиях, человек говорит: «Я учился в институте, когда встретил свою будущую жену Лиду. У нас возник роман, и мы поженились». Все – точка. А главный секрет нашего формата в том, что, когда мы слышим: «Я встретил свою будущую жену Лиду», – то начинаем спрашивать: «А как это произошло? Что это был за день? Шел дождь или было солнечно? Какое у вас было настроение?». И человек начинает погружаться в пучину времени, вспоминать в мельчайших подробностях, как впервые познакомился с этой смешной, курносой и конопатой девочкой. Было, что и слезы на глаза наворачивались, произносил с грустью: «А потом мы как-то отдалились, что поделаешь – жизнь…». И вот уже готов оставить эту тему, но наши журналисты – опытные бойцы, они всегда наготове: «Подождите-подождите, давайте проясним: как вы почувствовали, что начали отдаляться?».
Делать интервью в «Караван историй» очень непросто. К нам постоянно кто-то просится на работу, не понимая всей сложности нашего формата. Это вдумчивая, очень кропотливая работа. Интервью может длиться несколько часов, иногда даже пять-шесть. И все это время надо не терять нить разговора. Был случай, когда беседа длилась сутки напролет – известная актриса С. плакала, вырывая из своей головы к ужасу нашего корреспондента целые пряди волос (слава богу, оказалось, они нарощенные!) потом заснула дома на диване у нашей корреспондентки. Она укрыла ее пледом и сама, обессиленная, прикорнула в кресле. Потом С. проснулась, и разговор продолжился. Интересно, что, уходя, С. аккуратно собрала выдранные локоны в пакет...
А сколько раз интервью обрывалось, потому что герой говорил: «Нет, не могу. Я не готов к такой откровенности». Но, вопреки расхожему мнению, нам интересны прежде всего не события, а личность рассказчика, как он реагирует на эти самые события. Об одном и том же можно рассказать по-разному: как о пошлой измене или как о личной драме. Мы – за второе. И еще. Наше правило – не нам судить героя, мы как бы сливаемся с ним, донося до читателя его точку зрения, его правду. А уж читатель пусть сам судит, что за человек перед ним. И это еще одно принципиальное отличие нашего журнала.
В 2006 году было решено создать «дочку» «Каравана» – «Коллекцию Каравана историй». Возглавить этот журнал пригласили меня. К тому времени в моем багаже уже была работа в «Спутнике телезрителя», «ТВ ПАРКЕ» и «Итогах». Изначально в «Коллекции» собирались просто перепечатывать лучшие материалы «Каравана». Но оказалось, что это невозможно. Жизнь у людей, особенно актеров, как правило, очень быстро меняется. Проходит пять лет, а там уже мужья и жены поменялись. И как печатать такой материал? А формировать номер только из воспоминаний об ушедших звездах довольно-таки скучно. В общем, в конце концов решили, что это будет самостоятельный журнал со своим контентом – в виде не интервью, а монолога. Сейчас мы стали отходить от этого формата – начали делать некий микс: в обоих журналах размещаем и интервью, и монологи.
– Если я буду проходить мимо киоска с прессой, как пойму, что мне купить: «Караван историй» или «Коллекцию Каравана историй»?
– Ну, если вам нравятся большие журналы – возьмите «Караван», если маленькие – «Коллекцию». Шучу. Все журналы, не только наши, покупают, ориентируясь на обложку и выносы на ней: заинтересовало – беру, нет – иду мимо. Все просто. Самый правильный выбор – ставить на обложку человека, к которому сейчас есть интерес у массы людей. И для продаж неважно, Паулина Андреева это или Ольга Бузова. Снесут номера и с той, и с другой. Конечно, можно спорить о стиле, уровне персонажа, но если говорить о журнале как о бизнес-проекте, то это действительно неважно. Мы на этом стоим, и, возможно, именно поэтому тиражи наши, потрепанные кризисом, упорно растут, несмотря на высокую стоимость обоих журналов. Хотя за такую политику меня неоднократно клеймили, да и продолжают это делать. Я убеждена, что каждый человек, который сумел заинтересовать своей персоной миллионы людей, может и должен стать героем «Каравана историй». А у пресловутой Ольги Бузовой уже десять миллионов подписчиков в Instagram, только вдумайтесь в эту цифру. Разве можно оставить без внимания такой персонаж?
– Расскажите о вашей редакции.
– Коллектив небольшой – двадцать пять человек. Из них всего восемь героев-журналистов, которые и создают уникальный контент «Караванов». Я их очень люблю, ценю и уважаю, как и всех остальных членов редакции. Каждый у нас – уникальный специалист в своем деле – от редакторов, художников, бильдов до корректоров и проверки.
– На вашем сайте есть бесплатный доступ к электронным версиям журналов. Из-за этого не уменьшаются тиражи бумажных версий?
– Мы пока чувствуем себя неплохо. Тираж «Коллекции» – 670 тысяч экземпляров, «Каравана» – 250 тысяч. На сайте мы выкладываем оба журнала для тех, кто не может себе позволить купить или не любит читать бумажную версию. Лично я уже давно отказалась от бумажных книг и читаю только электронные, это очень удобно. И считаю, что это главная причина уменьшения тиражей газет и журналов. И эта тенденция будет усиливаться. Бумажные версии останутся как некая «фишка» – только для ценителей. Точно так же, как с винилом: кто-то собирает старые пластинки, хотя эту же музыку можно послушать на современной аппаратуре High Fidelity. Потрескивание старого диска их трогает больше, чем современные технологии.
Но пока людей, выбирающих бумажную версию, еще очень много. У нас есть преданные поклонники, которые постоянно читают «Караван историй» уже почти два десятка лет. Недавно один из руководителей государства назвал наши журналы культурным достоянием страны. Не скрою, было очень приятно.
– Что сейчас интересно читать людям? Какие темы больше всего их интересуют?
– Ответить на этот вопрос поможет сайт «7 дней». Люди здесь оставляют свои комментарии, по которым можно понять, какие в обществе идут процессы. В последнее годы, возможно, на фоне экономического кризиса, снизившего уровень жизни, очень возросла роль семьи, где отец заботится о благополучии жены и детей, он – главный добытчик и опора своего маленького государства. Вот, например, мы рассказываем историю любви – герои уже лет десять вместе. Все красиво и шоколадно. И вдруг сайт буквально взрывается гневными комментариями: «А вы забыли, что у него была предыдущая семья?! Он же оставил двух детей! Как она посмела увести мужика из семьи! На чужом несчастье ничего хорошего не построишь! Воздастся ей еще за это». А ведь еще несколько лет назад ничего такого не писали. Раньше с большим интересом воспринимались рассказы о человеческих трагедиях – например, почему потрясающе красивый Ян Пузыревский, прославившийся еще в детстве ролью Кая в «Снежной королеве», шагнул в окно со своим маленьким сыном на руках? Почему погиб Игорь Сорин?
А сейчас ждут историй со счастливым концом. Людям нужен позитив, свет в конце туннеля. Особенно нравятся рассказы о том, как человек достиг дна, а потом нашел в себе силы подняться. Например, у нас был опубликован материал об известном молдавском актере Георге Грыу, который стал бомжом. Он рассказал, что прошел через ад, но сам во всем виноват, поскольку бросал своих жен, никогда не помогал им растить его детей. В конце концов Грыу в тяжелом состоянии оказался в больнице. Репортаж о некогда популярном актере увидела по телевизору молдаванка, библиотекарь Вероника. Она приехала в больницу и забрала Грыу к себе. Сейчас они счастливо живут вместе. Эта история имела очень большой резонанс, судя по нашему сайту, хотя, казалось бы, «что он Гекубе, что ему Гекуба?» Люди писали: «Какое счастье, что есть такие Вероники». Они хотят верить, что все у всех наладится.
Мы также заметили, что сильно растет чувство патриотизма. Это ярко проявляется в комментариях даже к совсем далеким от политики материалам «Каравана историй». Например, очень многих раздражает, если наши звезды рожают детей за границей, учат их где-нибудь в Лондоне или США.
– А как поколение Z реагирует на ваш журнал?
– Спорадически. Вот поставили мы на обложку Ольгу Бузову. И хотя на сайте интеллигентные читатели «заклевали» нас, это были лучшие продажи за последние два года, потому что журнал купили люди, которые никогда раньше в него не заглядывали, – «слишком многа букафф». Вряд ли мы приучим новое поколение читать большие тексты. На этот раз они сделали исключение – ради своего кумира Бузовой. Но они не станут каждый месяц делать такие исключения. Поэтому нужно искать к ним подход, менять форму подачи материала, особенно на сайте.
– Каковы минусы вашей работы?
– Их нет. История каждого человека неповторима. И мы имеем уникальную возможность с каждым новым героем проживать новую жизнь.
– Вас не приглашают на факультеты журналистики вести лекции?
– Звали, и не раз. Я бы с удовольствием пообщалась со студентами. Но у меня очень плохо со временем. В месяц маленькая редакция сдает в печать два двухсотстраничных номера «Каравана» и «Коллекции». С работы ухожу часто уже ночью. Боюсь, что лекции будут срываться по моей вине, а подводить никого не хочется.
– Приходят ли студенты к вам на практику?
– Кто-то приходил, но здесь им просто неинтересно. Наша работа не видна совершенно. Все редакторы работают в удаленном доступе. Раньше я проводила летучки, но сейчас они отменены, поскольку это лишняя трата времени. Конечно же, с замами мы совещаемся, придумываем номера. А редакторы просто пишут и присылают нам тексты.
Поэтому что тут студент увидит? Разрешить ему присутствовать на интервью нельзя. Это может помешать работе: при откровенном разговоре могут присутствовать только двое – герой и журналист. В нашей работе, как на исповеди, – третий лишний.
Практикантам нужны редакции, где жизнь бурлит. Им надо делать новости, бежать на фестивали, приставать с микрофоном к какой-нибудь звезде. А мы, по сути, пишем мини-книги. У нас такая тихая и спокойная заводь. Я даже не имею права поручить студентам какое-то задание, потому что они все завалят. Наш журналист должен уметь слушать и слышать то, что говорит ему собеседник. А для этого необходимо обладать осознанным эмоциональным опытом, многое пережить самому, пропустить через себя.
– Какое будущее ждет печатные СМИ?
– Для «бумаги» настали не лучшие времена. Зато открываются другие возможности. Будущее за интернетом, но там есть свои правила. В сети не любят длинных текстов, скажем прямо, не любят тексты вообще. Поэтому придется искать новые формы подачи информации. Глобальные перемены в мире медиабизнеса неизбежны. Необходимо многое менять, чтобы уцелеть. Жить на сломе эпох непросто, но очень интересно. Что может быть более захватывающим, чем отвечать на вызов нового времени!
Источник: «Новости СМИ». Опубликовано с разрешения редакции.