После более чем 11 лет изгнания несколько негосударственных газет смогли вернуться в госсистему подписки и распространения. Позитивно оценивая этот шаг властей, эксперты отмечают, что серьезного влияния на ситуацию в белорусской медиасфере он не окажет.
В феврале главный редактор газеты «Народная воля» Иосиф Середич был приглашен на встречу с Александром Лукашенко. В их беседе среди прочего были затронуты и проблемы, с которыми сталкиваются негосударственные издания. По словам Середича, Лукашенко пообещал, что у СМИ не будет больше трудностей с доступом к государственной системе подписки и распространения.
«Реабилитация» через 11 лет
Тогда к обещанию отнеслись со скепсисом, но некоторые региональные газеты все же обратились в очередной раз в структуры «Союзпечати» и «Белпочты» с просьбой вернуть издания в подписные каталоги и систему распространения.
Более 11 лет назад, накануне президентской избирательной кампании, около двух десятков негосударственных общественно-политических изданий были выброшены из государственной системы подписки и распространения. Прекращение договоров с газетами в структурах «Белпочты» и «Союзпечати» чаще всего объясняли экономической нецелесообразностью. Независимые комментаторы говорили о политической подоплеке.
Часть этих изданий прекратили свое существование, некоторые смогли создать свои службы распространения, иные перешли в онлайн.
Потом на волне потепления отношений с ЕС в 2008 году в киоски смогли вернуться «Народная воля» и «Наша ніва». Сейчас это удалось еще десятку изданий, среди которых — «Газета Слонімская», «Новы час», Intex-press, «Барысаўскія навіны».
Но эта минимальная уступка негосударственной прессе со стороны власти в целом мало меняет ситуацию в белорусской медиасфере. Чиновники по-прежнему воспринимают журналистов как угрозу стабильности белорусского государства и не хотят признавать их права на свободное получение и распространение информации, особенно в периоды каких-то социальных потрясений в стране.
Репортажи с акций: силовики не церемонились
Свежий пример — репрессии против журналистов, освещавших массовые протесты против декрета о тунеядстве, прокатившиеся по Беларуси в феврале и марте. Белорусская ассоциация журналистов зафиксировала более 130 случаев нарушений прав журналистов, в том числе задержания и административные аресты.
Депутата Анна Канопацкая на прошлой неделе спросила у министра информации Лилии Ананич, какие меры будет принимать министерство, чтобы обеспечить права журналистов, работающих на уличных акциях.
Глава ведомства заявила, что в Беларуси законодательство обеспечивает полное конституционное право граждан как на получение, так и на распространение информации, а также определяет права и обязанности журналистов. По мнению министра, при соблюдении прав журналистов должна учитываться и «работа правоохранительных органов». «Здесь мы должны понимать, что журналистское сообщество в равной степени ответственно за соблюдение мира и спокойствия в нашей стране», — сказала Ананич.
По ее словам, при освещении событий, где «есть работа правоохранительных органов», у журналистов должно быть четкое взаимодействие с пресс-службами.
«Мы будем работать с профессиональными союзами, чтобы надлежащим образом, как говорят, на берегу, все вопросы выяснять. Но если журналист становится участником конфликта, он для правоохранительных органов такой же гражданин. У журналиста нет права быть активным участником конфликтных ситуаций. Он лишь освещает мероприятие, но не должен становиться эпицентром, когда вокруг журналистов накаляются страсти. Мы, к сожалению, видели, что отдельные средства массовой информации были такими катализаторами. И это не является профессиональной деятельностью журналиста», — подчеркнула Ананич.
Влияние печатных СМИ ослабло
Стоит отметить, что журналисты, которых задерживали во время акций протеста, участия в них не принимали, а лишь вели репортажи.
Александр Старикевич, главный редактор интернет-газеты «Салідарнасць» (в свое время издание выходило в печатном виде, но полностью перешло на онлайн-формат после того, как было исключено из госсистемы подписки и распространения), возвращение негосударственных газет в эту систему назвал положительным шагом, который не стоит переоценивать.
«Его влияние будет минимальным, — подчеркнул Старикевич в комментарии для БелаПАН. — Значение системы подписки за минувшие 11 лет существенно снизилось. Думаю, что эти газеты вернули в том числе и потому, что в Администрации президента понимают — этот шаг не приведет к взрывному росту тиражей независимых медиа, печатные СМИ сегодня не настолько широкий охват имеют, как онлайн-медиа».
Этот шаг, считает собеседник БелаПАН, будет позитивно оценен Западом, но для белорусской власти не несет угрозы с точки зрения того, что «массы прочитают всю правду, прозреют и выйдут на улицу».
В целом же ситуацию со СМИ в Беларуси Старикевич оценивает как «катастрофическую».
«С одной стороны, мы снова увидели резкий рост задержаний журналистов, — сказал он. — К счастью, пока этот процесс снова заморозился, снова наступила небольшая оттепель. Но главная, конечно, беда — это экономическое положение большинства негосударственных общественно-политических медиа. Тут все очень печально».
По-прежнему сохраняется дискриминация в отношении негосударственных СМИ, хотя законодательно всем гарантируются равные условия для работы. «И трудно представить, что наши власти вдруг превратятся в поборников свободы слова и по собственной инициативе создадут равные условия для государственных и негосударственных медиа», — отмечает Старикевич.
Дискриминация сохраняется
Медиааналитик Павлюк Быковский предполагает, что возвращение негосударственных газет в систему подписки может быть вызвано необходимостью демонстрировать Западу какое-то продолжение либерализации.
«Но это решение принято тогда, когда оно уже не сильно может восстановить бизнес-процессы в редакциях, которые в свое время потеряли возможность присутствовать в сети распространения. Некоторые издания уже к этому времени стали исключительно онлайн-изданиями или создали свою систему распространения», — сказал Быковский в комментарии для БелаПАН.
Кроме того, подчеркивает эксперт, если брать общемировые тенденции, то сейчас везде уменьшается значение печатных СМИ.
«И возвращение в систему распространения печатных СМИ, пожалуй, уже мало повлияет на молодое поколение, которое не привыкло выписывать и покупать печатные издания. Скорее всего, это не будет тем шагом, который станет раскачивать лодку с точки зрения политики белорусских государственных идеологов, — считает собеседник. — То, что издания вернулись, вероятно, уже не будет сильно влиять на картину предпочтений избирателей в регионе или их поведение во время каких-то акций протеста, потому что значительная часть аудитории новости получает онлайн».
Говоря об общем положении в сфере СМИ, Быковский отмечает, что сейчас нет «процесса закручивания гаек» со стороны властей, но остаются серьезные вызовы, связанные с экономической ситуацией.
«Если по официальным данным белорусская экономика хоть чуть-чуть начала расти, то на рекламном рынке улучшений пока не произошло, — сказал эксперт. — Кроме того, поскольку рекламодатели идут за аудиторией, а не просто увеличивают объемы рекламы, то у нас одна из точек приложения рекламных сил — это телевидение. Другая, более интересная для частных игроков, точка — это интернет. У печатных изданий доля рекламы не увеличивается».
Все идет к тому, отмечает аналитик, что печатным изданиям приходится увеличивать цены на подписку, соответственно они становятся менее доступными для широкой аудитории, «а это ведет к тому, что рекламодатель начинает отворачиваться».
Кроме того, говорит Быковский, сохраняется и дискриминация в отношении негосударственных СМИ. В частности, расценки для государственных и негосударственных медиа на печать и распространение разные.
«В последнее время я не слышал о таких случаях, но ранее периодически были рекомендации (чиновников. — Т.К.) рекламодателям не размещать рекламу в негосударственных СМИ, — сказал Быковский. — Всегда есть внутренний цензор у рекламодателя, и это отыгрывает роль при размещении рекламы в негосударственных изданиях».
Цивилизованные условия для медиабизнеса — пока лишь мечта
Если бы Беларусь захотела продемонстрировать Западу позитивные изменения в сфере СМИ, то, по мнению Быковского, самым безболезненным для власти было бы решить, например, вопрос с аккредитацией вещающего из Варшавы по-белорусски спутникового телеканала «Белсат» и проблему фрилансеров, чтобы они признавались журналистами с соответствующими правами и обязанностями.
«Что касается «Белсата», то он не является таким серьезным противником на рынке именно работы с массовым зрителем, потому что белорусские телеканалы все же более доступны массовой аудитории, чем «Белсат». Но официально открыть корпункт «Белсата» — это было бы красивым шагом. Не менее красивым, чем в свое время открытие корпункта «Еврорадио», — считает Быковский. — И для решения этих вопросов даже не нужно менять законодательство».
В свою очередь Старикевич считает необходимым расширить и облегчить доступ журналистов к информации.
«Степень закрытости наших госструктур достаточно высокая. Порой самую элементарную информацию от них получить невозможно», — подчеркнул собеседник. По его мнению, «здесь дело больше даже не в законе, а в наработанных и применяемых госструктурами практиках».
Для развития СМИ в Беларуси необходимо создать условия, чтобы у них появились внутренние источники финансирования, считает Старикевич. Сейчас их, по сути нет, если не брать в расчет финансирование из госбюджета для государственных СМИ.
«Кроме того, необходимо создавать условия, чтобы бизнес мог и был заинтересован вкладываться, в том числе и в общественно-политические медиа. Но на сегодняшний день все это лишь фантастические пожелания», — резюмировал Старикевич.
Татьяна Коровенкова.
Источник: Naviny.by