Участниками мероприятия стали представители Совета Федерации, Государственной Думы, Министерства связи и массовых коммуникаций, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, региональных департаментов, курирующих деятельность печатных СМИ, ФГУП «Почта России», общественных объединений отрасли, подписных агентств, издательско-дистрибуторских предприятий из различных регионов России.
Заседание вёл председатель Временной комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со средствами массовой информации А.К. Пушков. Сенатор поприветствовал собравшихся на мероприятии и сообщил, что возглавляемая им комиссия получила протокольное поручение от председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко подготовить предложения по поддержке печатных СМИ и представить их в период осенней сессии Верхней палаты парламента. А.К. Пушков отметил, что проект возможных мер по содействию в стабилизации положения на рынке периодики, который ляжет в основу рекомендаций Комиссии, уже разработан в Ассоциации распространителей печатной продукции, и попросил всех присутствующих активно включиться в работу по внесению в него поправок и дополнений.
Основным докладчиком на заседании выступил А.В. Оськин, председатель правления НП «АРПП». А.В. Оськин отметил, что печатные СМИ, которые выстраивают грамотную редакционную политику, могут развиваться и на фоне кризисных явлений в стране, и в условиях возрастания популярности электронного контента. Но при отсутствии хорошего канала доставки своему читателю даже их ждёт неминуемая гибель. И как раз эта проблема является наиболее острой в нашей стране. Докладчик сообщил, что в России система распространения печатных СМИ и книг находится в катастрофическом положении. Отсутствие поддержки со стороны власти и административные барьеры привели в упадок экономику предприятий, реализующих печать. Говоря о розничном канале дистрибуции печатных СМИ, А.В. Оськин проинформировал собравшихся, что в стране на данный момент функционируют лишь 23 000 киосков прессы, которые являются специализированными объектами по продаже периодики, имеющими возможность представлять в своём ассортименте до 1 000 наименований газет, журналов, и книг. Докладчик указал, что под ударом оказалась не только периодика: книжных магазинов в стране в настоящее время меньше, чем в царской России прошлого века, их осталось 1 500. Подписной канал реализации печатных изданий, который для многих отдалённых регионов является единственным способом обеспечения доступа населения к печатному слову и источником культурной грамотности, по словам докладчика, перестал играть роль социально значимой услуги. А.В. Оськин констатировал, что после отмены государственных субсидий ФГУП «Почта России» на доставку подписных изданий, этот способ реализации печатных СМИ пришёл в упадок и пребывает в глубочайшем кризисе: за последние три года подписные тиражи сократились более чем на 40%.
В своём докладе председатель правления НП «АРПП» также выделил ряд документов, которые направлены на поддержку отрасли. К ним выступающий отнёс Постановление Правительства от 9 апреля 2016 года №291, которое строго регламентирует минимальный уровень обеспеченности объектами прессы регионов РФ. Однако, как сообщил А.В. Оськин, данное Постановление выполняется лишь в 40% субъектов РФ и предполагает расчёт норматива обеспеченности не только киосками, но и торговыми площадями для супермаркетов. И в большинстве регионов власти в исполнении данного Постановления идут, скорее, навстречу ритейлу, нежели малому бизнесу. Приказ Минкомсвязи России от 31.07.2013 года №197, по мнению докладчика, мог бы стать хорошим инструментом для регулирования системы розничного распространения периодики в регионах РФ. Но в силу своего «рекомендательного» характера поручение не выполняется ни одним из субъектов страны.
В продолжение своего выступления А.В. Оськин назвал регионы, в которых система дистрибуции периодики благополучно развивается и процветает. В качестве примера он привёл уникальный опыт Липецкой области, где благодаря активной поддержке главы местной администрации О.П. Королёва разрабатываются и открываются новые форматы реализации печатных СМИ – торговые павильоны, а арендная плата за размещение киосков прессы в городе составляет 1 рубль за квадратный метр в месяц. К сравнению, в Москве предпринимателям приходится платить 4 000 рублей и более за квадратный метр аренды киоска в месяц.
В завершение выступления А.В. Оськин сделал вывод, что наиболее эффективным механизмом поддержки индустрии печати в нашей стране может стать экономическое содействие предприятиям, издающим и реализующим периодику, со стороны местной и федеральной власти.
Доклад А.В Оськина вызвал большой интерес среди собравшихся на заседании. В обсуждении выступления председателя правления НП «АРПП» приняли участие: В.М. Джабаров - первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель от законодательного органа государственной власти Еврейской автономной области, А.Б. Тотоонов - заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель от законодательного органа государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, А.В. Горелкин - член комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, Е.В. Часовская – заместитель директора департамента государственной политики в области средств массовой информации Минкомсвязи России, О.А. Дзгоева - председатель комитета по делам печати и массовых коммуникаций Республики Северная Осетия-Алания, А.Г. Орешкин - вице-президент Союза издателей «НАИ» (г. Москва), М.Н. Христофорова - генеральный директор ООО «Медиагруппа «Ситим» (г. Якутск), А.Ч. Касаев – главный редактор республиканской ежедневной газеты «Северная Осетия» (г. Владикавказ), В.А. Дворянов - руководитель службы по связям с общественностью ООО «Межрегиональное агентство подписки» (г. Москва), М.А. Казаков - руководитель департамента по развитию подписных сервисов и дополнительных услуг блока почтового бизнеса ФГУП «Почта России» (г. Москва), В.А. Зайцев – генеральный директор АО «Агентство «Роспечать» (г. Москва), С.В. Лапенков – исполнительный директор Альянса независимых региональных издателей (г. Москва), В.В. Керов – председатель координационного совета Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы (г. Москва), А.В. Федотов – генеральный директор ООО «Нева-Пресс» (г. Санкт-Петербург), Р.Д. Гусейнов – секретарь Союза журналистов России.
В ходе работы заседания поднимались вопросы многократного повышения подписных тарифов ФГУП «Почта России» после отмены государственных субсидий на доставку изданий и государственного регулирования их расчётов, доставки печатной прессы в наиболее отдалённые местности нашей страны, а также поддержки печатных СМИ на языках народностей, проживающих на территории России, обсуждалась отмена рекламы БАДов, алкоголя, табака в печатных СМИ, отмена продажи табака в киосках прессы, возможность поддержки со стороны региональных органов власти системы распространения периодики, были выдвинуты инициативы по созданию системы социально значимых СМИ на национальных языках в регионах, единого центра по координации продвижения подписки на газеты и журналы и многие другие.
Участники мероприятия пришли к единому выводу, что отрасль печатных СМИ, которая по-прежнему играет и будет играть важную политическую, социальную и культурную роль в жизни страны, формирует единое информационное пространство и является одним из ключевых звеньев в системе информационной безопасности России, нуждается в эффективной помощи со стороны властей всех уровней.
В завершение заседания А.К. Пушков предложил создать рабочую группу для подготовки рекомендаций по государственной поддержке печатных СМИ в регионах РФ, которые будут представлены во время осенней сессии Совета Федерации. В рабочую группу были включены А.Б. Тотоонов (в качестве председателя), А.В. Оськин, В.А. Дворянов, М.А. Казаков, А.Ч. Касаев, В.В. Керов, М.Н.Христофорова.
Фотоотчет о мероприятии можно посмотреть по ссылке.
Пресс-служба АРПП