— Конечно, я расстроена изза того, что убрали киоск с прессой на площади Горького, — говорит Евгения Бармина, менеджер. — Да, я знаю, что на площади есть «Главпочтамт» с точкой продаж газет, но я занятой человек: покупала прессу на бегу, мне порой некогда обходить «Главпочтамт» и подниматься по лестнице за покупкой.
— Всегда брала газету на остановке «Кузнечиха 2», — говорит Клавдия Николаевна Гоголева, пенсионерка, — живу неподалеку. Теперь хожу за ней далеко, с моими-то больными ногами. Один табак остался на моей остановке, на газоне стоит практически…
По неофициальным данным, только за последние пару-тройку лет в городе были снесены десятки киосков. Если учитывать, что скоро аналогичная судьба может постигнуть еще 20 киосков в Нижнем Новгороде и Дзержинске, которым на сегодняшний день уже официально отказано в дальнейшем размещении, а по еще многим объектам ситуация находится в «подвешенном состоянии», то перспектива для всего рынка печати рисуется довольно мрачная.
При этом владельцы киосковых сетей констатируют, что в последние пару лет оживилась продажа именно газет — в тех киосках, которые пока еще функционируют. Владелец одной из крупнейших киосковых сетей в Нижегородском регионе ООО «Шанс-Пресс» предприниматель Андрей Тимофеев констатирует: кризис переориентировал нижегородцев с дорогих глянцевых журналов на традиционные газеты.
И хотя интернет развивается стремительно, в последнее время некоторые предпочитают им пользоваться, например, только на работе, не подключая Сеть дома. Пенсионеры же всегда предпочитают экономить. Во время юбилейной акции «НР» в парке Кулибина мы проводили опрос читателей и подписчиков, выясняя, что до сих пор мотивирует их на покупку газеты. Выяснилось, что не только семейные традиции или привычка, но и простая математика. За домашний интернет на протяжении полугода нижегородцы платят в среднем 3 000 рублей. Подписка на газету на те же полгода стоит в среднем 650 рублей (а в период скидок и около 450!)
Так что же потеряют нижегородцы в ситуации повышенного риска ликвидации киосковых сетей прессы, о котором начались тревожные разговоры в издательском мире? Горожане, особенно из категории льготников — дешевый источник новостей и телепрограммы, рекламодатели — хороший носитель с большой аудиторией, ну а местные издательства и, собственно, киосковые сети — работу (в целом это не одна сотня сотрудников).
Долгая процедура
Отметим, что в своих официальных комментариях представители крупной киосковой сети прессы НОАО «Печать» крайне сдержанны.
— Все решения о сносе киосков и их демонтаже проходят на законных основаниях. По всем спорным вопросам переговоры с администрацией всегда ведутся в доброжелательном ключе, и если достигнуть договоренности в досудебном порядке не удается, ситуация получает свое разрешение в суде. Соответственно, все киоски ликвидируются только по решению суда, на основании соответствующего постановления. Надеемся, что в скором времени будут определены новые места для размещения нестационарных торговых объектов, и мы сможем принять участие в конкурсе на право заключения договора, — говорит генеральный директор НОАО «Печать» Михаил Шилков. — Несмотря на непростую ситуацию, мы настроены на конструктив и делаем все возможное для того, чтобы каждый нижегородец имел возможность купить любимую газету.
В своих отзывах о сложившейся ситуации не столь дипломатичны киоскеры, большинство из которых — люди пожилые, торговля прессой — это для них весомая прибавка к пенсии. Причем некоторые киоскеры в прошлом работали в дистрибьютерском менеджменте, поэтому хорошо знакомы с ситуацией изнутри. Они удивлены, что различные инстанции находят множество причин, чтобы киоски убрать, и опасаются, что в результате сети печати в городе просто умрут. «Во-первых, киоски душат штрафами, именно душат, — на условиях анонимности сообщил «НР» один из опытных киоскеров. — Ни для кого не секрет, что продажа печатной прессы — бизнес не высокоприбыльный. Каждый штраф — это уже «маленькая смерть», а киосковую сеть то и дело штрафует та же самая административно-техническая инспекция. Например, ночью на киоске какой-то хулиган нарисует граффити, а утром в офис уже отправлен протокол! Это как?».
А был ли кадастровый номер?
За последние три-четыре года в городе были закрыты киоски на проспекте Гагарина, на площади Горького, рядом с торговым центром «Новая эра», киоск в центре Сормова и множество других. При этом устанавливать новые киоски на других участках предпринимателям никто не мешает — для этого необходимо обратиться в администрацию города с просьбой о включении данного участка в схему размещения нестационарных торговых объектов. Казалось бы: чего проще? Однако на рассмотрение поданной заявки уйдет четыре, а то и шесть месяцев. Затем участок будет выставлен на электронные торги — на данную процедуру может уйти еще месяц. К тому времени сеть рискует остаться без средств в обороте, необходимых на установку нового объекта.
Кроме того, как удалось узнать корреспондентам «НР», причины для сноса и закрытия киосков находятся самые разные. Например, какой-то объект не сумел вписаться в норматив по удаленности от входа в метро — так случилось с киоском возле торгового центра «Новая эра». Другой перестал соответствовать нормам противопожарного разрыва (стоял слишком близко к дому), третий оказался на несуществующем земельном участке, которому даже не присвоен кадастровый номер.
С кадастровыми номерами сейчас вообще началась непонятная «катавасия». Взять, к примеру, киоск на проспекте Гагарина 108. Согласно решению суда, договор, заключенный с администрацией города, был признан незаключенным, так как не определен предмет договора. А предмет договора не определен потому, что у земельного участка, как выяснилось, отсутствует кадастровый номер. Точнее он есть, но у большего земельного участка, в границах которого располагается маленький участок, занимаемый киоском. Ну, разве не смешно? Аналогичная ситуация произошла и с киоском на улице Коминтерна — администрация просто сняла этот участок с кадастрового учета в одностороннем порядке.
Традиционный сувенир
В числе негласных причин, по которым городские власти начали активно отказывать предпринимателям, распространяющим прессу, в заключении договоров, последние называют Чемпионат мира по футболу-2018. Якобы киоски прессы поставили в один ряд с объектами нестационарной торговли, уродующими внешний вид города.
В таком случае, во-первых, непонятно, почему на места снесенных печатных киосков благополучно встают ярко разукрашенные ларьки фаст-фуда или табачных изделий, которые в схему размещения нестационарных торговых объектов вписываются без всяких бюрократических проволочек?
Во-вторых, именно владельцы киосковых сетей в свое время первыми начали приводить свои объекты в порядок, и сегодня их вид не сравним с киосками из других сфер торговли.
А в-третьих, нелишним будет и вспомнить, как торговля прессой организована во всемирно признанных туристических городах. Например, в Париже, Риме или Праге, где именно в историческом центре, в самых проходимых местах можно купить местную прессу. Газетами торгуют у самого входа на ватиканскую площадь Бернини! Привезти из поездки газету на местном языке с местными новостями любят многие туристы.
В договоре отказано
— Если ситуация не изменится, то в июле моя компания будет находиться уже в банкротном состоянии, — говорит владелец сети ООО «Шанс-Пресс» Андрей Тимофеев. — А ситуация следующая: из 84 моих объектов по 37 киоскам мне не продлили договора. Заявка на пролонгацию договора была направлена в департамент экономического развития, предпринимательства и закупок еще в октябре 2016 года. Договора действовали до 31 декабря 2016 года. По всем 37 объектам мною был получен отказ. Что это означает? Это означает, что данные объекты стоят незаконно, а если они стоят незаконно, с ними что делают? Их просто сносят. В нашей деятельности мы руководствуемся двумя главными документами: Постановлением администрации города Нижнего Новгорода №4344 «Разработка и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Нижнего Новгорода и Постановлением администрации Нижнего Новгорода №4345 «Заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории Нижнего Новгорода». Это два наших главных постулата. Аналогичные документы действуют и в Москве, но столичные власти почему-то гораздо более активно идут навстречу бизнесу, который, не будем забывать, выполняет и социальную функцию. Для киосков с печатью там действуют определенные послабления. Например, такой нестационарный объект торговли может располагаться в охранной зоне газопровода. Москва делает такие исключения для киосков с прессой, потому что они не оборудованы пожароопасной техникой для приготовления еды, как киоски с фаст-фудом. Почему бы подобный подход не ввести у нас? — задается вопросом Андрей Тимофеев. — Конечно, для внесения поправок в существующие Постановления необходим предварительный всесторонний и конструктивный диалог.
Именно поэтому данный вопрос предприниматель намерен поднять на высшем уровне. По инициативе Андрея Тимофеева в Торгово-промышленной палате Нижегородской области будет организован круглый стол, на который будут приглашены все заинтересованные стороны: сами предприниматели, представители администрации Нижнего Новгорода и депутаты городской Думы. Именно к последним владелец киосковой сети намерен обратиться с предложением корректировки и изменения действующих регламентов. Найдут ли предложения предпринимателей понимание у представителей власти — покажет время. «Нижегородский рабочий» будет следить за развитием событий.
Иван Столетов
Источник: «Нижегородский рабочий».