Никого не нужно убеждать, что развитие информационного сообщества России, является одной из важнейших задач государства. Тому подтверждение поручение Президента РФ В.В. Путина в мае 2015 года Правительству РФ о необходимости разработки предложений и реализации программы поддержки региональных СМИ. За двухлетний период данное поручение не исполнено.
Кроме того, в ряде регионов России сложилась катастрофическая ситуация с обеспечением информирования населения о работе органов региональной и федеральной власти. Есть множество сигналов с мест от издателей о том, что местные общественно-политические газеты не доходят до подписчиков или доходят с большим опозданием. А интернет в российской «глубинке» развит далеко не столь же хорошо, как в Москве. С таким стилем работы «Почты России» население может узнать о президентских выборах позже, чем они состоятся.
Важнейшими видами распространения прессы в регионах являются розничные продажи через газетные киоски, магазины и подписка через государственное предприятие "Почта России".
Необходимо отметить, что в настоящее время печатные СМИ по-прежнему доминируют на информационном рынке России. Если аудитория электронных СМИ в России не превышает 10 миллионов человек, то печатную прессу читают не менее 80-90 миллионов человек. Многие наши граждане продолжают активно подписываться на печатные газеты и журналы. Однако, в последние годы аудитория печатной прессы начинает стремительно сокращаться по причине разрушения традиционной системы распространения. Гиперактивными шагами сокращается розничная сеть распространения прессы, каждый день в России закрывается десять киосков прессы. В подписке стоимость почтовой доставки выросла настолько, что от нее стали отказываться самые преданные подписчики, которые подписывались десятилетиями. К сожалению, в России до настоящего времени не сформировалось альтернативного инструмента доставки печатной прессы по подписке и главным инструментом по прежнему остается ФГУП "Почта России".
Не смотря на предпринимаемые меры ФГУП "Почта России" стабилизировать резкое падение подписных тиражей, способом продвижения подписки путем временного снижения цен "декад подписки", представления скидок на почтовый тариф, получаемая издателями включенных в список Экспертным советом по региональным СМИ при Минкомсвязи, проведения всевозможных акций "Почтой" и подписными агентствами, но с 2014 года , когда было трехкратное повышение тарифа на подписку и до настоящего времени рынок подписки стабилизировать не удалось.
3 апреля 2017 года в рамках журналистского форума Общероссийского народного фронта (ОНР) "Правда и справедливость" обсуждался вопрос неадекватного роста почтовых тарифов по подписке. Издатели обращались во время форума к представителям федерального почтового оператора с вопросом о том, почему при инфляции в 4 % Почта России со второго полугодия 2017 года увеличила свои базовые тарифы на 10 % и лишает льгот еще на 10 % социально значимые издания, то есть на 20 % повышения.
Еще ранее Союз издателей НАИ предлагал рассмотреть инициативу о передаче вопроса разработки "Методики формирования тарифа по подписке и доставки периодической печатной продукции" в ведение Правительства РФ или уполномоченного им государственного органа.на наш взгляд , почтовый тариф по подписке - это важнейшая проблема российского рынка подписки
После отмены государственного субсидирования подписки в 2014 году, трех кратного увеличения почтовых тарифов на доставку и связанного с этим кратного сокращения подписных тиражей рост тарифов по подписке не остановился. В 2015 и 2016 годы ФГУП "Почта России" еще дважды повышала тарифы по подписке на десять процентов. К чему это привело. Подписные тиражи , собранные во время подписной компании на первое полугодие 2016 года , сократились на 5,4 % по сравнению с подписной кампанией на первое полугодие 2015 года. А тиражи , собранные во время подписной кампании на первое полугодие 2017 года , сократились еще на 11,1 %. Очевидно, что темпы сокращения издательских подписных тиражей снова ускоряются, пропорционально росту почтовых тарифов. При этом, предпринятое ФГУП "Почтой России" повышение подписных тиражей приходиться признать избыточным.
По данным Росстата официальный уровень инфляции в РФ за период с 2008 года (когда было введено государственное субсидирование подписки) по февраль 2017 года составил 86,5%. Но рост тарифов ФГУП "Почта России по подписке и доставки периодической печатной продукции в тот же период составил 214%.
Такой значительный рост тарифов по подписке ведет к сокращению периодичности выхода печатных изданий, сокращению количества полос, перехода издателей в электронный формат, сокращению персонала издательских домов, закрытию новых проектов
При этом, представители почтового оператора при расчете все увеличивающихся тарифов ссылаются на "Методику формирования и применения тарифов на услугу по приему заказов от клиентов на подписку и доставке газет и журналов", утвержденную распоряжением предприятия от 28.06.2007 г. № 82-р(актуализирована 21.05.2012 г. № 3.2.2.-05/5.
Изучение вышеуказанной "Методики" не позволяет сделать однозначный вывод в пользу "почтовой точки зрения". По сути, указанная "Методика" - это внутренний документ, основывающийся на прогнозных критериях и условных расчетах себестоимости различных этапов оказания услуги по подписке. При желании, в формулы могут быть включены показатели абсолютно любых косвенных затрат, не обязательно связанных с оказанием услуг по подписке и доставке изданий.при этом, проверить реальность этих затрат не представляется возможным. А в некоторых формулах и вообще используется коэффициент уровня рентабельности, связанной с почтовой инвестиционной политикой. Другими словами, в указанной "Методике формирования и применения тарифов на услугу по приему заказов от клиентов на подписку и доставке газет и журналов" расходы на обеспечение доставки подписных изданий невозможно разграничить со всеми прочими расходами почтового оператора.
Действующая Методика расчета тарифов ставит региональные издания в худшее положение относительно федеральных. Если у федералов после 3-х кратного повышения почтовых тарифов в 2014 году доля услуг связи в подписной цене превысила, в среднем, 50%, то у регионалов она стала от 60-70% и выше. Между тем, по статистике, в регионах люди читают, в первую очередь, региональную прессу. За последний год «Почта» пошла на ликвидацию льготного спецтарифа для районных газет (с 25%-ой скидкой). Говорится, что, якобы, все районки входят в льготный список Экспертного совета по региональным СМИ. Вот только по факту это не так. Были скидки и для всех региональных изданий при тираже от 5 тысяч экземпляров. Их также отменили.
Таким образом, мы считаем необходимо введение регулирования тарифов по подписке и доставки периодических печатных изданий федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Которые должны быть максимально прозрачными для всех участников рынка подписки.
Кроме того необходимо отметить, что до настоящего времени не исполняется документ Минкомсвязи обязывающий проводить ФГУП " Почта России" общественное обсуждение любого изменения связанного с тарифами по подписке. По факту , такие мероприятия не проводится даже на уровне Общественной палаты.
Считаю, что принятие вышеуказанных предложений могут стать гарантом стабильности рынка распространения периодических печатных изданий. При этом , решить существующие проблемы возможно лишь совместными усилиями всех участников отрасли, при поддержке государства.