Современные проблемы рынка распространения прессы, во-многом, связаны с тем, что в неблагоприятных экономических условиях некоторые участники рынка стали забывать о социальной значимости медиабизнеса. Слава богу, это явление не стало всеобщим. Есть издатели, регулярно публикующие патриотические, духовно-нравственные, образовательные и иные социально-значимые материалы. Есть и социально ответственные распространители печатной прессы.
Один из таких распространителей - «Межрегиональное агентство подписки», которое я представляю. Мы работаем со всеми печатными СМИ, обеспечивая им равный доступ к каналам распространения, в том числе в отдаленных районах России. Для социально значимых печатных СМИ, публикующих духовно-нравственную и патриотическую информацию, наше агентство неизбежно становится ведущим партнером, потому что большая часть их тиражей распространяется по подписке.
Кроме того, агентство дает возможность регулярного доступа к свежей информации для жителей отдаленных районов страны, жителей сельской местности и малообеспеченных слоев населения, как правило, не имеющих регулярного доступа к интернет-ресурсам. Иными словами, мы занимаемся социально значимым бизнесом. И наша работа косвенным образом также влияет на успешность духовно-нравственного воспитания в нашей стране. Агентство стремится развивать активное чтение качественного контента, в том числе духовно-нравственного, потому что уход человека в «легкое» развлекательное чтение, - с отказом от чтения серьезных журналов и газет, публикующих духовно-нравственные материалы, - это первый шаг к тому, чтобы перестать читать вообще. Уход в интернет, в социальные сети, где также доминирует «легкий» контент, это также своеобразный уход от чтения.
Сегодня в России очень остро стоит проблема интернет-контента, влияющего на молодежь. Во время недавних слушаний о молодежной политике от ряда их участников звучали слова о том, что «интернет мы проиграли». Но во всем мире положительный контент в интернете развивается командами печатных СМИ. Собственно, оппозиционные интернет-порталы в России также создаются «печатными» журналистами. Например, начало запрещенному Роскомнадзором «Ежедневному журналу» было положено командой печатного журнала «Итоги».
Но вот у патриотических, духовно-нравственных и иных печатных СМИ, публикующих положительный контент, - необходимый и для правильного воспитания молодежи, - нет сегодня возможности инвестировать в развитие в интернете. Наше агентство помогает им это сделать, запустив проекты Vipishi.ru и VipishiSmart. Совершенно бесплатно включаем издателей в эти проекты, помогаем им освоиться в интернете и в виртуальной среде пользователей смартфонов и планшетов.
Стараемся также поддерживать такие издания, создавая им льготные условия для участия в подписных кампаниях. Например, агентство поддерживает вот уже много лет липецкую детскую газету «Золотой ключик», саранская детская газета «Колокольчик на радость детям», тольяттинский детский журнал «Ставроша», белгородская детская газета «Шкатулка путешествий». Есть среди тех, кого мы поддерживаем, и издания на национальных языках. Например, удмуртское детское издание «Зечбур! / Здравствуй!». Мы бесплатно включаем их в каталог и даем существенную скидку на все услуги агентства.
Мы активно помогаем также изданиям для инвалидов, материалы которых поддерживают людей с ограниченными возможностями. Например, ряд лет агентство поддерживает кубанские издания для инвалидов «Солнышко» и «Рассвет», нижегородскую газету «Здравствуйте, люди!», пермскую «Здравствуй!».
От частных случаев поддержки переходим сегодня к комплексным проектам. В частности, весной этого года стартовал совместный проект продвижения с православным духовно-нравственным журналом «Фома». «Межрегиональное агентство подписки» вместе с журналом «Фома» организовало, в рамках подписной кампании на второе полугодие 2017 года, акцию бесплатной подписки для кадетских корпусов России. Обсуждаем акции с другими издателями духовно-нравственной, исторической, патриотической тематики.
Но очевидно, что без поддержки государства нам проблему не решить. Необходима, в первую очередь, законодательная поддержка. Поддержка на уровне льгот для социально значимых издателей и социально ответственных распространителей. Если удастся это сделать, если государство начнет поддерживать издателей, публикующих социально значимый контент и распространителей, всячески поддерживающих таких издателей, тогда нас будет реальный шанс переломить негативную ситуацию в информационной сфере. В том числе – в интернете. А задача эта крайне важная. Речь идет не о выживании даже издательского бизнеса. Не о сохранении важной части национальной культурной традиции, которой является, несомненно, печатная пресса. Но о влиянии на умы молодежи. Важность этой задачи, особенно в свете роста деструктивных настроений у молодежи, очевидна.
Проблемы издателей и распространителей прессы едва ли возможно решить в процессе круглого стола. Работа должна вестись на базе Совета Федерации и Государственной Думы РФ, в специальных рабочих группах, с привлечением экспертов медиарынка.