Ограничения на работу супермаркетов в выходные и праздничные дни нанесёт большой удар по экономике и интересам граждан

В Совете Федерации готовится законопроект, запрещающий гипермаркетам работать в воскресные дни в круглосуточном режиме, а также ограничивающий время их работы по субботам. Инициатором законопроекта выступил первый зампред комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский.

Он отметил, что проект поправок в закон «О торговле» планируется внести в Госдуму уже осенью. Руководители государственных органов, общественных организаций и коммерческих предприятий высказали множество критических высказываний по этому поводу. PlanetaSMI.RU сделала подборку некоторых их них.

Виктор Евтухов, заместитель Министра промышленности и торговли РФ:

– Поздние часы работы магазинов в России — преимущество для потребителя, соответствующий запрет в Европе сейчас, наоборот, постепенно ослабляется ради удобства людей.

Запрет на ночную работу и работу в выходные — не повсеместная практика. Самое главное — в странах Запада и Азии очень широко развита несетевая розница, которая в России зачастую подавляется административно. Да и сама торговля развита гораздо больше, чем в России.

За минувшие семь лет количество рынков сократилось в три раза. Очень сильно сократилось количество киосков и павильонов. Нельзя одной рукой «зажимать» малые форматы, а другой пытаться как-то ограничить сети.

Введение ограничений времени работы магазинов крупных торговых сетей может привести к росту цен, а также, по оценке отрасли, к потере порядка 300 тысяч рабочих мест в розничной торговле.

Александр Калинин, президент организации малого и среднего бизнеса «Опора России»:

– В некоторых маленьких поселках на весь район одна «Пятерочка» или «Монетка»... <...> Местные предприниматели работают по франшизе крупных сетей — и не очень понятно, как быть в этом случае.

Владлен Максимов, президент Коалиции киоскеров:

– У малого бизнеса есть две главные проблемы: нехватка площадей и административное давление. Проблема с сетями стоит на десятом месте.

Станислав Черкасов, президент ПАО «Соль Руси»:

– В масштабах потребительского рынка это будет очень плохо, так как приведет к росту цен. Неизвестно, как отреагирует на такое положение вещей и без того измученное постоянными подорожаниями население.

За счет чего гипермаркеты могут держать низкие цены и предлагать демпинг — за счет оборота и собственных логистических цепочек. Малые магазины никогда не смогут предложить покупателю ничего подобного, чтобы выжить: платить поставщикам, налоги, аренду, зарплату персоналу и иметь хоть какую-то прибыль, такие магазины должны держать достаточно высокие цены. К тому же маленькие магазины никогда не смогут обеспечить большого ассортимента, который предлагают гипермаркеты.

Полина Кирова, директор по развитию ТМ «Рыбсеть»:

– Так как продуктовые магазины, находящиеся в жилых домах, ограничены в работе в ночное время, маловероятно, что именно эта часть законопроекта окажет влияние на продажи малого бизнеса. У большего числа маленьких продуктовых отделов продажи после 21.00 составляют максимум 5-7% от всего дня, а на некоторых после 21.00 продаж и вовсе нет. Конечно, эти показатели сильно зависят от специфики продукции, но в продуктовом ритейле эта ситуация наблюдается повсеместно.

Ограничение времени работы гипермаркетов в выходные дни, с другой стороны, может положительно повлиять на продажи продуктового стрит-ритейла. Возможно, покупатели будут делать выбор в пользу магазинов формата «у дома», если покупки в гипермаркетах в выходные дни станут для них менее удобными. Впрочем, если речь идёт о том, что гипермаркеты будут закрывать на час-два раньше, чем обычно, это не окажет никакого влияния, разве что сместит покупательский трафик в гипермаркетах на ранее время.

Ярослава Усатова, менеджер региональных продаж ТД «Кондитер»:

– Помогать малому бизнесу путем ущемления большого — все равно, что регулировать среднюю температуру по больнице.

По сути, получаем искусственное ограничение конкуренции и рукотворный «совок» в отдельно взятых жилых кварталах. Торговая наценка несетевой розницы — 25%, средняя наценка сетей — 10%. Вряд ли с обновлением закона «О торговле» доходы населения в одночасье увеличатся на 15%. Время работы магазина «у дома» зачастую привязано к разрешенному времени торговли спиртным, то есть до 23:00.

Таким образом, под защиту закона «О торговле» попадают ограничение по ассортименту, более высокий ценник и произвольное время работы несетевого ритейла. Годных плодов ожидать не стоит. Снижение конкуренции в сфере услуг ведет только к снижению качества услуг.

Учитывая, что якорные арендаторы, которыми являются гипермаркеты, формирую трафик для ТРК в целом, потери понесут и ТРК. Давайте подумаем, есть ли смысл семье выезжать в Мегу в воскресенье, если в Икее в этом месяце уже были, а Ашан все равно закрыт?

Что касается малого бизнеса, то ему помогут ориентация на клиента и разумное налогообложение.

Екатерина Редина, руководитель по работе со СМИ ГК «Дикси»:

– Продуктовый магазин — социальный объект, он должен быть доступен покупателю, в том числе в выходные дни и вечерние часы.

Люди идут в магазины поздним вечером не только за сигаретами и энергетическими напитками. Около 70% всех ночных продаж происходит до часу ночи, а абсолютным лидером продаж в период с 23 до 6 часов утра во всех регионах являются свежие овощи и фрукты. На втором месте среди ночных продаж в Москве находятся сигареты. В летний сезон интенсивность ночных продаж на 70% выше, чем зимой.

***

Исследование ВЦИОМ

1.Не менее 80% граждан РФ не поддерживают инициативу о введении ограничений работы супермаркетов в выходные дни.

2.Практически 70% респондентов считают, что такие ограничения создадут огромное количество неудобств.

3.39% граждан России считают, что ограничение приведет к поднятию цен в маленьких магазинах и на рынках из-за отсутствия конкуренции. В то, что цены снизятся, а качество жизни людей улучшится, верят 25%.

4.Три четверти населения не считают, что смогут сэкономить, приобретая продукты на товарных базах и пригородных рынках.

5.Большинство считает, что государственное регулирование может привести к недостатку магазинов на рынке, а 28% опрошенных считают, что могут пропасть продукты на прилавках. 56% опрошенных не готовы мириться с уменьшением числа магазинов.

6.О роли государства в обеспечении доступности продуктов и низких цен для малообеспеченных категорий жителей говорят 27% опрошенных, о поддержке как больших, так и маленьких поставщиков — 20%.

***

Ограничения на работу супермаркетов за рубежом

В Италии в последние годы появилось больше возможностей приобрести продукты питания в неурочное время. До кризиса 2008 г. львиная доля супермаркетов и частных лавок работала в режиме с 9.00 до 13.00 и с 16.00 до 20.00, закрываясь на Рождество и Пасху. В последние годы под влиянием снижающегося потребительского спроса и растущей конкуренции ситуация стала меняться. Воспользовавшись тем, что супермаркеты закрыты по несколько часов в течение дня и не работают поздним вечером, предприимчивые иммигранты стали открывать по всей стране свои мини-маркеты. Несмотря на то, что в них продаются товары с большой наценкой, эти магазины пользуются популярностью. Супермаркеты, конечно же, спохватились, и теперь почти в каждом районе есть хотя бы один гипермаркет, работающий в режиме 24/7.

Во Франции довольно строгий режим работы торговых предприятий. Как правило, они открыты по будням с 9.00 до 19.00-19.30. Гипермаркеты закрываются позже — в районе 21.00. Круглосуточных не существует как класса. До недавнего времени магазины, как небольшие бутики, так и супермаркеты, по воскресеньям и праздничным дням были закрыты. Этого в послевоенные годы добились профсоюзы, которые считали, что право на отдых касается всех трудящихся без исключений. Однако ситуация изменилась после бунта владельцев магазинов на Елисейских Полях, где обычно бывает много туристов, которым по воскресеньям приходилось лишь разглядывать витрины. Отныне в крупных и курортных городах Франции определены туристические зоны, где магазины работают по воскресеньям допоздна.

В Японии большинство магазинов, а также небольших лавок с овощами и фруктами закрываются в 18.00-19.00. Исключение составляют огромные торговые центры, которые заканчивают работу на несколько часов позже и обслуживают клиентов до 22.00 или 23.00. Преимущественно это универсамы или магазины, торгующие электроникой и бытовой техникой. Почти в каждом населенном пункте Японии имеются так называемые «комбини» с круглосуточным режимом работы. Это магазины шаговой доступности, где можно приобрести товары первой необходимости, готовые наборы питания, некоторые продукты и даже недорогую одежду (рубашки, галстуки, носки и пр.) — в Японии, где в каждой фирме строго соблюдают дресс-код и внимательно следят за внешним видом сотрудников, все это может пригодиться.

Татьяна Цыбина, эксперт Ассоциации распространителей печатной продукции

Источник: PlanetaSMI.