Медвежья услуга рынку периодики

«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет», – сказал классик, и был абсолютно прав. Если проанализировать современные российские проблемы, станет очевидно, что нередко они прорастают из полной рассогласованности действий различных ветвей власти. Не скажем за все отрасли народного хозяйства, но в сегменте издания и распространения печатной продукции с такими явлениями сталкиваются часто. Из последнего – законопроект об ограничении времени работы ретейла, а именно супер- и гипермаркетов.

Ни для кого не секрет, что Ассоциация распространителей печатной продукции много лет ведет борьбу за сохранение в нашей отрасли специализированной розницы, в частности киосков прессы, и, казалось бы, именно этот законопроект может стать в такой борьбе хорошим подспорьем. Однако мы считаем его чрезвычайно вредным, и постараемся подробно объяснить, почему.

Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский в конце марта предложил ряд поправок в закон о торговле. Проект предполагает запрет на работу ретейлеров в воскресные дни, по субботам после 16.00, в вечерние и ночные часы. Цель такого ограничения, по заявлению автора поправок, – привлечение покупателей в так называемые «магазины у дома», то есть поддержка малого бизнеса.

Распространители печатной продукции, кровно заинтересованные в развитии именно малого бизнеса, поддержали бы этот проект, будь он создан хотя бы десять лет назад. Однако сегодня, после многих лет планомерного уничтожения малого бизнеса по всей стране под видом «окультуривания» торговли, такой закон может принести всем только вред.

Ретейл сегодня является вторым по значимости каналом распространения печатной продукции. В 2016 году через сетевые магазины распространялось 35% розничных тиражей, или 22% от общих тиражей (включая подписные). В стоимостном выражении объемы продаж прессы через ретейл составили 42% от розничных продаж, или 30% от общих продаж (включая подписку).

Структура розничного рынка распространения прессы

Число магазинов сетевого ретейла, где представлена пресса, может увеличиться к концу года еще на 5%. Притом что количество киосков и павильонов прессы, вероятно, сократится до 20 тыс.объектов. В итоге доля сетевого ретейла в продажах периодики может вырасти еще на 4-5% до 2018 года.

По данным ВЦИОМ, текущий спрос населения сосредоточен в целом на сетевых магазинах: более 70% опрошенных заявили, что большую часть необходимых продуктов питания приобретают именно в сетевой рознице. А из исследования AdIndexMarket следует, что выручка в сетевом ретейле распределяется так: 50% приходится на рабочие дни, 50% – на субботу, воскресенье и праздничные дни.

Ретейлеры подсчитали, что каждая пятая покупка содержит позицию из ассортимента печатной продукции (пресса или книги). Эксперты, оценивая потери от введения ограничений, называют цифры в 15-20% по продовольственным товарам, в 35-40% по непродовольственным товарам. Печатная продукция относится к непродовольственным товарам, и поэтому вполне можно ожидать сокращения продаж тиражей на 35% минимум, а по ряду форматов магазинов – до 40%.

Оценка потерь по продажам прессы от введения ограничений на торговлю с субботу и в выходные дни

Оценка потерь по продажам прессы от введения ограничений на торговлю с субботу и в выходные дни 

Если рассматривать структуру продаж прессы в сетевом ретейлепо форматам, то она выглядит так: 15% – гипермаркеты, 39% – супермаркеты, 21% –формат «магазин у дома», 26% –дискаунтеры, 9% – остальные форматы. 

Структура сегмента рынка прессы в FMCG

Струтктура сегмента рынка прессы в FMCG

Следовательно, не менее 50% объектов ретейла(супермаркеты и гипермаркеты), реализующих прессу, скорее всего попадут под ограничения. А в объектах малого бизнеса, торгующих продуктами питания, точек с прессой нет. И велика вероятность, что даже с введением запрета для супермаркетов не будет – такие магазинчики не готовы включать в ассортимент периодику из-за невысокой рентабельности и высоких трудозатрат при ее реализации. 

Все это означает, что в субботу, в воскресенье и праздничные дни доступ населения к прессе будет значительно ограничен.

Надо отдать должное – многие в правительстве высказались против этого законопроекта: вице-премьеры Игорь Шувалов и Аркадий Дворкович, представители Минпромторга, Минсельхоза, Федеральной антимонопольной службы. Даже Ирина Яровая, возглавляющая рабочую группу, от имени которой проект планируется выносить осенью на рассмотрение, назвала инициативу «странной».

Однако несмотря на такое неприятие проекта его автор не сдается. В середине апреля, демонстрируя якобы смягчение поправок, он предложил отдать право введения таких ограничений регионам.

Разумеется, апологеты этого подхода ссылаются на опыт многих стран мира, где подобные запреты действуют уже много лет. И, конечно, игнорируют тот факт, что торговая сеть в этих странах гораздо плотнее, чем у нас. А наравне с временем работы магазинов жестко регламентируется рабочее время всех прочих трудящихся. В России же сторонники сенатора Лисовского предлагают гражданам самостоятельно изменить график работы, чтобы все успевать. Страшно далеки они от народа! Да и если говорить о праве регионов накладывать или нет запреты на магазины: как только земли Германии получили такое право, во многих из них запреты были смягчены или вовсе сняты.

Иными словами, законопроект, безусловно, вредный. Трудно представить, что он может принести пользу какому-то сегменту рынка. Напротив, скорее мелкая розница потеряет значительную долю тех потребителей, что привлекает сейчас, – стараясь экономить и в поисках более широкого ассортимента товаров граждане начнут чаще посещать супер- и гипермаркеты в будни. А наносить такой удар по распространению прессы в преддверии президентских выборов просто преступно. 

Дмитрий Мартынов, президент НП «АРПП»

Александр Оськин, председатель правления НП «АРПП»

Источник: журнал «Новости СМИ» № 13 (462).