Медиарынок Владимирской области: курс на развитие

Местный медиарынок, несмотря на финансовые трудности, старается идти в ногу со временем. Владимирские журналисты с радостью участвуют в профессиональных тренингах и уделяют большое внимание развитию своих изданий в интернет-пространстве.

Власть Владимирской области всячески старается поддержать местных работников СМИ, поощряя лучших журналистов премиями и устраивая для них различные семинары.

«За это нам нужно отдать должное и высказать слова благодарности нашему комитету по взаимодействию со СМИ администрации Владимирской области, потому что они часто проводят какие-то встречи и тренинги, приглашают к нам журналистов из области. И это нам помогает, потому что приезжают федеральные спикеры и проводят лекции и мастер-классы. У нас в области такое часто практикуется, и мы все с удовольствием приезжаем и участвуем», – объясняет главный редактор газеты «Новый город Александров» Александр Меньшиков.

Например, в 2016 году в городе Доброграде Владимирской области прошел медиафорум «Региональные СМИ на пути к эффективности и конкурентоспособности», на котором эксперты из разных регионов поделились своими знаниям с местными журналистами. НСМИ попросили главного редактора сайта Ikovrov.ru Татьяну Ткаченко поделиться своим мнением о важности таких мероприятий. «Безусловно, такие форумы нужны. Там делились опытом и какими-то профессиональными секретиками. Конечно, послушать людей, которые знают больше чем ты, здорово», – говорит Татьяна.

Важно сказать, что в регионе есть, где поучиться журналистике не только взрослым, но и самым маленьким. Для детей тоже в области существуют различные студии, в которых проводят познавательные занятия. Например, один из самых интересных журналистских проектов для детей с 2005 года существует в Коврове – это школа телевидения для детей, в которой учат брать интервью и пользоваться камерой. Надо отметить, что данный проект помог многим ребятам определиться с будущей профессией и полюбить журналистику.

Также во Владимирской области выпускаются и печатные издания для молодежи, например, газета «Студенческий день». Но, конечно, местным газетам все тяжелее конкурировать с интернетом, а также с журналами, которые издаются в столице.

«Мобильные во всех отношениях молодые люди сейчас ищут источники информации в основном в интернете», – уверяет председатель Союза журналистов Владимирской области Александр Карпилович.

«Люблю щупать страницы»

Действительно, сайты все больше и больше завоевывают местную аудиторию. В рейтинге среди городов, лидирующих по читаемости региональных интернет-СМИ, Владимирская область находится на 45 месте. По мнению Татьяны Ткаченко, это связано с тем, что в регионе очень любят читать новости в онлайн-формате: «На данный момент в приоритете сайты, а не газеты и телевидение. Сейчас, например, многие отказываются от кабеля. Все идут в интернет. Сейчас есть такая тенденция: многие газеты создают себе сайты, чтобы дублировать туда материалы. И я, безусловно, сожалею об этом, потому что не люблю читать в онлайн. Я люблю щупать страницы».

НСМИ решили поговорить с экспертами из Владимирской области о нынешнем состоянии печатной прессы, о ее проблемах и будущем.

«Ритм нашей жизни предполагает более мобильные источники информации. Рано или поздно взять в руки прекрасную газету и испытать удовольствие от тактильных ощущений станет удовольствием рафинированной публики», – уверен Александр Карпилович. Эти слова кажутся приговором, если учитывать тот факт, что Владимирская область сейчас занимает 65 место в рейтинге по плотности подписных тиражей на первое полугодие 2017 года. Это не очень хороший показатель, поэтому мы поинтересовались, пытаются ли владимирские газеты участвовать в акциях, направленных на увеличение подписки, чтобы изменить сложившуюся ситуацию.

«Мы все плотно сотрудничаем с «Почтой России». Предоставляем определенные скидки на декады подписки. С удовольствием даем скидки ветеринарам и пенсионерам. Конечно, у нас имеются и проекты, в которых есть поощрительные подарки. Также мы участвуем в акциях «Почты России» в предоставлении скидки на досрочную подписку. И, конечно, все дает определенный толчок развитию изданий», – объясняет Александр Меньшиков.

«Наши главреды прекрасно владеют всем инструментарием по привлечению подписчиков, а сокращение подписных тиражей – известная проблема наших коллег, которые постоянно встречаются с ней», – говорит Александр Карпилович.

Еще одной серьезной проблемой печатных СМИ является маленькое количество киосков в регионе. Хотя по официальным данным Владимирская область находится на 22 месте в рейтинге по обеспеченности населения газетными киосками, на деле картина не так радужна. Торговых точек не хватает. «Во Владимирской области с киосками проблема. Если брать, например, тот же Александров, где мы располагаемся, то у нас, к сожалению, крайне мало киосков – где-то киосков двадцать на весь район. Еще и поэтому мы пошли на такой шаг, чтобы бесплатно распространять нашу газету, потому что мы бы не продали такой тираж, какой у нас имеется», – говорит Александр Меньшиков.

Об обстановке на медиарынке

Но важно отметить, что печатные СМИ во Владимирской области, несмотря на все сложности, продолжают держаться на плаву. Даже финансовые трудности, вызванные кризисом, не смогли их заставить уйти с медиарынка. «У нас никто не закрылся. За исключением одной городской газеты, которая закрылась в позапрошлом году, но, собственно, говоря, это была единственная потеря, связанная с кризисными явлениями. И во многом закрытие объяснялось не очень грамотным менеджментом этого издания. А все остальные СМИ остались и существуют, но общая их проблема – снижение рейтингов», – объяснил Александр Карпилович.

НСМИ поинтересовались и у Александра Меньшикова последствиями кризиса.

«В том году, когда мы открылись, в городе было четыре газеты, – говорит Александр, – а сейчас только три. Конечно, кризис коснулся всех – и печатных СМИ, и телевидения».

Но во Владимирской области, как и в других регионах, самой главной проблемой является сокращение рекламного рынка, однако здесь надо отметить, что в каждом городе региона ситуация с рекламодателями радикально отличается.

«Чем ближе к Владимиру, тем лучше обстоят дела с рекламодателями, – заявляет Александр Меньшиков. – Мы граничим с Московской областью, поэтому у нашей газеты больше идет акцент на московского рекламодателя. Мы, например, сотрудничаем, с такими компаниями, как Сбербанк, МТС, «МегаФон», которые с удовольствием размещаются в наших газетах, чему мы безумно рады. Из Владимира же лично к нам приходит меньше рекламы. Это обусловлено тем, что, например, нам до Владимира тяжелее добраться, чем до Москвы. Кроме автобусов, туда никакого общественного транспорта не ходит, а в Москву у нас электрички двадцать восемь раз в день ходят. Поэтому в данном случае я не могу судить, как обстоят дела именно у областных СМИ с владимирскими рекламодателями, но я знаю, что сейчас очень большое внимание рекламодатели из Москвы уделяют именно нашей области. Но мы делаем большой акцент именно на местных рекламодателей, то бишь продумываем для них какие-то акции и маркетинговые ходы. И мы стараемся, чтобы наша реклама работала и чтобы сам рекламодатель видел, что эта реклама сработала. Мы не боимся стереотипа, что якобы если реклама сработала, то рекламодатель уйдет. Мы, наоборот, гордимся, если реклама сработала, потому что, по нашему опыту, рекламодатели к нам возвращаются, а некоторые и вообще не уходят, то есть размещаются у нас каждый выпуск».

НСМИ поинтересовались и у Татьяны Ткаченко обстановкой на рекламном рынке региона.

«У всех есть сложности с рекламодателями, потому что сейчас кризисное время, поскольку многие предприятия и частный бизнес находятся в сложных ситуациях. Но у нас, например, есть постоянные партнеры, которые, несмотря на все сложности, с нами сотрудничают. И мы им благодарны», – говорит Татьяна Ткаченко.

Но финансовые трудности старается помочь разрешить местная власть. В области существует грантовая программа, которая в основном распределяется на муниципальные СМИ. НСМИ попросили рассказать о поддержке власти Александра Меньшикова: «Администрация Владимирской области поддерживает СМИ, как областные, так и районные. Помимо стандартных договоров об освещении деятельности, которые есть везде, выделяются субсидии и на определенные темы, например, по межнациональным отношениям. В этом году пять СМИ получили субсидии по 130 тысяч рублей. Также проводятся журналистские конкурсы, в которых дают денежные премии в районе от 10 до 18 тысяч. И мы этому очень рады».

Мы спросили наших экспертов и о том, как обстоят дела с работниками СМИ в регионе. Большинство местных журналистов – выпускники Владимирского государственного университета, на котором имеется факультет журналистики. Но, как нам объяснила Татьяна Ткаченко, очень много людей приходит в эту сферу из других областей. «Молодых специалистов практически нет, – сетует Татьяна. – Как правило, у нас в журналистике работают люди, которые не имеют специального образования».

Александр Карпилович считает серьезной проблемой то, что местные журналисты не хотят работать во Владимирской области: «Особых проблем с сильными журналистами наши редакторы не испытывают, ведь рынок журналистского труда во Владимире достаточно ровен. Но есть одно «но»: мы наблюдаем старение кадров, потому что многие молодые люди, получив дипломы, ищут счастья в недалеких от нас столичных городах».

НСМИ спросили у Александра Меньшикова, почему журналисты из Владимирской области стремятся найти работу за пределами своего города: «Зарплата во Владимирской области ниже, чем в Москве, – и это большая проблема, если честно, потому что Москва очень близко от нас, из-за чего все хорошие журналисты, конечно, бегут в столицу за хорошей зарплатой и за карьерным ростом. Но те, кто уже устроил свою жизнь в Александрове, конечно, не рвутся куда-то дальше: их устраивает то, что у них есть дома, в их родном городе. Вот у нас, например, в газете проходила практику журналистка, которая сейчас работает в «Спутнике». И, конечно, мы очень рады и очень гордимся тем, что этот журналист начинал работу именно в нашем издании и что набирался у нас опыта, который теперь использует на федеральном уровне».

«Журналистика вечна»

Медиарынок Владимирской области очень интересен и перспективен. У местных журналистов много грандиозных планов на будущее, которыми они поделились с НСМИ. «Мы надеемся, что в ближайшем будущем мы будем работать в том же направлении, потому что мы считаем, что выбрали его верно, – и это показывают рейтинги. Мы планируем увеличить наш тираж, потому что того тиража, который у нас есть сейчас, уже не хватает, – все расходится подчистую, и люди говорят нам, что им не хватило газет. Еще мы планируем сделать упор на развитие сайта, то есть мы хотим из информационного сайта перейти в формат городского портала, где будут публиковаться новости и от читателей. У нас планируется восемь новых рубрик, которые мы запустим с 1 июля. Такая рубрика, как, например, блоги чиновников, в которых они будут рассказывать, где они были на неделе и что они делали, ведь мы поняли, что нашему читателю интересно видеть чиновников не только как госслужащих, но и как обычного человека, – может быть, он где-то огород пахал на выходных. И мы хотим, чтобы это было написано не журналистом, а именно самим главой или его заместителем. Планов у нас очень много, и мы надеемся, что реализуем их в ближайшее время. И все у нас будет замечательно», – говорит Александр Меньшиков.

Важно сказать, что газете, возглавляемой Александром Меньшиковым, сейчас идет четвертый год. В начале 2015 года газета стала лучшим СМИ Александровского района по результатам голосования муниципальных служащих, а в 2017 году газета стала лидером по цитируемости среди СМИ Владимирской области («Медиалогия», 1 квартал 2017 года).

Татьяна Ткаченко тоже поделилась с нами планами своего сайта: «В планах на будущее – развиваться, ведь мы не только новостной портал, но и организаторы различных проектов, которые являются достаточно успешными, поэтому мы собираемся придумать что-то новое».

НСМИ спросили и Александра Карпиловича, какие планы на будущее у местных СМИ. «Исключительно позитивные планы, – говорит Александр. – Другого варианта быть и не может, потому что невозможно представить современный мир без средств массовой информации. Журналистика вечна».

Источник: «Новости СМИ», выпуск № 13 (462).