О печатных СМИ, их положении в регионах и необходимых мерах по развитию отрасли. Доклад Александра Оськина (АРПП) в Совете Федерации

16 июня с.г. в Совете Федерации состоялось заседание Временной комиссии по информационной политике и взаимодействию со СМИ, посвященное обсуждению актуальных вопросов регионального рынка печати.

Главным вопросом повестки дня стала государственная поддержка периодики в субъектах РФ, а основным докладчиком — председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин. С разрешения автора PlanetaSMI.RU публикует его доклад.

Александр Оськин, председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции:

— В последние годы стало модно говорить о закате эры печатных СМИ. Мы в Ассоциации распространителей печатной продукции, внимательно отслеживая ситуацию на рынке и мониторя его состояние в разрезе ниш и регионов, уверены — подобные заявления несостоятельны. Да, сегодня издательский рынок России, как и аналогичные рынки других стран, испытывает большие сложности, вызванные общим падением интереса к печатному слову. В дополнение к ним в России существует целый спектр негативных факторов, осложняющих и без того непростое положение бумажных газет и журналов. Однако все исследования — и зарубежных экспертов, и отечественных аналитиков, доказывают: качественная, выполненная на высоком журналистском уровне и интересная читателю пресса востребована, а значит, хорошо себя чувствует и развивается.

Огромное значение в нынешний переходный момент на информационном рынке для бумажных СМИ приобретает четко выверенная редакционная политика. Удержать внимание читателя, постоянно стремящегося «перепрыгнуть» в Интернет, можно только путем непрерывного совершенствования выпускаемого продукта и грамотной контентной стратегии. Многие редакции западных СМИ, пересмотревшие устаревшие принципы работы, сегодня могут похвастаться завидными результатами. Поэтому не удивительно, что рост объемов потребления электронного контента на Западе, согласно последним исследованиям, замедлился на фоне повышения интереса к бумажному носителю. Пусть пока рост этот небольшой, но начало процессу положено, и уже с уверенностью можно говорить, что во всем мире наблюдается ренессанс печатного слова.

Что касается нашей страны, то АРПП, по заказу Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, уже на протяжении нескольких лет проводит глобальный мониторинг ситуации на рынке прессы. На основе собранных данных экспертами ассоциации готовятся территориальные рейтинги, характеризующие, в первую очередь, текущие рыночные параметры, условия распространения печатных СМИ и уровень доступности газет и журналов для рядовых граждан.

Доступность печатного слова — важнейший параметр благополучия издательского рынка, характеризующий уровень развития информационной работы с гражданами. Какую бы важную книгу, интересный журнал или актуальную газету вы не издали, сбои в их доставке чреваты тем, что своего читателя они так и не найдут. Именно поэтому столь важна стабильность системы распространения печатной продукции. Но, к сожалению, сегодняшнее состояние дел, — что в сегменте газетной розницы, что в сегменте подписки, — стабильным назвать никак нельзя.

Объем дотаций, направленных на компенсацию издержек, понесенных региональными и муниципальными печатными СМИ, осуществляющими выпуск, распространение и тиражирование социально значимых проектов, в год составляет 300 млн руб. То, что наша власть обращает внимание на рынок печати, важно для его игроков. Однако сумма в размере 300 млн руб. крайне мала для полноценной поддержки отрасли в нынешнее сложное время.

Не поддерживается (а в иных случаях даже более того — целенаправленно уничтожается) в некоторых регионах страны и система распространения печати: книжные магазины, газетные киоски, павильоны прессы, библиотеки...

Сокращение всех этих форматов происходит исключительно по экономическим причинам. На многомиллионную Россию осталось всего 23 тыс. газетных киосков! В среднем по стране в день закрывается (только вдумайтесь!) 10 таких торговых объектов.

Не утешительнее дела и в книжной рознице: в РФ осталось только 1,5 тыс. книжных магазинов. Библиотек насчитывается 43 тыс., но и их количество от года к году снижается.

Таким образом закрываются все возможные каналы доступа к печати. Для многих россиян, трепетно относящихся к бумаге, и предпочитающих фейкам в Интернете выверенное газетное слово, приобретение газеты стало сродни погоне за дефицитным товаром во времена перестройки. Тогда как в развитой стране система доставки информации населению должна работать эффективно и бесперебойно.

***

Отрадно, что на уровне государства за последние несколько лет был предпринят ряд шагов, направленных на развитие издательского рынка и рынка распространения печатных СМИ.

Так, Постановление Правительства РФ №291 «Об утверждении правил установления субъектами РФ нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов...» от 9 апреля 2016 г. определяет минимальное количество торговых объектов с прессой в регионах. Документ хороший, однако не учитывающий специфику нашего рынка, подразумевающего распространение печати в первую очередь через киоски (как основной канал), и только во вторую — через сети супермаркетов (ассортимент периодики в которых куда скромнее). Отчитываясь же по данному постановлению, регионы считают торговые объекты с прессой в совокупности, не учитывая, что супермаркет не в состоянии даже отдаленно представить аналогичный киосковому богатый ассортимент газет и журналов. Поэтому в цифрах требования постановления в некоторых регионах выполняются, а по факту многим изданиям доступ к читателю по-прежнему остается закрыт. В настоящее время АРПП ведет диалог с Министерством промышленности и торговли РФ по вопросу усовершенствования данного документа. Надеемся, нам удастся найти общий подход. Добавлю: даже при нынешних положениях постановления, согласно проведенным мониторингам, изложенные в документе требования выполняются лишь в 40% субъектов РФ.

Не менее значимым для нашей отрасли является Приказ Минкомсвязи №197 от 31 июля 2013 г. «Об утверждении рекомендаций по поддержке и развитию системы розничного распространения периодических печатных изданий и иной печатной продукции в субъектах РФ». В документе содержатся нормы обеспеченности киосками прессы населенных пунктов страны, в зависимости от их статуса. Но, несмотря на важность прописанных параметров, приказ, к великому сожалению, носит исключительно рекомендательный характер. Поэтому совсем не удивительно, что на сегодняшний день прописанные в нем рекомендации в полной мере не выполняются ни на одной территории Российской Федерации.

Третий важнейший для отрасли документ — недавно принятое Распоряжение №719-Р от 17 апреля 2017 г., в котором утвержден комплекс мер по поддержке развития негосударственных организаций в сфере книготорговли и распространения печатных СМИ. В частности документ предполагает создание условий для отнесения торговых объектов с прессой к социально значимым, достижение и превышение норматива минимальной обеспеченности населения нестационарными торговыми объектами «Печатная продукция», принятие региональных программ поддержки и развития чтения. Распоряжение это, безусловно, вселяет в нас некоторую надежду, однако оно далеко не в полной мере отвечает истинным потребностям отрасли, так как практически не затрагивает экономический аспект.

Не будем забывать, что помимо розничных продаж периодики в России исторически развит и подписной канал. Еще со времен Советского Союза подписка на газеты и журналы имела огромное значение в информационной работе с населением, и обеспечивала издателям стабильный канал распространения тиражей. Конечно, перестройка внесла в подписной сегмент свои коррективы, однако после всех треволнений и вплоть до последних лет подписка в России была относительно стабильна. В наши же дни она падает от полугодия к полугодию, и падение это имеет высокие темпы. Причина: отмена в 2014 г. государственных субсидий на доставку подписных тиражей населению, ранее выделяемых «Почте России», и последующий рост доставочных тарифов.

Конечно, некоторые шаги на уровне государства для урегулирования ситуации в этом сегменте были предприняты. Так, под эгидой Минкомсвязи работает Экспертный совет по региональным печатным СМИ, в задачи которого входит составление перечня изданий, рекомендуемых для получения скидки на подписной тариф ФГУП «Почта России». Однако из всего массива издающихся в стране печатных изданий в указанный перечень входит только порядка 2,5 тыс. — капля в море для такого большого рынка, как российский.

Все перечисленные выше меры, хоть и приносят пользу рынку СМИ, однако не решают его основных проблем. О которых, к слову, еще несколько лет назад лично президенту страны В.В.Путину докладывали главные редакторы ведущих федеральных газет. В том числе ими было предложено вернуть субсидии на доставку подписных тиражей населению в размере 6 млрд руб. в год. И хотя такое решение радикальным образом изменило бы ситуацию на издательском рынке, Минфин выступил категорически против него. В итоге Россия на сегодняшний день среди всех развитых стран мира является единственной, где отсутствует помощь государства населению в части подписки на периодическую печать. За последние три года объемы подписных тиражей наших изданий сократились более чем на 40%, упав с 1 млрд экз. в 2013 г. до 550 млн экз. в 2017-м.

Из-за отмены подписных субсидий и последующего роста тарифов подписка на газету стала обходиться читателю дороже, чем поэкземплярная покупка того же издания в розницу. Это нонсенс! Вся суть подписки заключается именно в ее выгодности для читателя: оплачивая редакции деньги наперед, субсидируя издание, читатель вправе рассчитывать на то, что конечный экземпляр газеты ему обойдется дешевле. Именно на основе этой формулы создавался и существует ныне институт подписки во всем мире. Кроме России.

В сотрудничестве с «Почтой России» наша ассоциация провела глубинный анализ плотности подписных тиражей в пересчете на тысячу жителей по всем регионам РФ.

Помимо полученных данных, которые сами по себе уже вызывают большой интерес, мы проследили еще одну тенденцию: в регионах с высокой плотностью подписки выше была и явка на избирательные участки во время последних выборов в Государственную думу, и наоборот — там, где плотность подписки низкая, там и уровень явки оставляет желать лучшего. Зависимость явки на выборы от уровня подписки на печатные СМИ прямая.

Еще один рейтинг, подготовленный АРПП, — Рейтинг регионов РФ с наиболее высоким уровнем обеспеченности киосками прессы.

Ситуация в стране с газетными киосками не менее сложная, чем с подпиской. Отслеживая ее, мы видим как быстро происходит сокращение этого сегмента рынка. Тогда как киоски и павильоны прессы — это специализированные торговые объекты, способные представлять максимально широкий ассортимент печатной продукции. В каждом из них может реализовываться до 1 тыс. наименований газет, журналов и книг. Единственным регионом, где газетная розница развивается, и где власть не на словах, а на деле способствует популяризации чтения среди населения, является Липецкая область. Местные торговые точки с прессой имеют хорошую экономику, а значит и устойчивое развитие, логичным этапом которого стало недавнее открытие в области больших, удобных, красивых павильонов прессы. Тогда как на улицах столицы нашей Родины нет ни одного! В этом смысле очень показательной становится роль главы региона или города: если первое лицо занимается сферой информационного развития и поддержания культуры чтения, та процветает. Если нет — стагнирует.

Что бы проследить данную взаимосвязь несколько лет назад АРПП стала выпускать Рейтинг руководителей субъектов РФ по отношению к системе распространения печатных СМИ. И неслучайно первые места в нем регулярно занимают глава Липецкой области Олег Петрович Королев, и глава Воронежской области Алексей Васильевич Гордеев.

Резюмирую: сегодня на рынке печатных СМИ Росси существует огромный комплекс вопросов, требующих безотлагательного решения. Прежде всего, это меры экономической поддержки отрасли в части уменьшения арендной платы для редакций и точек продаж прессы, урегулирования ценообразования на рынке производства и полиграфии, субсидирования почтовой доставки.

Подписка — вопрос стратегический. В условиях построения системы информационной безопасности страны принципиально важно укреплять этот важнейший институт. Для огромных территорий России, для удаленных хуторов и аулов, подписка на газеты и журналы имеет первостепенное значение в части информирования населения.

Газеты, журналы и книги — это основа духовного и культурного воспитания нашей молодежи. И основа эта сегодня неосмотрительно уничтожается. Мы сами, своими руками, наносим удар за ударом по информационной безопасности страны. Да, несознательно, по соображениям другого рода, но делаем.

Принципиально важно заняться и поддержкой системы книгораспространения. По данным Книжного союза России, сегодня в стране книжных магазинов осталось меньше, чем было в царские времена. А причина все та же: слабая экономика на фоне высокой стоимости аренды.

Не так давно, будучи в США, я посетил один небольшой провинциальный городок, в котором проживает всего около 20 тыс. человек. Каково же было мое удивление, когда на главной его площади я увидел аж три книжных магазина. Стал интересоваться — как же они выживают? Оказалось, что при помощи местных властей, которые, заботясь о культурном развитии жителей города, предоставили книжным магазинам максимально льготные условия по аренде. Как видите, местные власти решают многое не только в России... Но только в России некоторыми чиновниками принимаются решения не в пользу печатного слова, культурного развития и интересов граждан.

В АРПП считают принципиально важным создание на уровне регионов и в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2017 №719-р программы экономической поддержки всей издательской отрасли. Реализация такой программы полностью бы соответствовала глобальным интересам Российской Федерации в части укрепления системы ее информационной безопасности.

Подготовили: Евгения Трушина, Татьяна Иванова.

Источник: PlanetaSMI.ru